Анализируем этот урок

В начале урока вам было предложено рассмотреть этот урок в двух аспектах: в качестве ученика в классе и в качестве учителя.

Проанализируйте, какие у вас были ощущения в качестве ученика, участвовавшего в этом уроке (полезно записать свои мысли на бумаге).

Как вы себя чувствовали? – вам было интересно или скучно, вы были вовлечены в происходящее или отгорожены от всего, вы ощущали свою важность, у вас было ощущение, что вами управляют или что вас контролируют?

Какого рода мыслительные операции вы проделали? – вы запоминали детали, находили основные идеи, заглядывали вглубь важных проблем или интерпретировали и поддерживали свою интерпретацию аргументами?

Что вы вынесете с этого урока? – информацию, важные идеи или навыки мышления?

А теперь продумайте этот урок как будто вы были учителем. Вспомните этапы этого урока. Они были таковы:

Структурированный обзор: Краткая лекция для того, чтобы «подготовить сцену» для урока.

Знаем - Хотим узнать - Узнали (З-Х-У): Метод, который позволяет напомнить учащимся то, что они знают, и заставляет их сформулировать вопросы, помогающие направлять их поиск для лучшего понимания этой темы

Чтение в паре / Обобщение в паре: Метод, при котором партнеры помогают друг другу читать текст с пониманием.

Линия ценностей: Метод, который позволяет ученикам занять определенную позицию по дискутируемой проблеме или вопросу и защищать свою позицию аргументами.

Сочинение-пятиминутка: Краткое аналитическое эссе, которое заставляет учеников собрать воедино свои мысли и аргументы по теме.

Методы

структурированный обзор

Структурированный обзор (Ausubel, 1973) – это краткая лекция или объяснение, которое дается в начале урока, чтобы пробудить у учащихся любопытство, представить ключевые понятия и подготовить их к изучению собственно урока.

обоснование: Теория обучения говорит нам, что учащиеся учатся, связывая новую информацию с тем, что они уже знают. Однако, если их знания по теме, полученные ими ранее, являются неполными или сумбурными, то краткий обзор фоновых знаний поможет подготовить их к изучению новой информации. Структурированный обзор дает возможность учителю дать ученикам лишь столько информации, чтобы позволить им усваивать начавшийся урок.

количество учеников в группе:от шести до шестидесяти

необходимое время: Структурированный обзор должен быть кратким – обычно не более чем пять минут.

ход работы:

Шаг 1:Продумайте урок и решите, какие идеи или вопросы, содержащиеся в нем, будут знакомы или интересны учащимся. Подумайте, какие понятия и какие слова учащиеся должны понимать для того, чтобы усвоить урок. Сделайте список всего этого.

Шаг 2:Приготовьте карты или диаграммы или принесите предметы, которые могли бы разжечь интерес учащихся.

Шаг 3: Прочитайте ученикам короткую лекцию (не более пяти минут), в которой вы изложите ключевые моменты.

Шаг 4:Ваша лекция должна быть увлекательной и интерактивной: задавайте вопросы и поощряйте комментарии.

Шаг 5:Закончите, сказав: «Посмотрим». Иначе говоря, ваша задача – вызвать интерес и предвкушение.

примечание: Помните, что структурированный обзор должен быть кратким. В нем вы предоставляете учащимся лишь столько информации, чтобы они могли активно участвовать в уроке, но обзор не должен замещать собой активный урок.

ЗНАЕМ /ХОТИМ УЗНАТЬ /УЗНАЛИ, или «З-Х-У»

«З-Х-У» можно использовать для того, чтобы структурировать целый урок. В ходе работы учеников сначала просят подумать о том, что они уже знают о теме этого урока, задать вопросы по этой теме и найти ответы на эти вопросы.

обоснование: Теория обучения говорит нам, что активное обучение лучше, чем пассивное обучение. Учащиеся учатся лучше всего, когда они 1) вспоминают то, что они уже знают; 2) задают вопросы; 3) подтверждают свои новые знания. С помощью этого метода мы заставляем их проделать все это.

количество учеников в группе:6-60

необходимое время: от 45 минут до нескольких уроков

ход работы:

Шаг 1: Начните, назвав тему и попросив учеников подумать о том, что они уже знают об этом. Прежде чем просить учеников отвечать, полезно сначала попросить их совместно с партнером составить список своих идей.

Шаг 2:Нарисуйте таблицу З-Х-У на доске или на большом листе бумаги.

Шаг 3:Попросите учеников высказаться и назвать то, что им известно по этой теме. Запишите их идеи в колонке «Что мы знаем?» Вы можете организовывать их мысли по категориям – по мере того, как ученики их высказывают.

Шаг 4: Теперь попросите учеников подумать, какие вопросы у них есть по этой теме. Они могут начать с того, что проанализируют то, что они уже знают, и найдут те области, где их знания не являются полными. Запишите их вопросы в таблицу в колонку «Что мы хотим узнать?» Если необходимо, добавьте несколько своих собственных вопросов.

Шаг 5:Теперь учащимся необходимо прочитать текст (или прослушать лекцию, или что-то изучить /проделать какое-то исследование). Им необходимо напоминать, чтобы они искали ответы на свои вопросы и отмечали все новые идеи, которых они не ожидали.

Шаг 6:Ученики сообщают о том, что они узнали из текста. Сначала они сообщают о тех ответах, которые они нашли на свои вопросы, а затем они сообщают обо всех интересных или важных идеях, которые они обнаружили. Учитель все это записывает в таблицу в колонке «Что мы узнали?»

ОЦЕНКА:Имеется три способа оценить, чему научились учащиеся в ходе этого урока:

1) Учитель может понаблюдать, насколько хорошо ученики участвуют в учебных занятиях /заданиях. Прежде всего учителю необходимо знать, насколько успешно прошел урок. Когда мы вводим новые методы обучения, может потребоваться несколько попыток апробации метода, чтобы и ученики, и учитель научились хорошо ими пользоваться. Учитель может спросить себя:

Насколько хорошо класс в целом и каждый учащийся выполняли свои роли в ходе выполнения задания «Чтения в парах /Обобщения в парах»?

Насколько полно и продуктивно класс в целом и каждый учащийся участвовали в задании «Линия ценностей»?

2) Учитель может оценить, как усвоили дети содержание – проверить их понимание идей, выраженных в тексте. Учителю также необходимо знать, усвоили ли ученики важнейшую информацию и понятия урока. Учащихся можно попросить продемонстрировать (с помощью письменного теста или в процессе устного опроса) их понимание того, что говорится в тексте, и того, что в нем подразумевается, путем ответа на вопросы типа:

Почему сейчас поднимается вопрос об уничтожении слонов?

Каковы причины того, что фермеры хотят отстреливать слонов?

Каковы причины того, что защитники природы не хотят позволить фермерам производить отстрел слонов?

3) Учитель может оценить мыслительные процессы учащихся – в данном случае их способность занимать определенную позицию и поддерживать свою точку зрения аргументами. Работы учеников можно оценить на основании критериев типа:

Ясно ли учащийся сформулировал свою позицию?

Подкрепил ли учащийся свою точку зрения двумя или более аргументами?

Ясно ли ученик провел связь между сформулированной позицией и теми аргументами, которые он привел в ее поддержку?

примечание: Метод «З-Х-У» является хорошим способом структурировать урок, который посвящен какой-то информативной тематике. Его не рекомендуется использовать для работы с литературными произведениями. В тех случаях, когда у учащихся недостаточно начальных фоновых знаний по теме, прежде чем использовать «З-Х-У» сначала можно использовать «Структурированный обзор» - как мы сделали в данном уроке.

ЧТЕНИЕ В ПАРАХ/ ОБОБЩЕНИЕ В ПАРАХ

Чтение в парах /Обобщение в парах (Vaughn and Estes, 1986; Steele and Meredith, 1997) это метод, когда учащиеся в парах внимательно читают текст, чтобы добиться его понимания.

обоснование: Как и в других заданиях, предусматривающих обучение сообща, метод «Чтение в парах /Обобщение в парах» позволяет ученикам проявлять больше инициативы в процессе собственного обучения и обучения друг друга. Этот метод предназначен для того, чтобы способствовать различным видам мышления, и чтобы все это в совокупности способствовало пониманию.

количество учеников в группе:2-200

необходимое время: «Чтение в парах /Обобщение в парах» требует в 3-4 раза больше времени, чем просто чтение текста вслух. Для экономии времени можно предложить учащимся прочитать, используя «Чтение в парах /Обобщение в парах», только первые 4-6 абзацев, а затем читать текст самостоятельно.

ход работы:

Шаг 1:Выберите информативный текст разумной длины. В нем либо должны быть короткие абзацы (не более чем по три предложения в каждом), либо вам следует разбить его на короткие разделы.

Шаг 2: Если этот метод является новым для учеников, вам следует его сначала продемонстрировать

а) Прочтите вслух абзац и обобщите его содержание. Объясните, что это одна из двух ролей при выполнении этого задания. Объясните, что из себя представляет обобщение: оно короче, чем исходный текст, но содержит все его основные идеи.

б) Задайте два вопроса по тексту и попросите учеников ответить на них. Объясните, что это вторая из двух ролей при выполнении этого задания.

Шаг 3: Попросите учеников объединиться в пары. Объясните, что один ученик прочитает первый абзац (или отмеченный вами отрывок) и обобщит его, как вы продемонстрировали. Предоставьте время, чтобы все это сделали. Затем проверьте понимание, попросив несколько учеников сделать обобщения. Если необходимо, сделайте комментарии.

Теперь попросите второго ученика в паре задать вопросы по этому отрывку. После того, как они это сделают, проверьте понимание, попросив нескольких учеников назвать свои вопросы. Опять, если необходимо, сделайте комментарии, сказав, как можно их улучшить.

Шаг 4: Когда ученики поймут, как выполняется такое задание, попросите их продолжать работу самостоятельно – читать, обобщать и задавать вопросы по тексту – абзац за абзацем. Напоминайте им меняться ролями после чтения и обсуждения каждого абзаца.

примечание: «Чтение в парах /Обобщение в парах» представляет собой хороший способ заставить учеников внимательно прочитать трудный текст.

ЛИНИЯ ЦЕННОСТЕЙ

«Линия ценностей» является заданием /занятием, которое предполагает обучение сообща, и рекомендуется для того, чтобы сформировать /выявить у учащихся мнение по таким проблемным вопросам, где возможны различные ответы (то есть, возможны различные степени согласия или несогласия с каким-то заявлением /утверждением).

обоснование: Очень полезно научить учащихся признавать и уважать различие мнений. Полезно, чтобы учащиеся учились отстаивать свои убеждения, даже когда их друзья с ними не согласны. «Линия ценностей» предназначена для того, чтобы привлечь внимание учеников к какому-то проблемному вопросу и помочь им решить, что они думают по этому поводу; осознать, что по одному и тому же вопросу могут быть различные мнения; а также занять позицию по вопросу и уметь сформулировать свои аргументы в пользу своего мнения.

количество учеников в группе:от 6 до 60.

необходимое время: «Линию ценностей» можно выполнить за 15 минут.

ход работы:

Шаг 1:Учитель задает вопрос всему классу. Это должен быть такой вопрос, который допускает различные мнения – от уверенного «да» до уверенного «нет». Таким вопросом может быть, например: «Что более важно: сохранение окружающей среды или удовлетворение насущных сегодняшних потребностей людей?»

Шаг 2:Каждый ученик самостоятельно обдумывает этот вопрос и, возможно, записывает свой ответ.

Шаг 3: Учитель и еще один ученик становятся в противоположные концы класса. Каждый из них утверждает крайнюю позицию по этому проблемному вопросу: и их утверждения диаметрально противоречат друг другу.

Шаг 4:Ученикам предлагается занять место где-то вдоль воображаемой линии между этими двумя крайними позициями, в соответствии с тем, с каким из этих крайних полюсов они больше согласны.

Шаг 5:Учитель напоминает ученикам, чтобы они обсудили со стоящими рядом учениками свои ответы на данный вопрос – для того, чтобы убедиться, что они стоят вместе с теми, кто разделяет их точку зрения. Если выясняется, что их точки зрения отличаются, то им необходимо подвинуться в ту или другую сторону.

Шаг 6:Ученики могут продолжить обсуждать свои ответы с учениками, стоящими по обе стороны от них.

Шаг 7:Учитель просит, чтобы один ученик от каждой группы сформулировал позицию этой малой группы по данной проблеме. После заявления каждой группы учитель приглашает всех, желающих изменить свою позицию, перейти на другое место.

примечание:

Ученики с удовольствием выполняют задание «Линия ценностей», потому что им нравится двигаться по классу и обсуждать свое мнение с другими. Интересно физически продемонстрировать им, что же означает «занимать позицию» и «изменять свою позицию» по проблемному вопросу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: