* Джон Донн (1572--1631) -- английский поэт. Приводимая О. Саксом
знаменитая цитата взята из произведения Донна "Молитвы на случай"; полная
фраза звучит так: "Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе:
каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море
береговой Утес, меньше станет Европа, и то же случится, если смоет край Мыса
или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет
меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай никогда, по
ком звонит Колокол: он звонит по Тебе".
Мертв ли остров, отрезанный от материка? Совсем не обязательно. Даже
если все "горизонтальные" связи человека с обществом и культурой нарушены,
остаются и даже усиливаются "вертикальные" связи -- прямое соприкосновение с
природой и реальностью, никак не опосредованное участием других людей. Этот
"вертикальный" контакт в случае Хосе приводит к поразительным результатам.
Его восприятие, его рисунки производят впечатление прямого прорыва к истине,
|
|
в них есть какая-то кристальная ясность без малейшего намека на
двусмысленность и компромиссы, связанные с оценками и влиянием окружающих.
Все это приводит нас к следующему вопросу: найдется ли в мире хоть
какое-то место для человека-острова -- для существа, которое невозможно
приручить и слить с материком? Способна ли большая земля освободить место и
принять в свое лоно абсолютно уникальное явление? Здесь есть много общего с
реакцией культуры и общества на гения. (Я, конечно, далек от идеи, что все
аутисты -- гении, и просто указываю на сходную уникальность их положения
среди других людей).
Возвращаясь к Хосе -- какое будущее ему уготовано? Можно ли вообразить
мир, который, не уничтожая и не подавляя, воспринял бы его особую природу и
нашел применение его талантам? Может статься, острый глаз и любовь к
растениям позволят ему заняться оформлением научных изданий, начать
иллюстрировать работы ботаников, травники, зоологические или анатомические
тексты (взглянем, к примеру, на рисунок, который он сделал, когда я показал
ему учебник с изображением многослойной ткани под названием "реснитчатый
эпителий")? А может, он сумел бы сопровождать научные экспедиции и делать
зарисовки с натуры (он одинаково хорошо пишет красками и изготовляет
макеты)? Способность к абсолютной концентрации делает его идеальным
ассистентом.
Совершим еще один, пусть странный, но не такой уж абсурдный прыжок
воображения: не мог бы Хосе, со всеми причудами его характера и мышления,
иллюстрировать сказки, детские стихи, библейские истории, мифы? Да, конечно,
|
|
он не умеет читать, и слова представляются ему всего лишь рядами затейливых
форм, -- но ведь есть еще искусство каллиграфии, возможность создавать
изысканные буквицы рукописных бревиариев и молитвенников!
Работая с мозаикой и мореным деревом, он уже изготовил для церквей
несколько прекрасных запрестольных образов; он вырезал также ряд
удивительных надписей на надгробных плитах. А еще он печатает на ручном
станке разнообразные материалы для больницы, и его шрифты и орнаменты
достойны лучших иллюстраторов "Великой хартии вольностей". Итак, подобные
занятия вполне доступны для Хосе, и, стань художественное ремесло его
профессией, он мог бы приносить пользу и радость окружающим и занять свое
место в жизни. Но, увы, для этого должны найтись внимательные и чуткие люди
с достаточными ре сурсами, чтобы подготовить его и подыскать ему работу.
Оглядываясь вокруг, я подозреваю, что встреча Хосе с такими людьми
крайне маловероятна. Скорее всего, звезда его так и не взойдет, и,
бесполезный, всеми забытый, подобно множеству других аутистов, он до конца
дней будет прозябать в глухой палате государственной больницы.
¶Постскриптум
После публикации этой истории я вновь получил множество писем и статей.
Самой интересной оказалась корреспонденция от Клары Парк, посвященная
аутизму*.
* В 70-х годах Клара Парк опубликовала книгу "Осада", в которой описала
первые восемь лет своей жизни с больной аутизмом дочерью (см. библиографию).
В 2002 году появилась вторая книга Клары Парк (с предисловием Оливера Сакса)
-- "Выходя из Нирваны", где рассказывается о дальнейшей судьбе девочки.
Несмотря на то, что Надя из одноименной книги -- возможно, единственный
в своем роде ребенок (что-то вроде Пикассо), художественные таланты в целом
достаточно широко распространены среди аутистов (это подозревает и Найджел
Деннис). Выявить их нелегко. Тест "Нарисуй человечка", разработанный Флоренс
Гуденаф, как и все другие стандартные тесты, тут почти бесполезен. Должна
произойти спонтанная вспышка художественного творчества -- как это случилось
с Хосе, Надей и Эллой, дочерью Клары Парк.
В серьезном и хорошо иллюстрированном обзоре книги "Надя", появившемся
в 1978 году, Клара Парк, анализируя мировую литературу по этой теме, а также
опыт работы с собственным ребенком, перечисляет главные особенности рисунков
детей-аутистов. В ее список входят и "негативные" черты, такие как
вторичность и стереотипность, и "позитивные" -- способность к
воспроизведению по памяти, а также способность к изображению восприятий (а
не представлений), приводящая к особой непосредственности и
одухотворенности. Клара Парк отмечает также относительное безразличие таких
детей к оценкам и реакциям окружающих, что может приводить к непреодолимым
трудностям в обучении. Опыт, однако, показывает, что с этим можно
справиться. Дети-аутисты до определенной степени реагируют на внимание и
усилия педагогов, и особым образом построенный процесс обучения может
привести к успеху.
Клара Парк не только описывает жизнь с дочерью (ставшей к настоящему
времени художницей), но и приводит удивительные и почти неизвестные
результаты японских ученых Моришимы и Моцуги, которые добились значительных
успехов, помогая талантливым, но почти не поддающимся обучению
детям-аутистам профессионально работать в области изобразительных искусств.
Моришима использует особые техники обучения ("структурную тренировку
навыков"), основанные на классической японской традиции отношений мастера и
подмастерья; он также поощряет использование рисунка в качестве средства
|
|
общения. Но такая формальная подготовка, несмотря на всю ее важность,
недостаточна. Требуется более тесный, эмоциональный контакт. Последнюю часть
своей книги я хотел бы закончить словами, завершающими обзор Клары Парк:
<i>Секрет успеха, скорее всего, не в этом. Он -- в самоотверженности
Моцуги, поселившего одаренного ребенка-аутиста у себя дома. Моцуги пишет:
"Талант Янамуры удалось развить благодаря приобщению к его душе. Учитель
должен любить бесхитростную красоту "простого" существа, уметь погружаться в
чистый мир наивного сознания".</i>
Библиография
<i>Основная литература</i>
Хьюлингс Джексон, Курт Голдштейн, Генри Хед, А. Р. Лурия -- выдающиеся
ученые, отцы неврологии. Их размышления и открытия посвящены проблемам, не
так уж сильно отличающимся от тех, с которыми приходится сталкиваться
сегодня нам. Работа любого невролога неотделима от их идей, и представители
этой четверки снова и снова появляются на страницах моей книги.
Существует тенденция сводить сложные характеры ученых к стереотипам,
игнорировать масштаб и плодотворные противоречия их мысли. Я часто упоминаю
о классической джексоновской неврологии, но Хьюлингс Джексон, писавший о
"сновидных состояниях" и "реминисценциях", не похож на Джексона, видевшего
мышление в терминах исчисления пропозиций. Первый -- поэт, второй -- логик,
но оба -- один и тот же человек. Генри Хед, любитель диаграмм и схем,
разительно отличается от Хеда, описавшего "тональное чувство", а Голдштейна,
так абстрактно излагающего теорию "Абстрактного", восхищают подробности
индивидуальных случаев.
У А. Р. Лурии эта двойственность является сознательной. Он считает
необходимым писать книги двух видов: с одной стороны, формальные,
структурные исследования ("Высшие корковые функции человека"), с другой --
художественные биографии ("Ум мнемониста"). Первую группу работ он называет
классической, вторую -- романтической.
Джексон, Голдштейн, Хед и Лурия составляют интеллектуальное ядро
|
|
неврологии. Они задают главное измерение моей собственной мысли, и в
частности этой книги. Как следствие, я чаще всего обращаюсь к их трудам. В
идеале, я хотел бы работать со всем корпусом их текстов, поскольку лишь
взятое в целом творчество ученого передает его характерные особенности,
однако в целях практических я ссылаюсь лишь на ключевые, наиболее доступные
издания.
Хьюлингс Джексон
Прекрасные описания отдельных болезней существовали и до Хьюлингса
Джексона (см. к примеру работу Джеймса Паркинсона "Эссе о дрожательном
параличе", написанную в 1817 году), но в них не было обобщений и
систематизации нервных функций. Хьюлингс Джексон -- основатель неврологии
как науки. Его основные работы собраны в следующем издании: Taylor, J.,
<i>Selected Writings of John Hughlings Jackson</i>, London, 1931; repr. New York,
1958. Работы Джексона читать непросто, несмотря на то, что местами он
достигает поразительной ясности и образности письма. Еще один том
избранного, с записями бесед с Джексоном и его воспоминаниями, был почти
полностью отредактирован Джеймсом П. Мартином, но его недавняя смерть
отложила публикацию. Я надеюсь, что этот том выйдет в свет к 150-летию со
дня рождения Джексона.
Генри Хед
Хед, как и Уэйр Митчелл (см. библиографию к главе 6), пишет гораздо
лучше Хьюлингса Джексона. Обширные тома Хеда всегда читаются легко и
приятно.
<i>Studies in Neurology</i>, 2 vols. Oxford, 1920.
<i>Apahsia and Kindred Disorders of Speech</i>, 2 vols. Cambridge, 1926.
Курт Голдштейн
Из неспециальных книг Голдштейна проще всего найти <i>Der Aufbau des
Organismus</i> (The Hague, 1934); в английском переводе -- <i>A Holistic Approach
to Biology Derived from Pathological Data in Man</i> (New York, 1939). См. также
Goldstein, K. and Sheerer, M. "Abstract & concrete behaviour". <i>Psychol.
Monogr. 53</i> (1941).
Замечательные клинические истории Голдштейна разбросаны по разным
книгам и журналам; давно следовало бы выпустить их одним сборником.
¶А. Р. Лурия§
Книги А. Р. Лурии -- настоящее сокровище неврологической науки, как с
теоретической, так и с описательно-клинической точки зрения.
<i>Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста).</i> М.,1968.
<i>Потерянный и возвращенный мир: история одного ранения.</i> М.,1971.
<i>Речь и развитие психических процессов у ребенка.</i> М., 1956. --
Исследование психических расстройств, речи, игры и близнецов.
<i>Мозг человека и психические процессы</i>. М., 1963. -- Истории болезни
пациентов с синдромом лобной доли.
<i>Нейропсихология памяти.</i> М., 1974. Т.1; М., 1976. Т. 2.
<i>Высшие корковые функции человека.</i> М., 1969. -- Главное произведение
Лурии -- важнейший синтез неврологической практики и мысли в двадцатом веке.
<i>Основы нейропсихологии.</i> М., 1973. -- Сжатое и доступное изложение
предыдущей работы -- на сегодня лучшее введение в нейропсихологию.
¶<i>Список литературы по главам</i>§
¶<i>1. Человек, который принял жену за шляпу</i>§
Macrae, D. and Trolle, E. "The defect of function in visual agnosia".
<i>Brain</i> (1956) 77: 94--110.
Kertesz, A. "Visual agnosia: the dual deficit of perception and
recognition". <i>Cortex</i> (1979) 15: 403--419.
Marr, D. См. ниже, глава 15.
Damasio, A. R. "Disorders of Visual Processing" in M. M. Mesulam
(1985), pp. 259--288. (См. также ниже, глава 8).
¶<i>2. Заблудившийся мореход</i>§
Полная библиография по Корсакову имеется в книге А. Р. Лурии
"Нейропсихология памяти". Лурия приводит множество поразительных примеров
амнезии, сходной со случаем "заблудившегося морехода". И здесь, и в
предыдущей истории я ссылаюсь на Антона, Петцля и Фрейда.
Anton, G. " ber die Selbstwarnehmung der Herderkrankungen des Gehirns
durch den Kranken". <i>Arch. Psychiat.</i> (1899) 32.
Freud, S. <i>Zur Auffassung der Aphasia</i>. Leipzig, 1891.
P tzl, O. <i>Die Aphasielehre vom Standpunkt der klinischen Psychiatrie:
Die Optische-agnostischen Str rungen.</i> Leipzig, 1925. Описываемый Петцлем
синдром является не только зрительным, но может включать полную потерю
восприятия отдельных частей или одной стороны тела. В этом качестве он
связан с темами глав 3, 4, и 8. Я также ссылаюсь на эту работу в своей книге
"Нога, чтобы стоять" (1984).
¶<i>3. Бестелесная Кристи</i>§
Sherrington, C. S. <i>The integrative Action of the Nervoius System.</i>
Cambridge, 1906. Особенно интересны стр. 335--343.
Sherrington, C. S. <i>Man on His Nature.</i> Cambridge, 1940. Глава 11 этой
книги и особенно стр. 328--329 прямым образом относятся к состоянию этой
пациентки.
Purdon Martin, J. <i>Basal Ganglia and Posture</i>. London, 1967. На эту
важную книгу я чаще ссылаюсь в главе 7.
Weir Mitchell, S. См. ниже, глава 6.
Steman, A. B. et. al. "The acute sensory neuropathy syndrome". <i>Annals
of Neurology</i> (1979) 7: 354--358.
¶<i>4. Человек, который выпал из кровати</i>§
P tzl, O. <i>Die Aphasielehre vom Standpunkt der klinischen Psychiatrie:
Die Optische-agnostischen Str rungen.</i> Leipzig, 1925.
¶<i>5. Руки</i>§
А. Н. Леонтьев, А.В.Запорожец. Восстановление движения. М., 1945.
¶<i>6. Фантомы</i>§
Steman, A. B. et. al. "The acute sensory neuropathy syndrome". <i>Annals
of Neurology</i> (1979) 7: 354--358.
Weir Mitchell, S. <i>Injuries of Nerves.</i> 1872; Dover repr. 1965. Эта
замечательная книга содержит классические описания фантомных конечностей,
рефлекторного паралича и т.д., сделанные Уэйром Митчеллом во время
гражданской войны в Америке. Все его описания читаются легко и живо, потому
что он был писателем в той же мере, что и неврологом. Некоторые из его
наиболее занимательных историй, в том числе "Случай Джорджа Дедлоу", были
опубликованы не в научных журналах, а в "Atlantic Monthly" в 1860--70-х
годах и пользовались в то время огромным успехом.
¶<i>7. Глаз-ватерпас</i>§
Purdon Martin, J. <i>Basal Ganglia and Posture</i>. London, 1967. Особое
внимание следует обратить на главу 3, стр. 36--51.
¶<i>8. Направо, кругом!</i>§
Battersby, W. S. et al. "Unilateral `spatial agnosia' (inattention) in
patients with cerebral lesions". <i>Brain</i> (1956) 79: 68--93.
Mesulam, M. M. <i>Principles of Behavioral Neurology</i> (Philadelphia, 1985),
pp. 259--288.
¶<i>9. Речь президента</i>§
Лучший разбор соображений Фреге о "тоне" содержится в книге Dummett,
M., <i>Frege: Philosophy of Language</i> (London, 1973). См. стр. 83--89.
Свои идеи по поводу речи и языка, и в частности "чувства тона", Хед
подробнее всего обсуждает в цитированной выше книге об афазии. Работы
Хьюлингса Джексона по этой теме разбросаны по многочисленным изданиям, но
многое собрано посмертно в статье "Hughlings Jackson on aphasia and kindred
affections of speech, together with a complete bibliography of his
publications of speech and a reprint of some of the most important papers".
<i>Brain</i> (1915) 38: 1--190.
В отношении сложной и еще не вполне разработанной темы слуховых агнозий
см. Hecaen, H. and Albert, M. L., <i>Human Neuropsychology</i> (New York, 1978),
pp. 265--276.
¶<i>10. Тикозный остроумец</i>§
В 1885 году Жиль де ля Туретт напечатал статью в двух частях, в которой
с поразительной наглядностью (он был не только неврологом, но и драматургом)
описал синдром, который сейчас носит его имя. "Etude sur une affection
nerveuse caracteris e par l'incoordination motrice accompagn e d'echolalie
et de corpolalie". <i>Arch. Neurol. 9:</i> 1942, 158--200.
Замечательная книга о тиках Мейге и Фейнделя -- Meige, H., Feindel, E.
<i>Les tics et leur traitement</i>. Paris, 1902 -- открывается уникальными
автобиографическими воспоминаниями пациента под названием "Les confidences
d'un tiqueur".
¶<i>11. Амурная болезнь</i>§
Как и в случае с синдромом Туретта, необходимо обратиться к старой
литературе, чтобы найти полные клинические описания. Крепелин, современник
Фрейда -- автор многочисленных заметок о нейросифилисе. Всех, кто
заинтересуется этим вопросом, я отсылаю к его лекциям: Kraepelin, E.
<i>Lectures on Clinical Psychiatry</i> (Eng. Tr. London, 1904). См. в особенности
главы 10 и 12 -- о мегаломании и бреде, а также общем параличе.
¶<i>12. Выяснение личности</i>§
См. Лурия, А. Р. Нейропсихология памяти. М., 1974. Т. 1; М., 1976. Т.
2.
¶<i>13. Батюшка-сестрица</i>§
См. Лурия, А. Р., Мозг человека и психические процессы. М., 1963.
¶<i>14. Одержимая</i>§
См. выше, глава 10.
¶<i>15. Реминисценция</i>§
Critchley, M. and Henson, R. A. eds. <i>Music and the Brain: Studies in
the Neurology of Music.</i> London, 1977. Особое внимание следует обратить на
главы 19 и 20.
Penfield, W. and Perot, P. "The brain's record of visual and auditory
experience: a final summary and discussion". <i>Brain</i> (1963) 86: 595--696. Эта
великолепная стостраничная статья, кульминация почти тридцати лет глубоких
наблюдений, экспериментов и анализа, кажется мне одной из самых значительных
и оригинальных работ за всю историю неврологии. Она произвела на меня
ошеломляющее впечатление, когда появилась в 1963 году, и я постоянно
размышлял о ней, работая в 1967-м над своей книгой "Мигрень". Эта статья
явилась толчком к написанию всех историй третьей части книги, и я на нее
постоянно ссылаюсь. Пенфилд и Перо создали произведение, которое по своим
литературным достоинствам, причудливости и изобилию живого материала
оставляет далеко позади многие романы.
Salaman, E. <i>A Collection of Moments.</i> London, 1970.
Williams, D. "The structure of emotions reflected in epileptic
experiences". <i>Brain,</i> (1956) 79: 29--67.
Хьюлингс Джексон первым обратился к исследованию "психических судорог".
Он описал их достойную пера романиста феноменологию и определил
соответствующие им анатомические участки мозга. Джексону принадлежат
несколько статей по этому вопросу. Самые значительные из них опубликованы в
первом томе книги Taylor, J., <i>Selected Writings of John Hughlings Jackson</i>,
London, 1931, стр. 251 и далее, и 274 и далее. Есть также несколько важных
статей, не попавших в это издание:
Jackson, J. H. "On right-- or left-sided spasm at the onset of
epileptic paroxysms, and on crude sensation warnings, and elaborate mental
states". <i>Brain</i> (1880) 3: 192--206.
Jackson, J. H. "On a particular variety of epilepsy (`Intellectual
Aura')". <i>Brain</i> (1888) 11: 179--207.
Джеймс П. Мартин выдвинул интригующую гипотезу о том, что Генри Джеймс
встречался с Хьюлингсом Джексоном, обсуждал с ним подобного рода судороги и
использовал полученную информацию в описаниях призраков в повести "Поворот
винта". См. Purdon Marin, J. "Neurology in fiction: <i>The Turn of the Screw".
British Medical J.</i> (1973) 4: 717--721.
Marr, D. <i>Vision: A Computational Investigation of Visual Representation
in Man</i>. San Francisco, 1982. Эта самобытная и важная в научном отношении
книга вышла посмертно (еще в молодости Марр заболел лейкемией). Если Пенфилд
показывает нам окончательные формы внутренних представлений (голоса, лица,
мелодии, сцены и т.д.), относящиеся к области "иконического", то Марр
обращается к гораздо менее очевидному и обычно неосознаваемому этапу
первичных представлений. Возможно, на эту книгу стоило сослаться уже в
первой главе, поскольку очевидно, что некоторые дефициты профессора П.
связаны с неспособностью формировать "первичные эскизы объектов" (вводимое
Марром понятие), причем это не просто одно из нарушений восприятия, но
подлежащая причина дефекта. Я считаю, что любое исследование образности и
памяти должно обращаться к теориям Марра.
¶<i>16. Наплыв ностальгии</i>§
Jelliffe, S. E. <i>Psychopathology of Forced Movements and Oculogyric
Crises of Lethargic Encephalitis</i>. London, 1932. См. в особенности стр. 114 и
далее, где обсуждается статья Зютта 1930 года.
См. также описание случая Розы Р. в моей книге <i>Awakenings</i>. London,
1973; 3<sup>rd</sup> ed. 1983.
¶<i>17. Путешествие в Индию</i>§
Литература по этой теме мне незнакома, но я наблюдал еще одну
пациентку, у которой глиома вызывала повышенное внутричерепное давление и
судороги; эта пациентка также принимала стероиды. Умирая, она переживала
сходные ностальгические сновидные состояния -- но в ее случае это был
Средний Запад Америки.
¶<i>18. Собачья радость</i>§
Bear, D. "Temporal-lobe epilepsy: a syndrome of sensory-limbic
hyperconnection". <i>Cortex</i> (1979) 15: 357--384.
Brill, A. A. "The sense of smell in neuroses and psychoses".
<i>Psychoanalytical Quarterly</i> (1932) 1: 7--42. Пространная статья Брилла
затрагивает гораздо больше вопросов, нежели обещает ее название. В
частности, в ней содержится детальное рассмотрение важности и остроты
восприятия запахов у многих животных и "дикарей", а также у детей, чьи
удивительные способности обоняния теряются при взрослении.
¶<i>19. Убийство</i>§
Ни с одним подобным случаем я не знаком. С другой стороны, в редких
случаях травмы, опухоли, "инсульта" (в задних отделах) лобной доли и, не в
последнюю очередь, при лоботомии я наблюдал возникновение "навязчивых"
реминисценций. Лоботомия, следует заметить, была изобретена, чтобы "лечить"
такого рода реминисценции, но иногда проводила к их усилению. См. также
Penfield, W. and Perot, P. "The brain's record of visual and auditory
experience: a final summary and discussion". <i>Brain</i> (1963) 86: 595--696.
¶<i>20. Видения Хильдегарды</i>§
Singer, C. "The visions of Hildegard of Bingen" in <i>From Magic to
Science</i> (Dover repr. 1958).
См. также мою книгу <i>Migraine</i> (1970; 3<sup>rd</sup> ed. 1985), в
особенности главу 3, посвященную аурам при мигренях.
В отношении эпилептических видений и состояний Достоевского см.
Alajounanine, T. "Dostoievski's epilepsy". <i>Brain</i> (1963) 86: 209--221.
¶<i>Введение к части 4</i>§
Bruner, J. "Narrative and paradigmatic nodes of thought" -- этот
доклад, прочитанный на ежегодном собрании Американской психологической
Ассоциации в Торонто в августе 1984 года, был опубликован как статья "Two
modes of thought" в книге <i>Actual Minds, Possible Worlds</i> (Boston, 1986) pp.
11--43.
Scholem, G. <i>On the Kabbalah and its Symbolism.</i> New York, 1965.
Yates, F. <i>The Art of Memory</i>. London: 1966.
¶<i>21. Ребекка</i>§
Bruner, J. См. выше.
Peters, L. R. "The role of dreams in the life of a mentally retarded
individual." <i>Ethos</i> (1983): 49--65.
¶<i>22. Ходячий словарь</i>§
Hill, L. "Idiots savants: a categorisation of abilities". <i>Mental
Retardation</i>. December 1974.
Viscott, D. "A musical idiot savant: a psychodynamic study, and some
speculation on the creative process". <i>Psychiatry</i> (1970) 33 (4): 494--515.
¶<i>23. Близнецы</i>§
Hamblin, D. J. " They are `idiots savants' -- wizards of the calendar".
<i>Life 60 (</i>18 March 1966): 106--108.
Horwitz, W. A. et al. "Identical twin `idiot savants' -- calendar
calculators." <i>American J. Psychiat.</i> (1965) 121: 1075--1079.
Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у
ребенка. Экспериментальное исследование. М., 1956.
Myers, F. W. H. <i>Human Personality and Its Survival of Bodily Death.</i>
London, 1903. См. главу 3 -- "Гений", особенно стр. 70--87. В каком-то
смысле Майерс сам был гением, и его книга -- шедевр. Это ясно из первого
тома, который можно сравнить с работой Вильяма Джеймса "Принципы
психологии"; Майерс был личным другом Джеймса. Второй том, озаглавленный
"Фантазмы мертецов" кажется мне постыдным курьезом.
Nagel, E. and Newmann, J. R. <i>G del's Proof.</i> New York: 1958.
Park, C. C. and D. См. ниже, глава 24.
Selfe, L. <i>Nadia</i>. См. ниже, глава 24.
Silverberg, R. <i>Thorns</i>. New York: 1967.
Smith, S. B. <i>The Great Mental Calculators: The Psychology, Methods, and
Lives of Calculating Prodigies, Past and Present.</i> New York, 1983.
Stewart, I. <i>Concepts of Modern Mathematics</i>. Hammondsworth, 1975.
Wollheim, R. <i>The Thread of Life</i>. Cambridge, Mass., 1984. См. главу 3 в
отношении "иконичности" и "центричности". Я прочитал эту книгу прямо перед
началом работы над рассказами о Мартине А., близнецах и Хосе, и с этим
связаны ссылки на нее во всех трех историях (22, 23, 24).
¶<i>24. Художник-аутист</i>§
Buck, L. A. et al. "Artistic talent in autistic adolescents and young
adults". <i>Empirical Studies of the Arts</i> (1985) 3 (1): 81--104.
Buck, L. A. et al. "Art as a means of interpersonal communication in
autistic young adults". <i>JPC</i> (1985) 3: 73--84.
Обе эти статьи напечатаны под эгидой "Мастерской одаренных инвалидов",
основанной в Нью-Йорке в 1981 году.
Morishima, A. "Another Van Gogh of Japan: The superior art work of a
retarded boy". <i>Exceptional Children</i> (1974) 41: 92--96.
Motsugi, K. "Shyochan's drawing of insects." <i>Japanese Journal of
Mentally Retarded Children</i> (1968) 119: 44--47.
Park, C. C. <i>The Siege: The First Eight Years of an Autistic Child.</i> New
York, 1967 (paperback: Boston and Harmondsworth, 1972)
Park, D. and Youderian, P. "Light and number: ordering principles in
the world of an autistic child". <i>Journal of Autism and Childhood
Schizophrenia</i> (1974) 4 (4): 313--323.
Rapin, I. <i>Children with Brain Dysfunction: Neurology, Cognition,
Language and Behaviour</i>. New York, 1982.
Selfe, L. <i>Nadia: A Case of Extraordinary Drawing Ability in an Autistic
Child</i>. London, 1977. Это хорошо иллюстрированное исследование уникально
одаренного ребенка привлекло всеобщее внимание; в ответ на него появилось
несколько важных критических обзоров. См. Nigel Dennis, <i>New York Review of
Books</i>, 4 May, 1978, а также C. C. Park, <i>Journal of Autism and Childhood
Schizophrenia</i> (1978) 8: 457--472. В последней статье содержится глубокое
обсуждение и библиография отчетов о замечательной работе, проделанной в
Японии с талантливыми детьми-аутистами; цитатой из нее заканчивается мой
постскриптум.
Содержание
Предисловие научного редактора 6
Предисловие автора к русскому изданию 13
Предисловие 16