Основные понятия. Арт-терапия может способствовать достижению следующих целей: (McNiff, 1976)

Арт-терапия может способствовать достижению следующих целей: (McNiff, 1976).

Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение.

Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной психотерапии. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.

Получить материал для интерпретаций и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и пациент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают терапевту изобилие информации о пациенте, который сам может помогать в интерпретации своих произведений.

Проработать мысли и чувства, которые пациент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

Наладить отношения между терапевтом и пациентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками и картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Кроме описанных эффектов, использование изобразительного искусства в работе с психокоррекционными группами дает и дополнительные результаты, стимулируя воображение и помогая разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками. Искусство приносит радость, и это важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или она является результатом осознания возможности развлечься, а то и подурачиться.

Спонтанное рисование и лепка

В психотерапевтическом контексте можно сказать, что занятия изобразительным искусством носят спонтанный характер – в отличие от тщательно организованной деятельности по обучению пациентов рисованию или рукоделию. Практически все специалисты по арт-терапии согласны друг с другом в том, что художественные таланты и специальная подготовка пациентов не играют роли при использовании изобразительного искусства в качестве терапевтического средства. При проведении арт-терапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате осуществления этого акта. Руководители поощряют участников выражать свои внутренние переживания как можно более произвольно и спонтанно и совершенно не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ.

Карл Юнг считал, что воображение и творчество сами по себе обладают целительной силой. Роль фантазии в творческих процессах описана Юнгом так:

Не только художник, но и каждый, кто наделен творческими способностями, обязан своей фантазии всем лучшим, что он сделал в жизни. Динамическим началом фантазии является игра – занятие, которое считается детским и, в качестве такового, несовместимым с серьезным подходом к любой работе. Но без этой игры фантазий никакая творческая работа не может быть ни начата, ни проделана [Jung, 1921/1970, р. 63].

При описании творческой деятельности, в процессе которой субъект наблюдает за развитием своих фантазий, не пытаясь сознательно воздействовать на них, Юнг использовал термин «активное воображение» (Kramer, 1958). Хорошим примером применения спонтанного фантазирования в арт-терапии может служить методика, основанная на рисовании каракулей, когда пациент без какого-либо предварительного замысла рисует линию, не отрывая карандаша от бумаги. Смысл этого упражнения в том, что, выполняя его, пациент спонтанно выражает свои текущие переживания. Когда члены психотерапевтической группы заняты рисованием каракулей, из глубины души каждого всплывает неосознанное. По окончании этого процесса участникам предлагают попытаться определить, что означают загогулины, предметы или фигуры, которые явились им из подсознания. Такие приемы аналогичны методам, которые и сам Юнг применял для того, чтобы развивать «активное воображение» своих пациентов (Юнг предлагал им в своем воображении завершать «недосмотренные» сны).

Сублимация

В психоаналитической теории сублимация описывается как один из механизмов психологической защиты. В процессе сублимации асоциальные импульсы трансформируются (преобразуются) и направляются на стимуляцию иных, социально приемлемых форм поведения, что приводит к компромиссному удовлетворению исходных (первичных) потребностей, являющихся причиной этих импульсов (Kramer, 1958). Хотя все защитные механизмы помогают индивиду справляться с тревогой, сублимация в этом отношении наиболее адаптивна, поскольку она приводит к результатам, которые получают социальное одобрение. В соответствии с теорией психоанализа, одним из случаев сублимации можно считать творчество, в ходе которого художник трансформирует свои фантазии в художественные образы.

Для терапевтов психоаналитического направления, использующих арт-терапию, сублимация является основным понятием, поскольку искусство может одновременно и преобразовать такие чувства, как гнев, боль, тревога, страх, подавленность, и помочь их выразить. Исторически сложилось так, что искусство помогало людям не только выражать конфликты, возникающие на почве столкновения инстинктивных импульсов (желаний) с социальными ограничениями, но и разрешать эти конфликты. Глиняная композиция, спонтанно выполненная одним из участников группы арт-терапии, тихим и замкнутым 30-летним мужчиной, который готовился стать священником, наглядно иллюстрирует такой конфликт (Lyddiatt, 1971). Композиция включала фигурку человека, исповедующегося перед священником. На голове его было начертано слово «сомнение». За фигурой священника располагалась еще одна – свирепого, дьявольского вида, с острыми зубами, а сбоку была поставлена фигура, которая изображала мать, нежно обнимающую своего ребенка. Все вместе отражало двойственное и противоречивое отношение автора к церкви.

По утверждению Эдит Крамер (Kramer, 1958; р. 16), «каждое произведение искусства, по сути, отражает конфликт между мотивами, которые придают ему жизненность и в значительной степени определяют его форму и содержание». При всей своей абстрактности и символичности искусство позволяет нам выражать в социально приемлемой форме наши инстинктивные импульсы, благодаря чему мы до некоторой степени освобождаемся от них.

Те специалисты по арт-терапии, которые относятся к психоанализу менее лояльно, считают фрейдистскую концепцию сублимации слишком ограниченной (Garai, 1978). Они утверждают, что мотивы творческого самовыражения автономны и имманентно присущи личности, а не являются результатом подавления сексуальности или агрессивности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: