Материала по темам контрольной работы № 2

Тема 3.4. Рисунок живой головы. Портрет.

Анатомическую основу головы составляет череп, покрытый мимическими и жевательными мышцами. Сочетание индивидуальных форм скелета головы и мимических мышц создают неповторимые черты человеческого лица.

Рисунок головы отличается от графического портрета. При выполнении портрета должны быть отражены не только внешние характеристики, но и духовные черты личности.

При выполнении рисунка головы её положение может быть в любом ракурсе и при различном освещении, но с обязательным соблюдением законов перспективы.

Виды портретных изображений:

§ изображение головы без включения шеи и плечевого пояса;

§ изображение головы с плечевым поясом, условно «плечевой портрет»;

§ изображение головы с частью тела до середины груди (погрудный портрет);

§ голова с частью тела до талии (поясной портрет);

§ голова с частью тела до колен (поколенный портрет).

Виды портретных изображений людей с соответствующей частью тела как понятия названы условно.

Рисунок живой головы с натуры необходимо выполнять в определенной последовательности. При конструктивном выполнении рисунка сначала определяют положение головы относительно рисующего: в фас, в повороте 3/4 или в профиль. Рисунок начинают с компоновки головы на листе, намечая тонкими линиями её общий абрис. Изображение головы располагают немного выше середины формата и оставляют больше места перед лицом модели. Затем определяют положение линии горизонта относительно натуры, выполняя с учетом этого четкие перспективные построения, как общей формы головы, так и отдельных её частей.

Далее делается прорисовка частей головы с учетом их пространственного положения и формы. Голова напоминает по форме яйцо, с направлением узкой части вниз. Снизу под углом к нему находится цилиндрическая форма шеи, которая соединяется с четырехугольной призмой плечевого пояса.

При изображении лица его детали имеют форму геометрических тел: нос – это призма, глазное яблоко – сфера, входящее в пирамидальное углубление глазницы. Важно при построении рисунка головы наметить границу перехода лицевой части в боковую. Затем проверяется правильность конструктивного построения всех элементов лица с учетом перспективных сокращений и наносится светотень.

На завершающей этапе в рисунке делается тональная проработка формы головы на основе освещения. Общий объем головы изображается по принципу светотеневой моделировки шара:

– намечается самая темная тень;

– более светлым тоном прокладываются все остальные тени;

– легкими штрихами моделируются полутона и светлые части головы.

Как правило, части лица, определяющие индивидуальность человека (глаза, нос, губы, уши) прорабатываются более детально и выделяются посредством светотеневых контрастов. Тональная насыщенность собственных и падающих теней определяется путем сравнения.

Важным этапом на завершающей стадии выполнения рисунка головы является выявление глубины воздушного пространства. Для этого вокруг освещенных частей головы утемняется фон. Темные края изображения головы не должны сильно контрастировать с белым фоном. Все тональные акценты следует располагать на ближних к зрителю частях лица.

Тема 4.2. Рисунок фигуры человека.

В рисунке большое значение имеет грамотное изображение в перспективе фигуры человека в разных положениях, поворотах и ракурсах. Тело человека имеет определенные пропорциональные соотношения частей, при измерении которых голова является модулем фигуры. Голова взрослого человека составляет примерно 1/8 часть всей фигуры. В подростковом возрасте это соотношение равно 1/7 части, а у маленьких детей – 1/5 и 1/4 части. В определенных пропорциональных соотношениях к размеру головы и общей высоте фигуры человека находятся и части его тела: туловище, ноги, руки и т.п.

При фронтальном положении стоящего человека легко определяются пропорции и соотношения отдельных частей его тела. При это парные части фигуры расположены симметрично относительно центральной оси тела.

При повороте человека в 3/4 части его фигуры изображаются в перспективном сокращении. Соотношение частей тела определяется мысленным проведением горизонтальных линий через парные части фигуры (плечи, локти, стопы) и направленных в точку схода на горизонте.

При фронтальном положении сидящего человека сокращается число модульных делений по высоте. Более сложным является построение в перспективе фигуры человека в движении с опорой на одну ногу, с наклоном вперед, в сторону и т.д. В этом случае кроме общих правил пропорционального соотношения частей тела учитываются повороты и направления грудной клетки, плечевого и тазового поясов, коленей и стоп ног, изгиба позвоночника.

Очень важно при рисовании фигуры человека правильно определять положение опорной оси и центра тяжести тела, который находится внизу живота на уровне крестца. Для сохранения равновесия вертикальная линия, проведенная из центра тяжести, проходит через площадь опоры, ограниченную ступнями ног. Умение определять местоположение «осевых» и «парных» опорных точек на теле человека, помогает правильно изображать фигуру в перспективе при разных её движениях, поворотах и ракурсах.

Кратковременные наброски фигуры человека позволяют полнее изучить разнообразие движений и ракурсов, выявить характерные особенности каждой фигуры. Следует воспринимать наброски и зарисовки как тренировочные упражнения для изучения строения тела человека и механизма его движений. Отдельные рисунки могут иметь самостоятельное значение.

Разнообразие материалов для выполнения набросков позволяет использовать различные техники рисунка (линейное и пятновое решения, штриховка, тушевка). Разный материал и технические приемы при выполнении набросков создают и различный характер их восприятия.

Проработка рисунков одетой фигуры во многом будет зависеть от количества времени, отведенного на работу – от 2-3 минут до получаса.

Линейный рисунок позволит передать абрис фигуры и общее движение. Пятновой рисунок может показать светотеневое состояние натуры, то есть создать условный объем.

Характер линий и пятен также позволит отобразить возрастные особенности модели: мягкие тональные пятна подойдут для изображения детей и женщин молодого возрасти, мужские фигуры отличаются большей тональной контрастностью и четкостью линий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: