Пример:
«Рапунцель» — месть смещается с отца на любовника. То же в «Турандот».
«Летучий голландец» — любовь смещена с матери (рано умершей) на моряка.
«Валькирия» — ярость смещена с матери (Фрика) на дочь (Брунгильда).
7. Место в жизни
Если посмотреть на того, кто своей судьбой напоминает определенную историю, в голову приходят постоянно повторяющиеся жизненные ситуации, на которых основана эта история, например:
«Братец и сестрица» («Гензель и Гретхен») — братец, который не может удержаться от того, чтобы припасть к источнику, воспринимается матерью и дочерью как сексуально не сдержанный отец (так же, как и в случае с сексуальным контактом, ставшим причиной вынужденной женитьбы);
«Гадкий утенок» — внебрачный ребенок, выдаваемый за родного;
«Счастливый Ганс» — дед, потерявший состояние;
«Красавица и чудовище» — девочка не может покинуть свой дом, так как чувствует себя в ответе за (злого) отца;
«Золушка» — так же, как и дочь, мать и мать матери сами вели себя как золушки;
|
|
«Волк и семеро козлят» — так же, как и сын, отец и отец отца чувствовали пренебрежение со стороны своих жен.
Симптомы
Отдавая предпочтение той или иной истории, человек демонстрирует определенные симптомы или стиль поведения, например:
«Звездные талеры» — иногда истощение; «Русалка» — боль в ногах;
«Спящая красавица» — в ее присутствии другие засыпают; иногда — прекращение развития в 13 лет;
«Волк и семеро козлят» — рассказчик часто носит окладистую бороду;
«Счастливый Ганс» — рассказчик смеется, когда что-то теряет.
Решения
Иногда сама история предлагает нам решение, например:
«Сказка о том, как сын ушел из дому, чтобы узнать, что такое страх» — герой прежде всего должен научиться отношениям с женщиной;
«Гензель и Гретель» — брат и сестра должны признать, что они могут рассчитывать только друг на друга;
«Русалка» — она должна вернуться к себе подобным.
Контристории
Можно предложить следующие стратегии для развенчания историй-судеб:
1) изложение прямого смысла истории;
2) преувеличение иллюзии;
3) на поворотном пункте избрать иное направление развития сюжета, например:
Гадкий утенок не возвращается к матери, а продолжает свой
путь;
Гамлет — вместо того, чтобы отомстить матери, уезжает с
Офелией в Англию;
4) введение исключенного персонажа или события;
5) развенчание обманных стратегий;
6) указание на место в жизни;
7) работа с решениями, предложенными самой историей.