Инженерное обеспечение

Одним из основных положительных свойств танков является их высокая подвижность, складывающаяся из быстроходности и способности преодолевать различные препятствия.

Однако технические возможности танков не беспредельны, в силу чего при применении танков выбирается местность, наиболее благоприятная для их действий. Если это невозможно, то разными путями и средствами увеличивают их подвижность, стремясь снизить подвижность танков противника. Эти задачи выполняется инженерными подразделениями и частями танковых и общевойсковых соединений.

В задачи инженерного обеспечения входит устранение различных препятствий, устройство через них проходов, оснащение самих танков приспособлениями, позволяющими преодолевать препятствия, а также создание культурно-бытовых условий для танковых частей при расположении на месте и обеспечение их водой. Объем и характер инженерного обеспечения танков зависят от времени, имеющегося для выполнения этих работ.

Само собой понятно, что условия быстротечности встречного боя весьма сильно будут ограничивать объем и размеры инженерного обеспечения танков, в то время как в наступательном бою они будут значительно шире.

На марше и во встречном бою инженерное обеспечение заключается: в устранении мелких неисправностей дорог; в устройстве колонных путей, переправ через водные преграды; в маскировке материальной части; в оснащении танков приспособлениями, увеличивающими их проходимость, и в устройстве препятствий против танков противника.

Неисправности дороги устраняются органами обеспечения движения. Устройство колонных путей и переправ выполняется инженерными подразделениями. На устройство колонного пути длиной в 1 км потребуется в среднем час работы одной саперной роты.

Для устройства переправ через водные преграды танковые соединения оснащены специальными средствами. Для переправы танков могут быть использованы тяжелый понтонный (мостовой) парк, а также лодки ПА-3.

Тяжелый понтонный парк состоит из 24 понтонов. Каждый понтон состоит из носового полупонтона грузоподъемностью в 5 т и среднего полупонтона грузоподъемностью в 7,1 т; общая грузоподъемность всего понтона, таким образом, составляет 12 т.

Из полного мостового парка можно построить мост длиной до 190 м, грузоподъемностью до 12 т. Для наводки моста требуется 3 часа работы одной саперной роты.

Парк ПА-3 состоит из 24 лодок, каждая грузоподъемностью 3 т. Из лодок можно навести мост длиной до 70 м и грузоподъемностью до 8 т. Скорость наводки моста 0,75 м в минуту. Для наводки моста требуется одна саперная рота. Из лодок ПА-3 можно составлять паромы. Для сборки парома требуется 20–30 минут работы одного взвода сапер.

Скорость движения по мостам из понтонов может достигать в среднем 4–5 км/час. Скорость движения паромов на веслах в среднем равна 1 м/сек; на погрузку и выгрузку танка на паром необходимо до 10 минут.

Для маскировки расположения и движения танковых частей и подразделений используются прежде всего естественные маски (лес, кустарник).

При отсутствии естественных масок экипажи машин используют индивидуальные маскировочные сети.

В тех случаях, когда танковым частям придется действовать на местности, изобилующей естественными и искусственными препятствиями, танки заблаговременно оснащаются приспособлениями, увеличивающими их проходимость. В этих случаях, кроме усиленного насыщения органов обеспечения движения саперами и саперными средствами, необходимо оснастить танки бревенчатыми мостами, фашинами, ковриками. Этими приспособлениями пользуются, как правило, при развертывании и в бою, а в исключительных случаях и при совершении марша колонными путями, когда инженерные подразделения не могут обеспечить устройство прохода через препятствие к моменту подхода танков.

Танковая рота оснащается приспособлениями в зависимости от местности, на которой ей придется действовать, а также типов [59] и видов препятствий (естественных и искусственных). Бревенчатыми мостами рота оснащается в среднем на 40%, остальными приспособлениями — на 60%.

Для преодоления горизонтальных препятствий танковые части используют саперные танки.

Препятствия против танков противника будут устраиваться в целях прикрытия флангов путем усиления естественных препятствий, разрушения переправ через реки, болотистые низины и, наконец, расстановкой мин. В условиях встречного боя мины просто могут быть разбросаны в шахматном порядке в траве (через каждый метр).

В наступательном бою инженерное обеспечение начнется еще до занятия танками выжидательных позиций и найдет самое широкое применение в течение боя, вплоть до окончательного разгрома противника. При расположении на месте инженерные части должны в первую очередь заняться маскировкой машин.

При расположении в лесу, в кустарнике или в населенном пункте инженерные части должны принять все меры предохранения в пожарном отношении, так как в современной войне леса, кустарники и населенные пункты могут быть легко подожжены артиллерийским огнем и авиационными бомбами противника. Противопожарные мероприятия заключаются в назначении в каждую часть дежурного (пожарного подразделения, в обнесении канавами места расположения материальной части подразделений, особенно тылов (колесных машин, цистерн), в подготовке песка и устройстве колодцев и водоемов (особенно в населенных пунктах).

Важнейшими задачами инженерных частей по оборудованию выжидательных позиций являются прокладывание и маскировка колонных путей к ним и к исходным позициям.

На исходных позициях инженерное обеспечение будет выражаться в индивидуальной маскировке машин, проводимой экипажами, в подготовке выходов с исходных позиций и проходов до переднего края. В условиях наступления на сильно укрепленную полосу, кроме того, будут подготовляться укрытия для боевых машин.

Порядок, в котором танки пойдут в атаку с исходных позиций, будет зависеть от местности, от наличия искусственных и естественных препятствий, от их качества и количества, а также от наличных инженерных сил и средств. Минимальное количество проходов для взвода танков — два (по одному для каждого полувзвода); для роты — шесть проходов.

До переднего края противника, как правило, все работы по инженерному обеспечению выполняют саперы, а за передним краем используются соответствующие приспособления по преодолению танками препятствий. В глубине обороны инженерные войска используются для устройства колонных путей для передвижения тылов, для ввода в бой танкового резерва и подвижных групп развития прорыва.

Кроме этих основных работ, инженерные подразделения могут быть использованы в глубине обороны противника для оказания [60] помощи застрявшим танкам, а также для установки минных препятствий на направлениях вероятных контратак танков противника (на флангах).

При выходе в район сбора задачами инженерных частей явятся: маскировка материальной части; устройство препятствий в опасных направлениях; обеспечение водой; подготовка выходов из района сбора.

При расположении танков в обороне в ударной группе общевойскового соединения инженерное обеспечение будет таким же, как и в условиях расположения на месте. [61]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: