ТЕМА 3. Психодинамическое направление в психологии личности

Теория личности З.Фрейда. Биографические предпосылки создания теории: родители, наставники, ученики, война. Основные принципы построения теории Фрейда: детерминизм, конфликт, бессознательное. Карта психики: сознание, предсознание, бессознательное. Структура личности: Оно, Я, сверх-Я. Инстинкт как движущая сила. Психосексуальные стадии развития личности: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

Аналитическая теория личности К.Юнга. Краткий биографический очерк. Структура личности по Юнгу: эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное. Комплексы. Архетипы: тень, мудрец, самость, анима (анимус), персона. Проявление архетипов в культуре. Особенности процесса индивидуации. Типология личности: психологические функции и эго-ориентации. Теория Мари Луизы фон Франц.

Индивидуальная психология Адлера.Индивид в концепции А.Адлера. Индивидуальный стиль жизни. Комплекс неполноценности и компенсация. Социальный интерес как показатель психического здоровья. Типы личности в теории Адлена: управляющий, берущий, избегающий, социально-полезный. Влияние порядка рождения на личность.

Эго-теория личности Э. Эриксона. Отличие теории Эриксона от теории Фрейда. Эпигенетический принцип созревания, кризисы развития. Развитие личности - психосоциальные стадии: младенчество: базальное доверие – базальное недоверие; раннее детство: автономия- стыд и сомнение; возраст игры, инициативность- вина; школьный возраст: трудолюбие – неполноценность; юность: эго идентичность – ролевое смешение; ранняя зрелость: интимность – изоляция; средняя зрелость: продуктивность – инертность; поздняя зрелость: эго-интеграция – отчаяние.

Гуманистическая теория личности Э. Фромма. Свобода и бегство от нее: авторитаризм, деструктивность, садизм, мазохизм, конформизм. Экзистенциальные потребности человека: в установлении связей, в преодолении, в корнях, в идентичности, в системе взглядов и преданности. Распад личности: нарциссизм, инцест, некрофилия. Социальные типы характера: рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий, рыночный, продуктивный. Стили жизни: быть или иметь. Необходимость любви в жизни человека.

Социокультурная теория личности К. Хорни. Развитие личности и фрустрация потребностей. Базальная тревога как причина возникновения неврозов. Невротические потребности: (избыточность) в любви и одобрении, в руководстве, в четких ограничениях, во власти, в эксплуатировании, в общественном признании, в восхищении собой, в честолюбии, в автономности, в безупречности. Основные паттерны поведения невротиков: ориентация на людей, против людей, от людей.

Транзактный анализ Э.Берна. Транзакции как необходимый компонент развития личности, поглаживания. Эго-состояния личности: взрослый, родитель, ребенок. Продуктивное и конфликтное взаимодействие. Жизненные сценарии и антисценарии. Родительское программирование. Лягушка, принц, не-победитель. Ритуалы и игры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: