ВВЕДЕНИЕ: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
Экономическая теория, экономические учения вполне очевидно занимаются экономикой, очень важной сферой человеческой деятельности. Сейчас имеется целая система экономических наук. История экономических учений является одной из них. Более того, она находится на стыке наук. Это и экономическая и историческая наука.Но прежде всего экономическая.
Экономическое мышление является ровесником человеческого общества. Первоначально экономическая мысль не выделялась в виде отдельной формы мышления, и представляется очень трудным, если вообще возможным, кристаллизовать ее абсолютно начальные результаты. Истоками считаются и папирусы Древнего Египта, и законы царя Хамурапи, и древнеиндийский тракта «Артхашастра». Интересные и весьма поучительные экономические заповеди содержатся в Библии. В сочинениях Аристотеля, Ксенофонта, Платона можно увидеть различные варианты теоретического осмысления экономического бытия.
Экономика современного общества представляет собой сложный организм, который существует благодаря внутренним взаимосвязям. В них задействован буквально каждый человек. Отсюда видна справедливость слов лауреата Нобелевской премии профессора Пола Самуэльсона (США): «Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория имеет дело с такими проблемами, которые касаются всех нас без исключения…» [1]
Среди экономистов прошлого и настоящего нет единства взглядов на предмет экономической науки, т.е. на то, что она изучает.
Однако большинство экономистов считает, что экономическая наука, экономикс— это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества.
Предметом ИЭУ является экономическая наука в ретроспективе, развитие экономической мысли.
В современных условиях усиливается роль экономической теории в подъеме результативности общественного производства. Поэтому во всех странах мира в вузах отводится значительное место ее изучению. Широкое экономическое образование везде относят к числу важных общечеловеческих ценностей, позволяющих добиться дальнейшего прогресса цивилизации. Изучение ИЭУ позволяет более глубоко и осмысленно уяснить современные экономические теории и делать правильные выводы для практики.
Здесь уместно привести высказывание Людвига фон Мизеса о назначении экономической теории: «Проблемы экономической организации общества — совсем не подходящая тема для легкой беседы за коктейлем. Не могут они быть адекватно рассмотрены и демагогами, разглагольствующими на массовых митингах. Это серьёзные вещи. Они требуют усердных занятий. К ним нельзя относиться легкомысленно". [2].
Порядок проведения занятий по ИЭУ:
· лекции, их направляющая роль;
· семинары: подготовка, участие в обсуждении; сам. работы, тестирование;
· литература;
· индивидуальная самостоятельная работа — систематичность, целеустремленность (выгодно систематически работать и посещать занятия);
· каждому в течение семестра подготовить реферат и доложить его содержание на семинаре или во внеучебное время;
· зачёт, экзамен по курсу;
· рейтинговая система оценки знаний.
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Экономическая мысль возникла ещё в древнем мире, в эпоху рабовладения. Особенностью её тогда была дифференцированность (неотделимость) экономической мысли от политико-правовой, религиозной идеологии.
Уже в коплективном трактате "Гуань цзы" (Китай, 4-3 вв. до н.э.) труд провозглашался источником могущества государства; выдвигалась важная идея об эквивалентности обмена.
В трактате "Артхашастр а" (Индия, конец 4 в. до н.э.) величина стоимости определяется количеством «дней работы». Каутилья (автор) отличает рыночную цену от стоимости.
В Древней Греции историк и философ Ксенофонт (450-355 до н.э.) восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. Он анализировал разделение труда. "Тот, кто выполняет наиболее простую работу, выполняет её наилучшим образом". Одним из первых поставил вопрос о двух сторонах товара, рассматривая ценность в смысле потребительной стоимости и меновой стоимости.
Платон (427-347 до н.э.) считал, что в процессе обмена приводится к соразмерности и единообразию несоразмерные и разнообразные товары. Высказал догадку, что деньги выполняют не только функции средства обращения и сокровища, но и функцию меры стоимости. Цены должны регулироваться государственной властью. В основу цен положил такую, которая бы обеспечивала получение умеренной прибыли.
Аристотель (384-322 до н.э.) выделял экономику и хрематистику. Экономика имеет целью приобретение потребительных стоимостей, необходимых для жизни и для домашнего хозяйства, а также государства. Деятельность такого рода имеет предел. Она является необходимой и обусловлена естественными причинами. Хрематистика - это искусство наживать состояние путём торговли. В "искусстве наживать состояние никогда не бывает предела в достижении цели, а целью здесь оказывается богатство и обладание деньгами". В отличие от экономики, хрематистика не является необходимой и не сообразуется с законами природы.
Большой вклад в развитие экономической мысли Аристотель внёс своим анализом формы стоимости. Он отмечал: вещь может быть использована ♦ или для удовлетворения определённой потребности, ♦ или для обмена. Эти два свойства он считал потребительными стоимостями, причём первый способ использования вещи он объявлял естественным, а второй - неестественным. Анализируя обмен, он сделал очень важный вывод: "как без обмена не было бы...взаимоотношений, так без приравнивания - обмена, а без соизмеримости - приравнивания". Он понимал, что "в действительности вещи столь различные не могут стать соизмеримыми. Он не смог найти ту общую субстанцию (первооснова, сущность всех вещей), которая делает возможными приравнивание и соизмеримость товаров. Единой мерой товаров считал "потребность, которая всё связывает вместе". Монета появилась по общему уговору.
Аристотель анализировал и развитие форм торговли. Он показал, как от меновой торговли (Т-Т) (бартер сейчас называют) осуществляется переход к товарному обращению (Т-Д-Т), а затем и к обращению денег в качестве капитала (Д-Т-Д'). Он проводил различие между обращением денег как денег и обращением денег как капитала. Использование денег для получения прибыли он относил к сфере хре-матистики, осуждал такую деятельность.
Величайший средневековой философ, итальянский епископ ФомаАквинский (1225-1274) разработал свою теорию справедливой иены, последовав за Аристотелем. В своей "Никомаховой этике" Аристотель утверждал, что меновая или договорная справедливость требует обмена эквивалентов. Фома Аквинский считал, что эта эквивалентность должна выражаться в издержках производства, главным образом, в трудовых затратах. Вместе с тем он подчёркивал, что все товары оцениваются только в их отношении к человеческим потребностям [3].
2. МЕРКАНТИЛИЗМ
Впериод разложения феодализма и возникновения капитализма (XIV-XVII века: позднее средневековье) деньги становятся воплощением как индивидуального, так и наионального богатства; и поэтому главным предметом экономической мысли. Появляется меркантилизм как экономическое учение [4].
Характерные черты меркантилизма:
1) деньги рассматриваются как абсолютная форма богатства;
2) предметом исследования выступает почти исключительно сфера обращения;
3) накопление богатства (разумеется, в денежной форме) происходит в форме прибыли от внешней торговли или же непосредственно в ходе добычи благородных металлов.
Центральным пунктомраннего м еркантилизма (последняя треть XV-середина XVI века) является система «денежного баланса». Политэкономия поздними меркантилистами (вторая половина XVI-XVI1 века) рассматривалась как наука о торговом балансе, а её основная задача - "много продавать - мало покупать".
Французский меркантилист А.Монкретьен (ок. 1575-1621) в работе "Трактат политической экономии" (1615) ввёл термин, давший название экономической науке.
Крупным представителем французского меркантилизма был Монкретьен (1575-1622). Он доказывал, что купцы выполняют в государстве весьма полезную функцию.
Монкретьен соглашался с афоризмом, что "деньги - это нерв войны". Утверждал, что "золото оказалось могущественнее железа". Тем самым объяснял стремление каждого крупного государства к максимальному увеличению количества добываемого золота. Вместе с тем у Монкретьена встречаются высказывания, где благородным металлам противопоставляет средства существования. "Не обилие золота и серебра, - писал он, - не количество жемчуга и алмазов делает государство богатым, но наличие предметов, необходимых для жизни и для одежды; у кого их больше, у того больше благосостояния. Воистину - мы стали и богаче золотом и серебром, чем наши отцы; но не зажиточнее и не богаче". Это высказывание, конечно, выходило за рамки меркантилизма.
В своей работе "Трактат политической экономии" (1613) Монкретьен ввёл термин "политическая экономия", давший название экономической науке. Но политическая экономия излагалась им как совокупность правил хозяйственной деятельности. Монкретьен считал, что "счастье людей - в богатстве, а богатство - в труде". Роскошь правомерна лишь при потреблении местной продукции, когда её производители получают работу и "прибыль остаётся внутри страны". Купцы "более чем полезны".
Монкретьен отстаивает монопольное положение французского купечества на рынках Франции, выступает за покровительство промышленности и за организацию новых мануфактур. Он отождествляет интересы подданных, государства с самим государем, на которого возлагал функции непосредственного регулирования экономической жизни страны. Торговля - "главная цель различных ремёсел". Торговая прибыль правомерна, она компенсирует риск. Одновременно иностранцы сравнивались с насосом, выкачивающим богатство из Франции. Предлагались их изгнание, развитие промышленности, усовершенствование её продукции.
В высказываниях о крестьянстве просматривается забота Монкретьена об улучшении его положения. Он писал: "Влага всегда оседает на низы; так и тяготы несёт, главным образом, народ. Хлебопашцы - что ноги у государства: они поднимают и несут всю тяжесть его тела. О них вам, государь, надлежит особо позаботиться.
По мнению Монкретьена, революцию можно объяснить "крайней бедностью одних и непомерным богатством других". Поэтому единственным средством, которое может предотвратить назревание революционного взрыва, - это улучшение материального положения народных масс. Интерес Монкретьена к условиям жизни крестьян является одной из специфических особенностей его взглядов.
Во Франции активным проводником меркантилистской политики был министр Людовика XIV в 1661-1683 годах Жан Батист Кольбер (1619-1683), отсюда кольбертизм. Для обеспечения активного торгового баланса Кольбер всемерно поощрял развитие промышленности (прежде всего королевской мануфактурной), ввёл протекционистский таможенный тариф. Он разрешал ввоз и затруднял вывоз сельхозпродуктов и т.п.
Меркантилисты стоимость товара усматривали в естественных свойствах золота и серебра. Теория денег, разработанная меркантилистами, получила название в литературе как металлистическая теория денег, т.е. сущность денег объясняется их естественными свойствами.
Внимание меркантилистов сосредоточивалось прежде всего на двух функциях денег -сокровищ и мировых денег В этих функциях деньги выступают как всеобщее воплощение общественного богатства. И это правильно. Они правильно также отмечали важную особенность денежного обращения, состоящую в том, что деньги постоянно выпадают из обращения; что существует стремление удержать их от обращения, сохранить как сокровище.
Главный источник прибыли они видели в неэквивалентном обмене во внешней торговле. Они выдвинули тезис, что труд является производительным лишь в тех отраслях, продукты которых при вывозе их за границу приносят больше денег, чем они стоили, т.е. доставляют прибыль.
Отождествляя рост богатства с увеличением денежной массы, они сводили (приравнивали)
Меркантилисты стоимость товара усматривали в естественных свойствах золота и серебра. Они явились родоначальниками позднейших теорий денег (в т.ч. и современных - количественной, номиналистической).
Главный источник прибыли они видели в неэквивалентном обмене во внешней торговле [5]. Они выдвинули тезис, что труд является производительным лишь в тех отраслях, продукты которых пои вывозе их за границу приносят больше денег, чем они стоили, т.е. доставляют прибыль.
Отождествляя рост богатства с увеличением денежной массы, они сводили (приравнивали) производительный труд к особому виду конкретного труда по добыче золота и сереб ра.
Взгляды меркантилистов образуют предысторию политэкономии. Меркантилизм в разных странах имел общие черты, но отличался разной национальной окраской. В Англии, где рано началось обуржуазивание землевладельцев, меркантилизм содействовал одновременному развитию капитализма в промышленности и в сельском хозяйстве. Во Франции активным проводником меркантилистской политики был министр Людовика XIV в 1661-1683 годах Жан Батист Кольбер (1619-1683), отсюда кольбертизм. Для обеспечения активного торгового баланса Кольбер всемерно поощрял развитие промышленности (прежде всего королевской мануфактурной), ввёл протекционистский таможенный тариф. Он разрешал ввоз и затруднял вывоз сельхозпродуктов и т.п.
В России меркантилизм получил развитие в XVII-XVIII веках (Ордин-Нащокин = 1605-1683;Юрий Крижач =1617-1683; Пётр I = 1672-1725). Иван Тихонович Посошков (1652-1726) - деятель петровского времени. Главное произведение по экономике - "Книга о скудости и богатстве" (1724). Посошков защищал активный торговый баланс, но подчинял его развитию товарооборота внутри страны. Считал, что нельзя считать богатым государство, если там любыми средствами деньги собирают в казну. Необходимо, чтобы народ его был богатым.* Богатство же не отождествлял с деньгами. Он считал более полезным увеличение материальных благ, чем денег. Источник национального богатства он видел в труде.
3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТ. ЭКОНОМИИ
Экономисты классической школы впервые занялись исследованием капиталистического производства. Они стремились познать внутреннюю сущность экономических явлений капитализма.
Родоначальником классической политэкономии в Англии является Уильям ПЕТТИ (1623-1687). У него ещё нет единой и цельной системы теоретических взглядов. Но он делает попытку объяснить такие экономические явления, как цена товара, заработная плата, цена земли и другие, исходя из теории трудовой стоимости, основателем которой он и является.
Непосредственным источником стоимости он считал только труд по добыче золота и серебра (т.е. денежного материала). Здесь просматривается влияние меркантилизма.
У Петти ещё нет чёткого разграничения между стоимостью и потребительной стоимостью. Ему принадлежит известное изречение: "Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля его мать". Зарплата представлялась ему естественной ценой труда. Её величину определял минимумом средств существования рабочих.
Рента, по Петти, - это стоимость земледельческих продуктов за вычетом издержек производства, к которым относил затраты на семена и зарплату. Следовательно, рента у него выступает фактически как продукт прибавочного труда. Рента создаётся в сельском хозяйстве в связи с различным плодородием и различным местонахождением земельных участков.
Стоимость, или цена, земли представляет сумму определённого числа годичных рент, т.е. капитализированную ренту. Считал для Англии его времени она равнялась 21 годичных рент (числу совместной продолжительности грех поколений (дед - 50 лет, отец - 27, сын - 7 лет).
Прибыль как самостоятельную категорию Петти не рассматривал, выделял лишь ссудный процент ("денежную ренту").
Пьер Баугильбер (1646-1714) является наряду с У.Петти родоначальником теории трудовой стоимости. Главной причиной упадка народного хозяйства Франции он считал экономическую политику кольбертизма (Кольбер в 1661-1683 министр финансов Людовика XIV). Он подчёркивал необходимость реформы налоговой системы. По его мнению, целесообразны только те налоги, которые способствуют развитию хозяйства и не противоречат его природе (Идея, что экономика развивается по законам, которые нельзя нарушать. Актуально!). Буагильбер требовал свободы торговли, которая обеспечит гармонию интересов. Экономические закономерности искал не в сфере обращения (как меркантилисты), а в сфере производства.
Основой богатства и благосостояния государства является сельское хозяйство, которому принадлежит решающая роль в развитии экономики.
Целью товарного производства Буагильбер объявил потребление (Так ли? нет!). Он в сущности обращает внимание только на вещественное содержание богатства, на потребительную стоимость, на потребление. Фанатически борется против денег, в которых видел основное зло. Единственную функцию денег признавал он - это средство обмена. Причём эту функцию обращения может выполнять любой товар и делал вывод, что металлические деньги могут быть заменены бумажными.
ФИЗИОКРАТЫ (Франсуа КЕНЭ, 1694-1774; А.ТЮРГО, 1727-1781) выступили с решительной критикой меркантилизма. Они совершили поворот от анализа обращения к анализу производства. Однако они ограничили сферу производства лишь рамками сельского хозяйства. Кенэ вы двинул учение об эквивалентности обмена.
Центральное место в экономической системе физиократов занимало учение о "чистом продукте", под которым Кенэ понимал разницу между СОП и издержками производства. Он считал, что "чистый продукт" создаётся только в земледелии (под воздействием сил природы увеличивается количество потребительной стоимости).
Физиократы сводили стоимость к потребительной стоимости. Их интересовала только количественная сторона, величина избытка полученного в процессе производства потребительных стоимостей над теми, которые в нём потреблены (а это обнаруживалось в земледелии).
В соответствии со взглядами на чистый продукт, Кенэ делил общество на три класса: ♦ производительный (фермеры), ♦ земельных собственников, ♦ "бесплодный" (называл его также промышленниками).
Меркантилисты капитал отождествляли с деньгами. Кенэ же считал, что не деньги сами по себе, а приобретаемые на них средства производства представляют капитал. Последний рассматривается как вечная, неисторическая категория.
Кенэ ввёл разграничение между отдельными частями капитала по хар актеру их об о рота: ♦ первоначальные авансы (затраты на с-х инвентарь, постройки, скот и т.п.), ♦ ежегодные авансы (затраты на семена, основные с-х работы, рабочую силу).
Впервые в истории ПЭ ввёлпонятие "общественное в осп роизводство " как постоянное повторение производства и сбыта. Описание воспроизводства он дал в знаменитой "Экономической таблице"(1758), в которой впервые в истории эк.теории анализировал основные пропорции и линии реализации общественного продукта. Таблица Кенэ - первая в истории ПЭ макроэкономическая сетка натуральных (товарных) и денежных потоков материальных ценностей.
Валовой продукт в земледелии Франции = 5 млрд. ливров (продовольствие - 4 млрд.; сырьё - 1 млрд),
Кроме этого продукта фермеры имеют деньги = 2 млрд. ливров, которые выплачивают землевладельцам в качестве аренды.
Промышленники (бесплодный) класс = продукцию 2 млрд.л.
Значит ООП = 7 млрд ливров.
Кенэ показывает, что доходы реализуются, продукт общества совершает полный оборот и потребляется тремя классами.
Схема, положенная в основу экономической таблицы, весьма условна. Но главное в этой таблице не математическое соответствие цифровых данных, а сама идея поиска и табличного (наглядного) изображения взаимосвязей продуктовых потоков на макроуровне.
Итак, в отличие от меркантилистов, которые занимались обобщением поверхностных явлений в сфере обращения, экономисты классической школы изучали внутренние экономические связи буржуазного общества/пришедшего на смену феодализму. Объектом их исследования стало материально® производство. У.Петти, П.Буагильбер, Ф.Кенэ внесли существенный вклад в развитие экономической науки.
4. КЛАС-КАЯ ШКОЛА ПОЛИТЭКОНОМИИ: А.СМИТ. Д.РИКАРДО
Классическая политическая экономия в зрелом виде представлена именами А.Смита и Д.Рикардо.
Экономисты классической школы впервые занялись исследованием капиталистического производства. Они стремились познать внутреннюю сущность экономических явлений капитализма.
Адам СМИТ (1723-1790), великий экономист Великобритании XVIII века; Давид РИКАРДО (1772-1823) - начала ХIХ века. Великобритания во второй половине XVIII-первой четверти XIX в. была самой передовой в экономическом отношении страной.
А.Смит был экономистом мануфактурного периода. Он рассматривал человеческое общество прежде всего как меновой союз", в котором люди руководствуются стремлением к личной выгоде. Каждый человек рассматривается как "экономический человек ". Смит писал о "невидимой руке ".
Он отрицательно относился к меркантилизму, выступал против протекционизма, за свободу внешней торговли. Положительно относился к учению физиократов (Ф.Кенэ, А.Тюрго), считая, что богатство страны - не в деньгах, а в массе товаров.
Главный труд А.Смита - "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776). "Богатство народов" начинается со ставшего хрестоматийным примера разделения труда в булавочной мануфактуре, которое повышает производительность труда тремя способами: *1) увеличивается ловкость и искусство отдельного рабочего, * 2) экономится время при переходе от одного вида работы к другому, * 3) способствует изобретению машин.
Повышение производительности труда - главный фактор роста богатства. Разделение трудаобъяснял психологиейчеловека, склонностью его к обмену,
стремлением к личной выгоде. Рост разделения труда и расширение обмена идут параллельно, подталкивая друг друга. Важную роль в этом процессе играют деньги, которые стихийно выделились из товарного мира. Особо выделял функцию денег как средства обращения ("великое колесо обращения").
В основу своих взглядов Смит положил теорию трудовой стоимости. Он определял стоимость затраченным на производство товара трудом. Считал, что обмен товаров осуществляется по стоимости.
Смит определил и разграничил потребительную и меновую стоимость товара. Он признавал равнозначность всех видов производительного труда как создателя и конечного мерила стоимости. [Физиократы - (Кенэ)- только в земледелии производ.труд]. Смит считал, что стоимость непременно должна выражаться в меновых пропорциях, в количественном отношении обмена товарами, а при достаточно развитом товарном производстве - в деньгах.
Смит понимал, что величина стоимости определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами.
Вместе с тем Смит не смог о бъяснить противоречие в теории стоимости при капитализме: как возникает прибыль при покупке и продаже товара по стоимости. Он сделал вывод, что стоимость определялась трудом только при простом товарном производстве, а при капитализме стоимость товара образуется путём сложения зарплаты, прибыли и ренты, приходящихся на единицу товара.
Смит анализирует распределение доходов между классами. По его мнению в обществе существуют три основных класса: ♦ землевладельцы - получают доход в виде земельной ренты; ♦ капиталисты - в виде прибыли; ♦ рабочий класс - заработную плату.
В основе величины зарплаты лежит стоимость средств существования, необходимых для рабочего и его семьи Низшей границей нормальной зарплаты является физический минимум Он выступал за высокую зарплату, которая стимулирует рост производительности труда.
Прибыль - разница между стоимостью, добавленной трудом, и зарплатой (это
- "m". В других случаях - (m-r-%).
Прибыль как доход на капитал определяется "стоимостью употреблённого в дело капитала и бывает больше или меньше в зависимости от размеров этого капитала" и её не следует путать с заработной платой, устанавливаемой в "соответствии с количеством тяжестью или сложностью... предполагаемого труда по надзору и управлению [6].
Ренту, наряду с прибылью, Смит характеризовал как нетрудовой доход, как вычет в пользу землевладельца из стоимости товара.
Капитал автором "Богатства народов" характеризуется как одна из двух частей запасов, "от которой ожидают получать доход", а "другая часть - эта часть, которая идёт на непосредственное...потребление..."1. В отличие от физиократов, по Смиту, производительным является капитал, занятый не только в сельском хозяйстве, но и во всей сфере материального производства. Смит различал основной и оборотный капитал, впервые ввёл эти термины.
В теории воспроизводства общественного капитала Смит провёл важное различие между валовым и чистым доходом общества. Под валовым доходом он понимал весь годовой продукт страны в стоимостной форме, включая все материальные затраты вместе с повторным счётом сырья и материалов. Под чистым доходом он понимал либо фонд потребления как таковой, либо фонд потребления вместе с накопляемой частью дохода. (V+M, V+M,)
Стоимость отдельного товара, как и годового продукта, по Смиту, состоит только из доходов - зарплаты, прибыли и ренты. Вопрос о перенесённой стоимости средств производства Смит решал так: если даже в цене товара есть элемент, не разлагаемый непосредственно на доходы, то он всё равно в конечном счёте представляет чьи-то доходы, полученные на предыдущих стадиях обработки. Выпадение постоянного капитала при анализе воспроизводства общественного капитала К.Марксом характеризовалось как " догма Смита ".
Следует отметить и концепцию А.Смита о производительном и непроизводительном труде. ♦ Производительный - труд, который создаёт стоимость, воплощается в каком-либо отдельном предмете или товаре, на покупку которого затрачивается капитал. ♦ Непроизводительный труд - это услуга...
РИКАРДО (1772-1823) - экономист промыш-ного переворота.
Экономическая система Рикардо возникла как продолжение, развитие и критика теории Смита. Основной труд Рикардо - "НАЧАЛА политической экономии и налогового обложения" (1817г.).
Уже в предисловии к своей книге, Рикардо обращает внимание на две ключевые, на его взгляд, проблемы экономической теории: *1) солидаризируясь с А.Смитом, он также выделяет в обществе три основных класса (владельцы земли; собственники денег и капитала, необходимого для её обработки; рабочие, трудом которых она обрабатывается) и три вида доходов (рента, прибыль, заработная плата). * 2) даёт свою трактовку "главной задачи политической экономии, заключающуюся в том, чтобы "определить законы, которые управляют этим распределением" [7]
Центральное место в учении Д.Рикардо занимает теория стоимости. Он подчёркивает, что источником стоимости может быть только труд, затраченный на производство данного товара.
Рикардо видел проблему преобразования стоимости в цену производства и пытался её решить.
Говоря о с тоимости и бога т стве, Рикардо указывал на различие между ними. "Стоимость зависит не от изобилия, а от трудности или лёгкости производства".
Рикардо в основном развивал взгляды Смита на первичные доходы трёх главных классов общества. Он ясно видел, что труд представляет собой единственный источник стоимости.
Труд подобно другим товарам имеет естественную и рыночную стоимость. Зарплата удерживается на голодном уровне в силу естественных законов.
Прибыль всегда выступает у него как остаток после вычета из стоимости товара затрат на зарплату. Кроме того, он считал прибыль пропорциональной величине авансированного капитала. Заметив, что в реальной жизни норма прибыли имеет тенденцию уравниваться, он заявил о тождественности стоимости товара и цены производства.
Главная проблема, которая занимала Рикардо при трактовке прибыли, заключалась в тенденции к понижению её нормы. Рикардо опасался, что понижение нормы прибыли в конечном счёте поведёт к уменьшению накопления капитала. Капиталом он считал средства производства а также затраты капиталистов на зарплату рабочих.
Теорию земельной ренты Рикардо построил на основе теории трудовой стоимости. Он считал,что источником ренты является не какая-то особая щедрость земли, а прилагаемый к земле труд в условиях определённых отношений собственности. По его мнению стоимость с-х продукции определяется затратами труда на относительно худших участках, по современной терминологии - предельных участках, где осуществляются предельные вложения капитала. Избыток же продукции, получаемый на землях лучшего качества и представляет собой ренту. Согласно взглядам Рикардо, высокие рентные платежи являются следствием высоких цен на с-х продукцию, которая и заставляет вовлекать в оборот земли худшего качества. А поскольку регулятором цены с-х продукции является продукция, производящаяся при наибольших затратах труда, то и рента, по мнению Рикардо, не может входить в качестве составной части в её цену. Рента есть результат высоких цен и то, что получает землевладелец таким путём, он получает за счёт всего общества. Всё дело сводится к тому, что один класс получает выгоду за счёт другого.
Рикардо обосновал принцип сравнительного преимущества во внешней торговле. Необязательно, чтобы она имела абсолютное преимущество поданному товару. Достаточно, чтобы она имела сравнительное преимущество, т.е. чтобы по данному товару соотношение её затрат с затратами других стран было более благоприятно для неё, чем по другим товарам, (альтернативные издержки)
Рикардо продвинулся вперед в понимании основного и оборотного капитала по сравнению с А.Смитом. Он делил капитал на основной и оборотный в зависимости от скорости изнашивания, необходимости воспроизводства.
Рикардо считал невозможными кризисы общего перепроизводства. Поэтому полная реализация производимых товаров не может быть проблемой для капиталистического хозяйства. Он воспроизводил концепцию Сэя, исключавшую возникновение перепроизводства и кризисов сбыта. Рикардо называл самым большим заблуждением предположение, что может существовать нация, не нуждающаяся в каких-либо товарах. Он считал, что может возникать избыток товаров, но они "всегда найду: рынок сбыта".
Центральную проблему капиталистического хозяйства Рикардо видел в обеспечении достаточного накопления капитала.
Но надо иметь в виду, что Рикардо работал над книгой "Начала ПЭ и налогового обложения" (1817), когда общих промышленных кризисов ещё не было и условия для них не созрели. Первый такой кризис произошёл в 1825 г.
Тезис об отсутствии проблемы реализации служил у него ещё одним аргументом в пользу свободы капиталистического предпринимательства.
Капиталистическое хозяйство представлялось Рикардо самонастраивающейся системой с идеальными обратными связями,
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ следует отметить, что экономические проблемы заслуживали внимание мыслителей с древних времён. В трудах Ксенофонта, Платона, Аристотеля речь идёт уже о разделении труда, о натуральном и товарном хозяйствах, о существовании товарно-денежных отношений, о развитии торговли и ростовщического капитала. Древние римляне разрабатывали правовые вопросы частной собственности.
Главной предпосылкой генезиса меркантилизма было разложение феодализма и зарождение капитализма. Меркантилисты занимались в основном обобщением поверхностных явлений в сфере обращения, вырабатывали рекомендации для экономической политики государям.
Можно выделит следующие основные черты классической буржуазной ПЭ (Уильяма Петти. Пьер Буагильбер, Франсуа_Кенэ, Анн Тюрго, Адама Смита и Давида Рикардо):
*1. Для неё было характерно стремление проникнуть с помощью метода логической абстракции вглубь экономических явлений и процессов. Она анализировала действительность с большой объективностью и беспристрастием.
♦ 2. Классическая буржуазная ПЭ исходила из существования объективных эк.законов. Эти законы способны обеспечивать естественное равновесие в эк.системе, которой свойственна тенденция к саморегулированию.
♦ 3. Центральная идея классической буржуазной ПЭ - теория стоимости. Но классическая ПЭ оказалась не в состоянии применить теорию трудовой стоимости к условиям реального капитализма.
♦ 4. Классическая ПЭ анализировала классовую структуру буржуазного общества. Она сделала вывод, что источником доходов капиталистов и землевладельцев является эксплуатация труда наёмных рабочих.
♦ 5. Были достигнуты важные успехи в исследовании механизма воспроизводства общественного капитал. Но многие важнее особенности этого механизма не были выяснены. Они отрицали возможность кризисов перепроизводства.
[1] Самуэльсон П. Экономика. Пер. с англ. М., 1964. С.23.
[2] Мизес Л. род. в 1881г. в Австро-Венгрии, проф. венского университета (1913-38); в 1938-40гг. жил и работал в Швейцарии. В 1940г. переехал в США, с 1945г. - проф. Нью-Йоркского университета / Эк.энц.ПЭ, т.2, с.488.
[3] Тааши Нериши. История экономической теории. М., 1995, с. 18-19.
[4] фр. mercantilisme <итал. mercante торговец, купец.
[5] Томас Мен = 1571-1641гг.
[6] Анталогия эк.классики. Т.1. С.119
[7] Антология...Т. 1. С.399.