История и развитие

Столетиями искусство являлось для людей источником наслаждения, но лечение с помощью искусства – феномен относительно новый. Термин арт-терапия (art therapy, буквально: «терапия искусством») ввел в употребление Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Вскоре это словосочетание стало применяться по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводятся в больницах и центрах психического здоровья, хотя многие считают такое определение слишком широким и неточным. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать их и давать им выражение. Вообще утилитарное применение символов можно проследить до пещерных рисунков первобытных людей. Наши далекие предки пользовались символическими изображениями, пытаясь определить смысл человеческого существования и свое место во Вселенной. Искусство является отражением культуры и общественного устройства, которыми оно порождено. В нашем веке это подтверждается быстрой сменой стилей искусства, которая сопровождает изменение представлений о моральных и культурных ценностях.

В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды, по которым конечный продукт художественной деятельности пациента, будь то рисунок, картина или скульптура, считается выражением неосознаваемых психических процессов. В 20-х годах Принцхорн (Prinzhorn, 1922/ 1977) выполнил свое классическое исследование творчества пациентов с психическими заболеваниями и пришел к выводу, что произведения этих больных отражают их наиболее интенсивные внутренние конфликты. В Соединенных Штатах одним из пионеров в области использования искусства в терапевтических целях была Маргарет Наумбург. Свою деятельность в этой сфере она начала в Психиатрическом институте штата Нью-Йорк, работая с детьми, у которых имелись проблемы с поведением. Позже Маргарет Наумбург разработала для штата Нью-Йорк несколько психоаналитически ориентированных программ подготовки специалистов по арт-терапии. Ее работы основаны на представлениях Фрейда, согласно которым первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются не вербально, а в форме образов и символов (Naumburg, 1966).

Арт-терапия используется как средство общения терапевта с пациентом на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения – все те явления, которые анализируются психотерапевтами фрейдистской ориентации. Хотя сам Фрейд (Freud, 1922/ 1963) в своей работе с пациентами не пользовался арт-терапией, он был близок к тому, чтобы именно ей отдать предпочтение:

Мы переживаем их [сновидения] по большей части как зрительные образы. В сновидениях могут присутствовать чувства или ощущения, в них могут вплетаться мысли, но тем не менее сновидения – это в первую очередь зрительные образы. И отчасти затруднения при описании сновидений возникают именно в связи с тем, что для этого приходится пользоваться словами. «Я мог бы это нарисовать, – часто можно услышать от видевшего сон человека, – но я не знаю, как описать это словами» [р. 90].

Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, не особенно задумываясь о своих произведениях, то есть – спонтанно. Хотя Фрейд вполне осознавал, что бессознательное проявляется в символических образах, в своей практике он не пользовался результатами художественного творчества своих пациентов и не побуждал их к этому. Зато Карл Юнг настойчиво предлагал пациентам отражать свои сны, мечты и фантазии в рисунках. Идеи Юнга о существовании персональных и универсальных символов и о возможности использования силы воображения в терапевтических целях оказали глубокое влияние на тех, кто занимается арт-терапией в настоящее время (Garai, 1978).

Исторически сложилось так, что специалисты по арт-терапии всего лишь помогали психологам и психиатрам уточнять диагноз или выбирать способ лечения на основе анализа рисунков, сделанных детьми или находящимися на лечении в стационаре взрослыми. Как будет видно из дальнейшего изложения, такое использование материалов художественного творчества отличается от использования проективных тестов, например теста Роршаха или тематического апперцептивного теста (ТАТ), при проведении которых тестируемые лица должны реагировать на пятна произвольной формы или рисунки.

В настоящее время специалисты по арт-терапии имеют признанный статус независимых практиков, которые могут внести свой вклад в изучение личности и в процесс лечения. Однако с этим согласны не все. Следует отметить, что в рамках данного подхода существуют два направления. Сторонниками одного направления являются многочисленные специалисты в области социальной реабилитации и трудовой терапии, например Эдит Крамер (Kramer, 1958, 1978). Они считают, что искусство обладает целительным действием само по себе, и не рассматривают арт-терапию как суррогат психотерапии. Эти терапевты ставят искусство выше собственно терапевтических процедур и исключают из своего арсенала те из них, которые не ориентированы на стимуляцию творческого процесса. К сторонникам другого направления принадлежит, например, Маргарет Наумбург. С ее позиций, творческими целями можно поступиться ради терапевтических. Такие психотерапевты обычно имеют врачебную подготовку. Они считают, что, хотя арт-терапию можно применять и самостоятельно, по большей части она является всего лишь приложением к более традиционным психотерапевтическим подходам. Несмотря на существующие различия, оба направления рассматривают изобразительное искусство как средство для интеграции и реинтеграции личности (Ulman, 1975).

В настоящее время арт-терапия находит применение не только в больничных палатах, но и в психокоррекционных группах, где она используется как в чистом виде, так и в качестве одной из вспомогательных методик. Значительная часть специалистов по арт-терапии в Северной Америке продолжает придерживаться фрейдистских или юнговских позиций. Однако многие испытали влияние гуманистической психологии и находят, что гуманистические теории личности создают более подходящую основу для работы с пси-хокоррекционными группами, чем психоаналитическая теория (Hodnett, 1972-1973).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: