Введение. Вы когда-нибудь задумывались о том, насколько удивителен человеческий мозг?

Наш мозг поразителен!

Вы когда-нибудь задумывались о том, насколько удивителен человеческий мозг? От этого невероятного органа зависит каждая наша мысль, каждое действие, каждый поступок. Мозг воспринимается нами как само собой разумеющееся, но без него мы не смогли бы думать. Мы бы существовали, но были бы неспособны познавать себя.

Международная организация здравоохранения назвала девяностые годы XX в. «Десятилетие мозга». И это неслучайно. В 1990-е мы много узнали о человеческом мозге, о работе сознания, о его связи с телом. По сути, за последнее десятилетие ХХ в. мы поняли о мозге больше, чем за все предыдущие столетия, вместе взятые. И объем знаний постоянно растет. Если говорить об открытиях, связанных с мозгом, то получается, что мы живем в удивительное время. Едва ли не каждую неделю мы узнаем о свойствах этого органа что-нибудь новое и поразительное. Возникает еще одна деталь головоломки, занимая положенное ей место. Общая картина все более проясняется. Теперь мы не только знаем многое о самом мозге, но и о том, как он функционирует и что происходит с человеком, если этот орган работает неправильно.

Иногда наш мозг действительно начинает давать сбои. Из-за его неверной работы возникают физические и психиатрические проблемы; патологии того или иного рода вызывают странное поведение. Проще говоря, нарушения в функционировании мозга отражаются и на нашей деятельности. Поведение человека из-за аномалий мозговой активности может быть роковым, разрушительным как для самого человека, так и для его семьи. Большинство из нас являются нормальными (или близкими к норме) людьми. Однако в человеческих сообществах есть примеры поведения, которое вряд ли можно назвать типичным. Наблюдать за патологиями у людей невероятно интересно, но нельзя забывать о том, что каждый человек заслуживает уважения, терпения, любви и гуманного отношения.

Не менее интересно развенчивать широко распространенные мифы о мозге. Некоторые данные не поддерживают точку зрения о том, что работа мозга связана с определенными условиями или поведением. К примеру, большинство из нас переживали состояние дежавю. Думали ли вы когда-нибудь, что происходит в это время в мозге?

К сожалению, на протяжении веков люди проявляли по отношению к тысячам своих собратьев вопиющую несправедливость. Мы привыкли обвинять тех, кто совершает нечто выходящее за рамки общественных норм, в так называемом нравственном падении. На ум сразу же приходит клептомания. Некоторые из нас до сих пор считают клептоманов виновными, полагая, что им место в тюрьме. Однако не лучше ли разобраться, почему люди обладают навязчивым стремлением к воровству. Наука говорит нам, что причин возникновения клептомании довольно много. Часть их кроется в биохимических нарушениях деятельности мозга. И это вопрос совсем не нравственного падения, а биохимии. То есть здесь нет вины самого человека. Логика и справедливость говорят о том, что таких людей нельзя наказывать за их поведение, их необходимо лечить.

По мере развития исследований мозга выявляются странные, необычные и иногда забавные факты о его функционировании. В ближайшие годы наверняка появятся новые открытия, связанные с мозгом. Человеческое поведение очень сложно. Мы знаем, что оно связано с множеством факторов. К счастью, изучив связь между работой мозга, развитием сознания, особенностями тела и жизнью всего общества, можно четко представить себе, что значит быть человеком.

С целью образования и к удовольствию читателей мы предлагаем вам то новое, что стало известно благодаря новейшим исследованиям деятельности мозга.

Наш мозг поразителен! И мы надеемся, что эта книга произведет на вас такое же впечатление.

Глава 1
Мозг-чистюля: маленькие уборщики, или Что случилось с мозгом Эйнштейна?

Мозг является не только самым странным, но и самым «чистым» органом нашего тела. В отличие от кожи (человеческое тело покрыто кожей, площадь которой составляет от 1,3 до 1,7 квадратного метра), он способен к самоочищению.

Словно спортсмен, чистоплотный, подтянутый, крепкий и закаленный, мозг поддерживает высокую степень активности, поскольку «моет» себя сам. Он избавляется от малейшего загрязнения, то есть от всего, что может негативно повлиять на эффективность его работы.

Самых больших размеров наш мозг достигает в ранней молодости: тогда в нем насчитывается примерно сто миллиардов нейронов (нервных клеток). Большинство ученых считают, что мы теряем от десяти до ста тысяч нейронов ежедневно. Когда нервные клетки погибают от старости, болезни или травмы, их быстро поглощают и перерабатывают окружающие их глиальные клетки, которые можно считать чудесными уборщиками мозга. Эти клетки способствуют и нормальному функционированию здоровых нейронов. Очищение помогает мозгу сохранить сто миллиардов фрагментов информации в более чем ста миллиардах клеток. Это в 500 раз больше, чем вместимость многотомной энциклопедии.

С 1985 г. докторá Мэриэн Даймонд и Арнольд Шайбель выдвигали следующую идею: чем больше глиальных клеток приходится на один нейрон, тем чище становится мозг, а его работа эффективнее, и, следовательно, выше умственные способности человека. Даймонд и Шайбель основывают свою теорию на исследовании мозга двенадцати человек, в том числе и Альберта Эйнштейна.

Альберта Эйнштейна (1879–1955) можно назвать величайшим ученым всех времен. После того как он скончался в Принстоне от сердечного приступа, патологоанатом доктор Томас Харви извлек его мозг при вскрытии, проведенном в Принстонской больнице, и сохранил для научных исследований.

Харви отвез мозг в университет Канзаса в Вичите, а затем забрал домой в Вестон (штат Миссури). Говорят, что поначалу он хранил мозг в холодильнике. Позже он разделил его на части и поместил в стеклянные банки с формальдегидом, которые хранил в картонной коробке из-под яблочного сидра.

В 1979 г., по прошествии более чем тридцати лет после вскрытия, Даймонд связалась с Харви и попросила выслать ей образцы тканей мозга Эйнштейна для изучения. В 1982 г. после многочисленных задержек она, наконец, получила желаемое. Срезы мозга были готовы для исследований и, аккуратно запечатанные в пластик, находились в отличном состоянии.

Даймонд и Шайбель изложили свою теорию о глиальных клетках и их связи с эффективностью мышления в 1985 г. в статье «О мозге ученого: Альберт Эйнштейн»1.

Они подсчитали число глиальных клеток на нейрон в мозге Эйнштейна и сравнили его с результатами анализа мозга одиннадцати взрослых мужчин предположительно среднего уровня интеллекта. Ученые обнаружили, что в одной из областей левого полушария мозга Эйнштейна на один нейрон приходилось на 73 % больше глиальных клеток, чем в любом другом исследованном ими мозге. Они сделали вывод, что этот факт может быть связан с высоким уровнем интеллекта великого ученого.

Однако критики не дремали. Большинство из них решили, что исследователи допустили промах, опрометчиво связав глиальные клетки с интеллектом. Они заявляли, что наука пока не установила четкой причинно-следственной связи между интеллектом и количеством или качеством нейронов. Другие полагали, что на основании лишь двенадцати примеров невозможно сделать точный вывод. В конце концов, между людьми столько различий, так почему бы и количеству глиальных клеток на нейрон не быть разным?

Третьи утверждали, что такая разница ни о чем не говорит – то, что у Эйнштейна было больше глиальных клеток, связано с высоким интеллектом ученого точно так же, как форма его пупка.

По мнению критиков, некоторые факты указывают на то, что, когда мозг стареет, усилия по его очищению повышаются, и число глиальных клеток с возрастом может увеличиваться. Таким образом, поскольку Эйнштейну на момент смерти было семьдесят шесть лет, глиальных клеток у него и оказалось больше. Возможно, исследование мозга молодого Эйнштейна дало бы иные результаты.

Наиболее суровые критики объявляли само исследование грубым и не представляющим научной ценности. Некоторые считали, что мозг Эйнштейна нужно оставить в покое.

К тому же в процессе обсуждений выяснилось, что семья Эйнштейна никогда не давала разрешения на удаление, хранение и исследование мозга ученого. Это поставило в неудобное положение не только Даймонда и Шайбеля, но и Харви. Учитывая желание семьи, Харви предложил сделать и другие образцы мозга ученого доступными для серьезных исследователей.

Роль глиальных клеток придает новый смысл фразе «промывка мозгов». И, как это ни удивительно, спустя сорок лет после смерти Альберта Эйнштейна мы все еще продолжаем у него учиться2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: