Построение знаний

Фаза построения знаний – это та часть урока, когда учащиеся «проводят исследование», чтобы больше узнать о данной теме.

Теперь учитель подготавливает учеников к чтению текста. Ученики будут использовать метод «Чтение в паре / Обобщение в паре», и это поможет им обдумывать материал, который они читают. Поскольку ученики до этого не пользовались этим методом, учитель специально выделяет время, чтобы подробно представить этот метод.

Учитель: Сейчас мы прочитаем текст, в котором рассказывается о сохранении слонов и некоторых проблемах, которые в связи с этим возникают. Прежде, чем мы начнем читать, давайте вспомним вопросы, которые у нас появились, и посмотрим, не сможем ли мы найти ответы на них при чтении текста.

Учитель вновь зачитывает вопросы из колонки «Хотим узнать». Кроме того ищите в тексте новые идеи, вопросы о которых мы не придумали.

Прежде, чем ученики начинают читать, учитель демонстрирует, как выполняется чтение в паре /обобщение в паре.

Учитель: Я хочу, чтобы вы прочитали текст с помощью особого метода, который называется «Чтение в паре /Обобщение в паре». Внимательно слушайте, когда я будут демонстрировать, что вам надо будет делать. Сначала я прочитаю абзац, а затем я обобщу его содержание.

Учитель читает:

Слоны и фермеры

Во многих африканских странах популяция слонов продолжает сокращаться. Однако в некоторых странах давно осуществляемые меры по сохранению слонов оказались настолько успешны, что численность слонов там сейчас больше, чем когда-либо в истории (как мы можем судить по письменным свидетельствам).

Учитель: Я вам продемонстрирую, как мы обобщаем содержание абзаца:В этом абзаце говорилось о том, что численность слонов в основном сокращается, однако, в некоторых африканских странах слонов стало больше чем когда-либо прежде. Это произошло благодаря тому, что усилия по их сохранению оказались успешными. Видите? Я сказал вам важные идеи, но не все детали.

Итак, один партнер читает абзац и обобщает его. А другой партнер задает вопросы по этому абзацу. Я вам это тоже сейчас продемонстрирую. Вот вопрос по абзацу, который вы только что прослушали: “Каковы могут быть ‘меры по сохранению слонов’, которые упоминаются в этом абзаце?”

Ученики дают ответы.

Учитель: Это все хорошие ответы. А вот еще один вопрос: «В статье говорится, что в некоторых местах численность слонов больше чем когда-либо раньше. Как вы считаете – это хорошо или плохо? Что в этом хорошего? Что в этом плохого?»

Ученики опять дают ответы.

Учитель: Теперь, после того как я продемонстрировал вам, как обобщать текст и как задавать вопросы по тексту, я предлагаю вам объединиться в пары. Сначала один из вас прочитает следующий абзац. Затем тот же самый ученик обобщит его, как я только что вам показал. Другой ученик должен задать два или три хороших вопроса по этому абзацу. Вы оба должны попытаться ответить на каждый вопрос.

Специалисты по охране животных называют это победой, но для африканских фермеров, это еще один пример того, как силы природы грозят уничтожить их и без того скудные средства к существованию. Слоны в поисках пищи, которой в результате роста их популяции становится все меньше, могут уничтожить за несколько часов целую плантацию. Падает доходность крупных ферм, которая итак уже находится под угрозой в результате роста цен на семена и удобрения и воздействия глобализации. Для семьи фермера даже одно нашествие стада слонов может означать потерю результатов их труда за целый сезон, разрушение дома и, возможно, лишение средств к существованию.

Учитель предоставляет ученикам время прочитать абзац и обобщить его. Учитель ходит молча по классу и слушает обобщения, которые делают ученики в парах.

Учитель: Пожалуйста, остановитесь. Кому удалось хорошо обобщить этот абзац? В нем много информации, правда? Что в нем говорится?

Ученик 16: «В этом абзаце говорится, что иногда слоны разрушают фермы».

Учитель: Это правильно. Но давайте попробуем включить в обобщение еще несколько важных идей. Давайте послушаем еще кого-нибудь.

Ученик 17: «Когда слонов много, им приходится ходить в поисках пищи все дальше и дальше. Слоны заходят в большие фермерские хозяйства и наносят им ущерб, и фермеры не могут заработать денег. Они разрушают маленькие фермы, и тогда у фермера не остается ничего».

Учитель: В этом обобщении хорошо отражено несколько важных деталей. Все понимают, что обобщение должно быть короче и проще, чем прочитанный в книге параграф, но в нем также должны содержаться самые важные идеи?

Теперь давайте продолжим. Сейчас настало время второму партнеру задать вопросы по абзацу.

Учитель прохаживается по классу в течение нескольких минут и слушает, как ученики задают вопросы. Когда большая часть учеников закончили, учитель говорит: «Давайте послушаем один из твоих вопросов».

Ученик 18: «Почему автор упоминает ‘глобализацию‘, говоря об уменьшении доходов у фермеров?»

Учитель: Хороший вопрос. Почему бы тебе не спросить это у всего класса?

Ученик задает вопрос, а ученики предлагают ответы.

Учитель: Хорошо. Я вижу, что вы знаете, как обобщать содержание абзаца и как задавать вопросы по абзацу. Когда вы будете читать следующие два абзаца, я не буду вас останавливать. Помните: тот, кто последним задавал вопросы, читает следующий абзац и обобщает его. Другой ученик будет задавать два или три вопроса по нему, и оба постараются ответить на эти вопросы. Затем вы поменяетесь ролями, когда будете читать следующий абзац. Продолжайте меняться ролями при чтении каждого следующего абзаца, пока не дочитаете статью до конца.

Продолжение статьи:

Именно эти факты заставляют многих фермеров требовать снова разрешить охоту на слонов, а также разрешить продажу их мяса, кожи и слоновой кости. Стоимость одного бивня может быть равна доходу от работы на ферме за несколько лет. В мире, где средства существования бедных людей находятся под угрозой в большей мере нежели существование слонов, этот аргумент представляется все более и более убедительным. Помимо этого легализация сократила бы необходимость в дорогостоящем патрулировании силами военизированной полицейской охраны, которая используется для борьбы против браконьеров и контрабандистов слоновой костью.

Однако многие защитники природы с ужасом отреагировали на это предложение. Они утверждают, что легализация охоты на слонов – даже если отстрел слонов будет строго контролироваться – приведет к свободе охоты для всех, и слоны снова окажутся на грани вымирания. Снова вернутся коррупция и эксплуатация, связанные с торговлей слоновой костью. И для многих сама идея убийства такого величественного, благородного и умного животного как слон столь же неприемлема, как и убийство кита.

Учитель ходит от одной пары к другой и слушает, как ученики обобщают абзацы и задают к ним вопросы. Если он видит, что ученики понимают, что они делают, он дает им возможность продолжать работу. Если он видит, что тому или иному ученику необходимо помочь сделать обобщение или придумать вопросы для прояснения содержания, он вмешивается и предлагает свою помощь. Если учитель обнаруживает, что помощь нужна многим ученикам, он привлекает внимание всего класса и напоминает всем, как нужно обобщать и как задавать вопросы.

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: