Людьми

* Джон Донн (1572--1631) -- английский поэт. Приводимая О. Саксом

знаменитая цитата взята из произведения Донна "Молитвы на случай"; полная

фраза звучит так: "Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе:

каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море

береговой Утес, меньше станет Европа, и то же случится, если смоет край Мыса

или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет

меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай никогда, по

ком звонит Колокол: он звонит по Тебе".

Мертв ли остров, отрезанный от материка? Совсем не обязательно. Даже

если все "горизонтальные" связи человека с обществом и культурой нарушены,

остаются и даже усиливаются "вертикальные" связи -- прямое соприкосновение с

природой и реальностью, никак не опосредованное участием других людей. Этот

"вертикальный" контакт в случае Хосе приводит к поразительным результатам.

Его восприятие, его рисунки производят впечатление прямого прорыва к истине,

в них есть какая-то кристальная ясность без малейшего намека на

двусмысленность и компромиссы, связанные с оценками и влиянием окружающих.

Все это приводит нас к следующему вопросу: найдется ли в мире хоть

какое-то место для человека-острова -- для существа, которое невозможно

приручить и слить с материком? Способна ли большая земля освободить место и

принять в свое лоно абсолютно уникальное явление? Здесь есть много общего с

реакцией культуры и общества на гения. (Я, конечно, далек от идеи, что все

аутисты -- гении, и просто указываю на сходную уникальность их положения

среди других людей).

Возвращаясь к Хосе -- какое будущее ему уготовано? Можно ли вообразить

мир, который, не уничтожая и не подавляя, воспринял бы его особую природу и

нашел применение его талантам? Может статься, острый глаз и любовь к

растениям позволят ему заняться оформлением научных изданий, начать

иллюстрировать работы ботаников, травники, зоологические или анатомические

тексты (взглянем, к примеру, на рисунок, который он сделал, когда я показал

ему учебник с изображением многослойной ткани под названием "реснитчатый

эпителий")? А может, он сумел бы сопровождать научные экспедиции и делать

зарисовки с натуры (он одинаково хорошо пишет красками и изготовляет

макеты)? Способность к абсолютной концентрации делает его идеальным

ассистентом.

Совершим еще один, пусть странный, но не такой уж абсурдный прыжок

воображения: не мог бы Хосе, со всеми причудами его характера и мышления,

иллюстрировать сказки, детские стихи, библейские истории, мифы? Да, конечно,

он не умеет читать, и слова представляются ему всего лишь рядами затейливых

форм, -- но ведь есть еще искусство каллиграфии, возможность создавать

изысканные буквицы рукописных бревиариев и молитвенников!

Работая с мозаикой и мореным деревом, он уже изготовил для церквей

несколько прекрасных запрестольных образов; он вырезал также ряд

удивительных надписей на надгробных плитах. А еще он печатает на ручном

станке разнообразные материалы для больницы, и его шрифты и орнаменты

достойны лучших иллюстраторов "Великой хартии вольностей". Итак, подобные

занятия вполне доступны для Хосе, и, стань художественное ремесло его

профессией, он мог бы приносить пользу и радость окружающим и занять свое

место в жизни. Но, увы, для этого должны найтись внимательные и чуткие люди

с достаточными ре сурсами, чтобы подготовить его и подыскать ему работу.

Оглядываясь вокруг, я подозреваю, что встреча Хосе с такими людьми

крайне маловероятна. Скорее всего, звезда его так и не взойдет, и,

бесполезный, всеми забытый, подобно множеству других аутистов, он до конца

дней будет прозябать в глухой палате государственной больницы.

¶Постскриптум

После публикации этой истории я вновь получил множество писем и статей.

Самой интересной оказалась корреспонденция от Клары Парк, посвященная

аутизму*.

* В 70-х годах Клара Парк опубликовала книгу "Осада", в которой описала

первые восемь лет своей жизни с больной аутизмом дочерью (см. библиографию).

В 2002 году появилась вторая книга Клары Парк (с предисловием Оливера Сакса)

-- "Выходя из Нирваны", где рассказывается о дальнейшей судьбе девочки.

Несмотря на то, что Надя из одноименной книги -- возможно, единственный

в своем роде ребенок (что-то вроде Пикассо), художественные таланты в целом

достаточно широко распространены среди аутистов (это подозревает и Найджел

Деннис). Выявить их нелегко. Тест "Нарисуй человечка", разработанный Флоренс

Гуденаф, как и все другие стандартные тесты, тут почти бесполезен. Должна

произойти спонтанная вспышка художественного творчества -- как это случилось

с Хосе, Надей и Эллой, дочерью Клары Парк.

В серьезном и хорошо иллюстрированном обзоре книги "Надя", появившемся

в 1978 году, Клара Парк, анализируя мировую литературу по этой теме, а также

опыт работы с собственным ребенком, перечисляет главные особенности рисунков

детей-аутистов. В ее список входят и "негативные" черты, такие как

вторичность и стереотипность, и "позитивные" -- способность к

воспроизведению по памяти, а также способность к изображению восприятий (а

не представлений), приводящая к особой непосредственности и

одухотворенности. Клара Парк отмечает также относительное безразличие таких

детей к оценкам и реакциям окружающих, что может приводить к непреодолимым

трудностям в обучении. Опыт, однако, показывает, что с этим можно

справиться. Дети-аутисты до определенной степени реагируют на внимание и

усилия педагогов, и особым образом построенный процесс обучения может

привести к успеху.

Клара Парк не только описывает жизнь с дочерью (ставшей к настоящему

времени художницей), но и приводит удивительные и почти неизвестные

результаты японских ученых Моришимы и Моцуги, которые добились значительных

успехов, помогая талантливым, но почти не поддающимся обучению

детям-аутистам профессионально работать в области изобразительных искусств.

Моришима использует особые техники обучения ("структурную тренировку

навыков"), основанные на классической японской традиции отношений мастера и

подмастерья; он также поощряет использование рисунка в качестве средства

общения. Но такая формальная подготовка, несмотря на всю ее важность,

недостаточна. Требуется более тесный, эмоциональный контакт. Последнюю часть

своей книги я хотел бы закончить словами, завершающими обзор Клары Парк:

<i>Секрет успеха, скорее всего, не в этом. Он -- в самоотверженности

Моцуги, поселившего одаренного ребенка-аутиста у себя дома. Моцуги пишет:

"Талант Янамуры удалось развить благодаря приобщению к его душе. Учитель

должен любить бесхитростную красоту "простого" существа, уметь погружаться в

чистый мир наивного сознания".</i>

Библиография

<i>Основная литература</i>

Хьюлингс Джексон, Курт Голдштейн, Генри Хед, А. Р. Лурия -- выдающиеся

ученые, отцы неврологии. Их размышления и открытия посвящены проблемам, не

так уж сильно отличающимся от тех, с которыми приходится сталкиваться

сегодня нам. Работа любого невролога неотделима от их идей, и представители

этой четверки снова и снова появляются на страницах моей книги.

Существует тенденция сводить сложные характеры ученых к стереотипам,

игнорировать масштаб и плодотворные противоречия их мысли. Я часто упоминаю

о классической джексоновской неврологии, но Хьюлингс Джексон, писавший о

"сновидных состояниях" и "реминисценциях", не похож на Джексона, видевшего

мышление в терминах исчисления пропозиций. Первый -- поэт, второй -- логик,

но оба -- один и тот же человек. Генри Хед, любитель диаграмм и схем,

разительно отличается от Хеда, описавшего "тональное чувство", а Голдштейна,

так абстрактно излагающего теорию "Абстрактного", восхищают подробности

индивидуальных случаев.

У А. Р. Лурии эта двойственность является сознательной. Он считает

необходимым писать книги двух видов: с одной стороны, формальные,

структурные исследования ("Высшие корковые функции человека"), с другой --

художественные биографии ("Ум мнемониста"). Первую группу работ он называет

классической, вторую -- романтической.

Джексон, Голдштейн, Хед и Лурия составляют интеллектуальное ядро

неврологии. Они задают главное измерение моей собственной мысли, и в

частности этой книги. Как следствие, я чаще всего обращаюсь к их трудам. В

идеале, я хотел бы работать со всем корпусом их текстов, поскольку лишь

взятое в целом творчество ученого передает его характерные особенности,

однако в целях практических я ссылаюсь лишь на ключевые, наиболее доступные

издания.

Хьюлингс Джексон

Прекрасные описания отдельных болезней существовали и до Хьюлингса

Джексона (см. к примеру работу Джеймса Паркинсона "Эссе о дрожательном

параличе", написанную в 1817 году), но в них не было обобщений и

систематизации нервных функций. Хьюлингс Джексон -- основатель неврологии

как науки. Его основные работы собраны в следующем издании: Taylor, J.,

<i>Selected Writings of John Hughlings Jackson</i>, London, 1931; repr. New York,

1958. Работы Джексона читать непросто, несмотря на то, что местами он

достигает поразительной ясности и образности письма. Еще один том

избранного, с записями бесед с Джексоном и его воспоминаниями, был почти

полностью отредактирован Джеймсом П. Мартином, но его недавняя смерть

отложила публикацию. Я надеюсь, что этот том выйдет в свет к 150-летию со

дня рождения Джексона.

Генри Хед

Хед, как и Уэйр Митчелл (см. библиографию к главе 6), пишет гораздо

лучше Хьюлингса Джексона. Обширные тома Хеда всегда читаются легко и

приятно.

<i>Studies in Neurology</i>, 2 vols. Oxford, 1920.

<i>Apahsia and Kindred Disorders of Speech</i>, 2 vols. Cambridge, 1926.

Курт Голдштейн

Из неспециальных книг Голдштейна проще всего найти <i>Der Aufbau des

Organismus</i> (The Hague, 1934); в английском переводе -- <i>A Holistic Approach

to Biology Derived from Pathological Data in Man</i> (New York, 1939). См. также

Goldstein, K. and Sheerer, M. "Abstract &amp; concrete behaviour". <i>Psychol.

Monogr. 53</i> (1941).

Замечательные клинические истории Голдштейна разбросаны по разным

книгам и журналам; давно следовало бы выпустить их одним сборником.

¶А. Р. Лурия§

Книги А. Р. Лурии -- настоящее сокровище неврологической науки, как с

теоретической, так и с описательно-клинической точки зрения.

<i>Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста).</i> М.,1968.

<i>Потерянный и возвращенный мир: история одного ранения.</i> М.,1971.

<i>Речь и развитие психических процессов у ребенка.</i> М., 1956. --

Исследование психических расстройств, речи, игры и близнецов.

<i>Мозг человека и психические процессы</i>. М., 1963. -- Истории болезни

пациентов с синдромом лобной доли.

<i>Нейропсихология памяти.</i> М., 1974. Т.1; М., 1976. Т. 2.

<i>Высшие корковые функции человека.</i> М., 1969. -- Главное произведение

Лурии -- важнейший синтез неврологической практики и мысли в двадцатом веке.

<i>Основы нейропсихологии.</i> М., 1973. -- Сжатое и доступное изложение

предыдущей работы -- на сегодня лучшее введение в нейропсихологию.

¶<i>Список литературы по главам</i>§

¶<i>1. Человек, который принял жену за шляпу</i>§

Macrae, D. and Trolle, E. "The defect of function in visual agnosia".

<i>Brain</i> (1956) 77: 94--110.

Kertesz, A. "Visual agnosia: the dual deficit of perception and

recognition". <i>Cortex</i> (1979) 15: 403--419.

Marr, D. См. ниже, глава 15.

Damasio, A. R. "Disorders of Visual Processing" in M. M. Mesulam

(1985), pp. 259--288. (См. также ниже, глава 8).

¶<i>2. Заблудившийся мореход</i>§

Полная библиография по Корсакову имеется в книге А. Р. Лурии

"Нейропсихология памяти". Лурия приводит множество поразительных примеров

амнезии, сходной со случаем "заблудившегося морехода". И здесь, и в

предыдущей истории я ссылаюсь на Антона, Петцля и Фрейда.

Anton, G. " ber die Selbstwarnehmung der Herderkrankungen des Gehirns

durch den Kranken". <i>Arch. Psychiat.</i> (1899) 32.

Freud, S. <i>Zur Auffassung der Aphasia</i>. Leipzig, 1891.

P tzl, O. <i>Die Aphasielehre vom Standpunkt der klinischen Psychiatrie:

Die Optische-agnostischen Str rungen.</i> Leipzig, 1925. Описываемый Петцлем

синдром является не только зрительным, но может включать полную потерю

восприятия отдельных частей или одной стороны тела. В этом качестве он

связан с темами глав 3, 4, и 8. Я также ссылаюсь на эту работу в своей книге

"Нога, чтобы стоять" (1984).

¶<i>3. Бестелесная Кристи</i>§

Sherrington, C. S. <i>The integrative Action of the Nervoius System.</i>

Cambridge, 1906. Особенно интересны стр. 335--343.

Sherrington, C. S. <i>Man on His Nature.</i> Cambridge, 1940. Глава 11 этой

книги и особенно стр. 328--329 прямым образом относятся к состоянию этой

пациентки.

Purdon Martin, J. <i>Basal Ganglia and Posture</i>. London, 1967. На эту

важную книгу я чаще ссылаюсь в главе 7.

Weir Mitchell, S. См. ниже, глава 6.

Steman, A. B. et. al. "The acute sensory neuropathy syndrome". <i>Annals

of Neurology</i> (1979) 7: 354--358.

¶<i>4. Человек, который выпал из кровати</i>§

P tzl, O. <i>Die Aphasielehre vom Standpunkt der klinischen Psychiatrie:

Die Optische-agnostischen Str rungen.</i> Leipzig, 1925.

¶<i>5. Руки</i>§

А. Н. Леонтьев, А.В.Запорожец. Восстановление движения. М., 1945.

¶<i>6. Фантомы</i>§

Steman, A. B. et. al. "The acute sensory neuropathy syndrome". <i>Annals

of Neurology</i> (1979) 7: 354--358.

Weir Mitchell, S. <i>Injuries of Nerves.</i> 1872; Dover repr. 1965. Эта

замечательная книга содержит классические описания фантомных конечностей,

рефлекторного паралича и т.д., сделанные Уэйром Митчеллом во время

гражданской войны в Америке. Все его описания читаются легко и живо, потому

что он был писателем в той же мере, что и неврологом. Некоторые из его

наиболее занимательных историй, в том числе "Случай Джорджа Дедлоу", были

опубликованы не в научных журналах, а в "Atlantic Monthly" в 1860--70-х

годах и пользовались в то время огромным успехом.

¶<i>7. Глаз-ватерпас</i>§

Purdon Martin, J. <i>Basal Ganglia and Posture</i>. London, 1967. Особое

внимание следует обратить на главу 3, стр. 36--51.

¶<i>8. Направо, кругом!</i>§

Battersby, W. S. et al. "Unilateral `spatial agnosia' (inattention) in

patients with cerebral lesions". <i>Brain</i> (1956) 79: 68--93.

Mesulam, M. M. <i>Principles of Behavioral Neurology</i> (Philadelphia, 1985),

pp. 259--288.

¶<i>9. Речь президента</i>§

Лучший разбор соображений Фреге о "тоне" содержится в книге Dummett,

M., <i>Frege: Philosophy of Language</i> (London, 1973). См. стр. 83--89.

Свои идеи по поводу речи и языка, и в частности "чувства тона", Хед

подробнее всего обсуждает в цитированной выше книге об афазии. Работы

Хьюлингса Джексона по этой теме разбросаны по многочисленным изданиям, но

многое собрано посмертно в статье "Hughlings Jackson on aphasia and kindred

affections of speech, together with a complete bibliography of his

publications of speech and a reprint of some of the most important papers".

<i>Brain</i> (1915) 38: 1--190.

В отношении сложной и еще не вполне разработанной темы слуховых агнозий

см. Hecaen, H. and Albert, M. L., <i>Human Neuropsychology</i> (New York, 1978),

pp. 265--276.

¶<i>10. Тикозный остроумец</i>§

В 1885 году Жиль де ля Туретт напечатал статью в двух частях, в которой

с поразительной наглядностью (он был не только неврологом, но и драматургом)

описал синдром, который сейчас носит его имя. "Etude sur une affection

nerveuse caracteris e par l'incoordination motrice accompagn e d'echolalie

et de corpolalie". <i>Arch. Neurol. 9:</i> 1942, 158--200.

Замечательная книга о тиках Мейге и Фейнделя -- Meige, H., Feindel, E.

<i>Les tics et leur traitement</i>. Paris, 1902 -- открывается уникальными

автобиографическими воспоминаниями пациента под названием "Les confidences

d'un tiqueur".

¶<i>11. Амурная болезнь</i>§

Как и в случае с синдромом Туретта, необходимо обратиться к старой

литературе, чтобы найти полные клинические описания. Крепелин, современник

Фрейда -- автор многочисленных заметок о нейросифилисе. Всех, кто

заинтересуется этим вопросом, я отсылаю к его лекциям: Kraepelin, E.

<i>Lectures on Clinical Psychiatry</i> (Eng. Tr. London, 1904). См. в особенности

главы 10 и 12 -- о мегаломании и бреде, а также общем параличе.

¶<i>12. Выяснение личности</i>§

См. Лурия, А. Р. Нейропсихология памяти. М., 1974. Т. 1; М., 1976. Т.

2.

¶<i>13. Батюшка-сестрица</i>§

См. Лурия, А. Р., Мозг человека и психические процессы. М., 1963.

¶<i>14. Одержимая</i>§

См. выше, глава 10.

¶<i>15. Реминисценция</i>§

Critchley, M. and Henson, R. A. eds. <i>Music and the Brain: Studies in

the Neurology of Music.</i> London, 1977. Особое внимание следует обратить на

главы 19 и 20.

Penfield, W. and Perot, P. "The brain's record of visual and auditory

experience: a final summary and discussion". <i>Brain</i> (1963) 86: 595--696. Эта

великолепная стостраничная статья, кульминация почти тридцати лет глубоких

наблюдений, экспериментов и анализа, кажется мне одной из самых значительных

и оригинальных работ за всю историю неврологии. Она произвела на меня

ошеломляющее впечатление, когда появилась в 1963 году, и я постоянно

размышлял о ней, работая в 1967-м над своей книгой "Мигрень". Эта статья

явилась толчком к написанию всех историй третьей части книги, и я на нее

постоянно ссылаюсь. Пенфилд и Перо создали произведение, которое по своим

литературным достоинствам, причудливости и изобилию живого материала

оставляет далеко позади многие романы.

Salaman, E. <i>A Collection of Moments.</i> London, 1970.

Williams, D. "The structure of emotions reflected in epileptic

experiences". <i>Brain,</i> (1956) 79: 29--67.

Хьюлингс Джексон первым обратился к исследованию "психических судорог".

Он описал их достойную пера романиста феноменологию и определил

соответствующие им анатомические участки мозга. Джексону принадлежат

несколько статей по этому вопросу. Самые значительные из них опубликованы в

первом томе книги Taylor, J., <i>Selected Writings of John Hughlings Jackson</i>,

London, 1931, стр. 251 и далее, и 274 и далее. Есть также несколько важных

статей, не попавших в это издание:

Jackson, J. H. "On right-- or left-sided spasm at the onset of

epileptic paroxysms, and on crude sensation warnings, and elaborate mental

states". <i>Brain</i> (1880) 3: 192--206.

Jackson, J. H. "On a particular variety of epilepsy (`Intellectual

Aura')". <i>Brain</i> (1888) 11: 179--207.

Джеймс П. Мартин выдвинул интригующую гипотезу о том, что Генри Джеймс

встречался с Хьюлингсом Джексоном, обсуждал с ним подобного рода судороги и

использовал полученную информацию в описаниях призраков в повести "Поворот

винта". См. Purdon Marin, J. "Neurology in fiction: <i>The Turn of the Screw".

British Medical J.</i> (1973) 4: 717--721.

Marr, D. <i>Vision: A Computational Investigation of Visual Representation

in Man</i>. San Francisco, 1982. Эта самобытная и важная в научном отношении

книга вышла посмертно (еще в молодости Марр заболел лейкемией). Если Пенфилд

показывает нам окончательные формы внутренних представлений (голоса, лица,

мелодии, сцены и т.д.), относящиеся к области "иконического", то Марр

обращается к гораздо менее очевидному и обычно неосознаваемому этапу

первичных представлений. Возможно, на эту книгу стоило сослаться уже в

первой главе, поскольку очевидно, что некоторые дефициты профессора П.

связаны с неспособностью формировать "первичные эскизы объектов" (вводимое

Марром понятие), причем это не просто одно из нарушений восприятия, но

подлежащая причина дефекта. Я считаю, что любое исследование образности и

памяти должно обращаться к теориям Марра.

¶<i>16. Наплыв ностальгии</i>§

Jelliffe, S. E. <i>Psychopathology of Forced Movements and Oculogyric

Crises of Lethargic Encephalitis</i>. London, 1932. См. в особенности стр. 114 и

далее, где обсуждается статья Зютта 1930 года.

См. также описание случая Розы Р. в моей книге <i>Awakenings</i>. London,

1973; 3<sup>rd</sup> ed. 1983.

¶<i>17. Путешествие в Индию</i>§

Литература по этой теме мне незнакома, но я наблюдал еще одну

пациентку, у которой глиома вызывала повышенное внутричерепное давление и

судороги; эта пациентка также принимала стероиды. Умирая, она переживала

сходные ностальгические сновидные состояния -- но в ее случае это был

Средний Запад Америки.

¶<i>18. Собачья радость</i>§

Bear, D. "Temporal-lobe epilepsy: a syndrome of sensory-limbic

hyperconnection". <i>Cortex</i> (1979) 15: 357--384.

Brill, A. A. "The sense of smell in neuroses and psychoses".

<i>Psychoanalytical Quarterly</i> (1932) 1: 7--42. Пространная статья Брилла

затрагивает гораздо больше вопросов, нежели обещает ее название. В

частности, в ней содержится детальное рассмотрение важности и остроты

восприятия запахов у многих животных и "дикарей", а также у детей, чьи

удивительные способности обоняния теряются при взрослении.

¶<i>19. Убийство</i>§

Ни с одним подобным случаем я не знаком. С другой стороны, в редких

случаях травмы, опухоли, "инсульта" (в задних отделах) лобной доли и, не в

последнюю очередь, при лоботомии я наблюдал возникновение "навязчивых"

реминисценций. Лоботомия, следует заметить, была изобретена, чтобы "лечить"

такого рода реминисценции, но иногда проводила к их усилению. См. также

Penfield, W. and Perot, P. "The brain's record of visual and auditory

experience: a final summary and discussion". <i>Brain</i> (1963) 86: 595--696.

¶<i>20. Видения Хильдегарды</i>§

Singer, C. "The visions of Hildegard of Bingen" in <i>From Magic to

Science</i> (Dover repr. 1958).

См. также мою книгу <i>Migraine</i> (1970; 3<sup>rd</sup> ed. 1985), в

особенности главу 3, посвященную аурам при мигренях.

В отношении эпилептических видений и состояний Достоевского см.

Alajounanine, T. "Dostoievski's epilepsy". <i>Brain</i> (1963) 86: 209--221.

¶<i>Введение к части 4</i>§

Bruner, J. "Narrative and paradigmatic nodes of thought" -- этот

доклад, прочитанный на ежегодном собрании Американской психологической

Ассоциации в Торонто в августе 1984 года, был опубликован как статья "Two

modes of thought" в книге <i>Actual Minds, Possible Worlds</i> (Boston, 1986) pp.

11--43.

Scholem, G. <i>On the Kabbalah and its Symbolism.</i> New York, 1965.

Yates, F. <i>The Art of Memory</i>. London: 1966.

¶<i>21. Ребекка</i>§

Bruner, J. См. выше.

Peters, L. R. "The role of dreams in the life of a mentally retarded

individual." <i>Ethos</i> (1983): 49--65.

¶<i>22. Ходячий словарь</i>§

Hill, L. "Idiots savants: a categorisation of abilities". <i>Mental

Retardation</i>. December 1974.

Viscott, D. "A musical idiot savant: a psychodynamic study, and some

speculation on the creative process". <i>Psychiatry</i> (1970) 33 (4): 494--515.

¶<i>23. Близнецы</i>§

Hamblin, D. J. " They are `idiots savants' -- wizards of the calendar".

<i>Life 60 (</i>18 March 1966): 106--108.

Horwitz, W. A. et al. "Identical twin `idiot savants' -- calendar

calculators." <i>American J. Psychiat.</i> (1965) 121: 1075--1079.

Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у

ребенка. Экспериментальное исследование. М., 1956.

Myers, F. W. H. <i>Human Personality and Its Survival of Bodily Death.</i>

London, 1903. См. главу 3 -- "Гений", особенно стр. 70--87. В каком-то

смысле Майерс сам был гением, и его книга -- шедевр. Это ясно из первого

тома, который можно сравнить с работой Вильяма Джеймса "Принципы

психологии"; Майерс был личным другом Джеймса. Второй том, озаглавленный

"Фантазмы мертецов" кажется мне постыдным курьезом.

Nagel, E. and Newmann, J. R. <i>G del's Proof.</i> New York: 1958.

Park, C. C. and D. См. ниже, глава 24.

Selfe, L. <i>Nadia</i>. См. ниже, глава 24.

Silverberg, R. <i>Thorns</i>. New York: 1967.

Smith, S. B. <i>The Great Mental Calculators: The Psychology, Methods, and

Lives of Calculating Prodigies, Past and Present.</i> New York, 1983.

Stewart, I. <i>Concepts of Modern Mathematics</i>. Hammondsworth, 1975.

Wollheim, R. <i>The Thread of Life</i>. Cambridge, Mass., 1984. См. главу 3 в

отношении "иконичности" и "центричности". Я прочитал эту книгу прямо перед

началом работы над рассказами о Мартине А., близнецах и Хосе, и с этим

связаны ссылки на нее во всех трех историях (22, 23, 24).

¶<i>24. Художник-аутист</i>§

Buck, L. A. et al. "Artistic talent in autistic adolescents and young

adults". <i>Empirical Studies of the Arts</i> (1985) 3 (1): 81--104.

Buck, L. A. et al. "Art as a means of interpersonal communication in

autistic young adults". <i>JPC</i> (1985) 3: 73--84.

Обе эти статьи напечатаны под эгидой "Мастерской одаренных инвалидов",

основанной в Нью-Йорке в 1981 году.

Morishima, A. "Another Van Gogh of Japan: The superior art work of a

retarded boy". <i>Exceptional Children</i> (1974) 41: 92--96.

Motsugi, K. "Shyochan's drawing of insects." <i>Japanese Journal of

Mentally Retarded Children</i> (1968) 119: 44--47.

Park, C. C. <i>The Siege: The First Eight Years of an Autistic Child.</i> New

York, 1967 (paperback: Boston and Harmondsworth, 1972)

Park, D. and Youderian, P. "Light and number: ordering principles in

the world of an autistic child". <i>Journal of Autism and Childhood

Schizophrenia</i> (1974) 4 (4): 313--323.

Rapin, I. <i>Children with Brain Dysfunction: Neurology, Cognition,

Language and Behaviour</i>. New York, 1982.

Selfe, L. <i>Nadia: A Case of Extraordinary Drawing Ability in an Autistic

Child</i>. London, 1977. Это хорошо иллюстрированное исследование уникально

одаренного ребенка привлекло всеобщее внимание; в ответ на него появилось

несколько важных критических обзоров. См. Nigel Dennis, <i>New York Review of

Books</i>, 4 May, 1978, а также C. C. Park, <i>Journal of Autism and Childhood

Schizophrenia</i> (1978) 8: 457--472. В последней статье содержится глубокое

обсуждение и библиография отчетов о замечательной работе, проделанной в

Японии с талантливыми детьми-аутистами; цитатой из нее заканчивается мой

постскриптум.

Содержание

Предисловие научного редактора 6

Предисловие автора к русскому изданию 13

Предисловие 16


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: