Тактика в Кэндо. Часть 2

Введение
В предыдущей статье относительно тактики в кэндо был описан мой собственный опыт изучения тактики и эффективность этого изучения. В этой и следующей статьях я хотел бы коснуться вопроса изучения тактики в зависимости от уровня занимающегося. Эти две статьи написаны в продолжение статей «Отношение к дзи-гейко», части 1 и 2. Прежде всего я хотел бы заявить, что эти статьи никоим образом не замышлялись как «краткое руководство» по технике выигрывания соревнований путем действий на грани правил. Моя цель – обеспечить вас идеями и раскрыть возможности изучения множества технических аспектов кэндо, развить ваше понимание кэндо путем размышления, изучения и практики создания тактики. Эта статья описывает аспекты изучения тактики для обладателей кю и 1-х 2-х данов.

1.Изучение тактики для обладателей кю
Часто можно наблюдать, как обладатели кю в дзи-гейко, сиае и на аттестационных экзаменах атакуют большим мэном с одной и той же дистанции с одинаковым таймингом. Также можно увидеть как их учителя часто советуют «продолжать атаковать» и «выкладываться». Когда один из оппонентов начинает движение и пытается нанести большой мэн, второй вскоре реагирует и начинает делать то же самое.В результате они бьют друг друга по синаям, не достигая мэна оппонента и удачного удара приходится ждать очень долго. На этом уровне, как было описано в «Отношение к дзи-гейко», часть 1, безусловно важно пытаться использовать технику, выученную а кихон-гейко, без колебаний и стеснения. Это их первая простая, но важная тактика. Однако, невозможно научиться атаковать в нужный момент, повторяя одну и ту же технику с одной и той же дистанции с неизменным таймингом. Как правило в кэндо существует 4 возможности нанести удар: когда оппонент начинает наносить удар, когда оппонент блокирует удар, когда оппонент завершает удар и когда оппонент отступает. Атаковать при завершении атаки оппонентом является важной тактикой для обладателей кю, которую нужно изучить и использовать в дзигейко против других обладателей кю. Например, многие обладатели кю делают проход как в кихон-гейко, подставляя открытую спину. Если это происходит в дзигейко, необходимо сразу же последовать за оппонентом и атаковать, как только он развернется. Дополнительная польза использования такой тактики в том, что она дает понять как важно стараться постоянно держать оппонента в поле зрения и что момент, когда оппонент отводит взгляд и теряет концентрацию удобен для атаки.

В дзи-гейко с более опытными оппонентами обладатели кю как правило испытывают сложности в том чтобы завершить свою атаку и прерывают ее на середине или отступают. Инструкторы в этом случае как правило командуют «продолжай атаковать» или «выкладывайся». В отличие от обладателей кю, их более опытные оппоненты не поворачиваются спиной к противнику в дзи-гейко (по крайней мере не должны этого делать). Поэтому становится проблематичным следовать тактике «нанести удар при завершении противником атаки».

Для обладателей кю в дзи-гейко с более опытными оппонентами рекомендуется перед ударом сбить синай противника. Необходимо не просто проводить прямую атаку, а попытаться предварительно отклонить кончик синая оппонента, используя осаэ вадза (сбивание синая вниз) и хараи вадза (сбивание синая с права на лево, из положения справа внизу в положение слева вверху, из слева внизу в справа вверху, из справа вверху в слева внизу или из слева вверху в справа внизу) (см также Японо-английский словарь кэндо, стр. 30-31). Разумеется это не значит, что вам гарантированно удастся провести удар старшему таким образом. Ваша атака будет заблокирована. Однако, на этом уровне очень важно начинать учиться тому, как сбить оппоненту центр, что является самой основной и самой важной тактикой в кэндо. Эта простая тактика сбивания центра оппонента развивается в более сложные и эффективные тактики по мере того, как вы совершенствуете перемещение, фумикири, фумикоми, скорость и те-но-ути (об этом будет рассказано далее). Как я писал в «Отношении к дзи-гейко», часть 2, обладатели кю должны сосредоточиться в основном на совершенствовании сикаке вадза. Важно не бояться, что от вашей атаки увернутся или контратакуют и не прерывать атаку по середине, пытаться довести ее до конца. В этой статье я хотел бы порекомендовать использование осаэ вадза и хараи вадза в дзи-гейко (разумеется, их необходимо отрабатывать в вадза-гейко).

Хотя это может не иметь прямого отношения к тактике, здесь я хотел бы добавить несколько слов о защите в кэндо, о чем я вкратце упоминал в «Отношении к дзи-гейко», часть 1. Согласно концепции “Bogyo no tame no bogyo nashi (нельзя защищаться только ради защиты)” в кэндо защита предназначена для подготовки последующей атаки и атаковать необходимо сразу же после защиты. В традиционной терминологии кэндо это называется «Ko-bo-icchi». Однако, как говорилось ранее, даже если обладатель кю пытается атаковать после отражения атаки старшего, он не обладает достаточным умением и скоростью, чтобы контратаковать с помощью одзи вадза или каэси вадза. Скорее всего они напротив не обладают базовыми умениями отражать атаку оппонента. Как это не странно, во многих клубах методы защиты изучаются редко и занимающиеся должны полагаться на собственный опыт. Поэтому многие обладатели кю пытаются выработать собственные (довольно нерациональные) приемы защиты, т.к. у них нет возможности изучить принцип “Bogyo no tame no bogyo nashi”. Окадзима (1992) отмечает, что страх начинающих перед атакой оппонента не дает им увидеть возможность для удара. Поэтому я рекомендую инструкторам показывать начинающим основные защитные техники перед тем, как допустить их к дзи-гейко. Под защитными техниками я не имею ввиду исключительно блокирование синая оппонента своим синаем. Необходимо научиться мецуке (направление взгляда) и защите с ки-кен-тай-но-ити. Начинающие часто стоят и смотрят исключительно на синай оппонента, а их руки начинают двигаться, когда оппонент совершает движение синаем. Поэтому они часто попадаются на обманные движения, как, например, обозначить удар мэн, подняв руки, а пробить до. Согласно Японо-английскому словарю кэндо (2000, стр 62) мецуке – это наблюдение за всем телом противника при том, что взгляд направлен в глаза. Существует и другой термин, объясняющий направление взгляда - Enzan-no-metsuke (взгляд на далекую гору). В Японо-английском словаре кэндо (2000, стр. 24) написано: «Важно видеть не отдельную часть, а фигуру оппонента в целом, как будто смотришь на далекую гору.» Что до защиты с ки-кен-тай-но-ити, то при защите необходимо иметь позитивный настрой, использовать синай, перемещения и движения тела. Термин ки-кен-тай-но-ити обычно употребляется в отношении удара, но сама концепция может быть применена и к защите. Начинающим нелегко добиться этого. Однако это в ваших интересах, развивать свое кэндо, получая удары снова и снова, сохраняя верную стойку и правильно защищаясь, чего поначалу добиться сложно. В будущем вы приобретете навыки, необходимые для эффективной защиты. Окадзима (1992) утверждает, что прочная защита – важный элемент эффективности кэндо. В таком случае изучение защитных техник с пониманием принципа “Bogyo no tame no bogyo nashi” на этом этапе будет весьма полезным с точки зрения применеия сложных тактик в будущем.

2. Изучение тактики для обладающих 1-2 даном
Подразумевается, что на этом уровне занимающийся может наносить точные удары, используя небольшие и быстрые движения тела и мощные фумикири и фумикоми. Я рекомендую развивать простые тактики использования осаэ вадза и хараи вадза, а также пытаться использовать обманные движения. Как должно быть уже известно занимающимся этого уровня, даже если вы пытаетесь провести мэн после осаэ оппоненту одного с вами уровня или выше, в большинстве случаев его синай заблокирует цель прежде чем вы проведете удар, если только вы не обладаете очень высокой скоростью. То же самое обычно происходит, если вы пытаетесь ударить котэ после хараи с лева на право. Из этого следует, что использование обманных движений перед ударом является важной тактикой. Разумеется освоение обманных движений идет от простого к сложному. Здесь я хотел бы предложить несколько несложных и одно более продвинутое обманное движение. Вот примеры несложных обманных движений:
* обозначить атаку на мэн после осаэ - оппонент защищает мэн - пробивается котэ или до
* обозначить атаку на котэ после хараи с лева на право - оппонент защищает котэ - пробивается Мэн

Эти приемы можно развить в более сложные:
* Обозначить атаку котэ-мэн после хараи с лева на право - оппонент защищает мэн - пробивается до.

Необходимо помнить, что используя обманные движения на этом уровне необходимо действовать первым, обмануть оппонента и ударить. Например в случае комбинации «обозначить атаку на мэн после осаэ - оппонент защищает мэн - пробить до» необходимо поднять синай широким движением после осаэ, чтобы оппонент поверил, что вы собираетесь ударить мэн и удар легко блокировать.

Используя обманные движения перед ударом, многие пытаются действовать слишком быстро. Из-за этого не удается действовать правильно и оппонент не защищается так, как подразумевалось. На этом уровне занимающиеся должны помнить, что для них важно не двигаться быстро, а точными и слегка утрированными движениями заставить оппонента поверить, что он может легко защититься используя только синай.

Считается, что на таком уровне у занимающихся есть ряж токуи вадза (вадза, которые удаются особенно хорошо и уверенно используются для зарабатывания очков). В дополнение к тактике обманных движений на этом уровне рекомендуется развивать дзи-гейко, обдумывая когда или в какой ситуации использовать токуи вадза. Здесь я хочу, чтобы вы перестали читать и подумали над следующим:
* через какое время после начала дзи-гейко или сиая вы стараетесь использовать токуи вадза?
* каковы условия применения токуи вадза: дистанция, тайминг?

Также необходимо подумать о том, какому оппоненту вы можете или не можете нанести удар с помощью токуи вадза.

Вы можете представить конкретные ситуации и оппонентов? Ваши познания в кэндо связаны с тем, как четко вы можете себе представить ситуации. Даже вы считаете, что у вас нет токуи вадза, полагаю у вас должна быть любимая вадза. Я рекомендую подумать как вы могли бы эффективно использовать любимую вадза в дзи-гейко и сиае. Если вы не можете представить ситуацию и оппонента, подумайте о применении токуи вадза. Я также рекомендую обдумывать как вы сражались после каждого дзи-гейко. Как описано в предыдущей статье, размышления о вышеуказанных вещах не только поможет вам развить тактические способности, и кэндо в целом, углубит понимание технической и физиологической структуры, механизма каждой вадза и их взаимодействие.

Помимо обманных движений в можете разнообразить свое дзи-гейко и сиай с помощью сутэ вадза и мисэ вадза. Дословно «сутэ» означает «выбрасывать», а «мисэ» - «показывать». Значение этих слов в контексте тактики в кэндо в том, что это вадза, используемые не для зарабатывания очков, а для внедрения определенных вадза в сознание оппонента для того, чтобы затем более эффективно провести токуи вадза. В качестве простого примера: чтобы провести касуи вадза котэ-до вы можете несколько раз провести котэ-мэн, убедить оппонента, что против вашего котэ-мэн легко защититься и заставить его защищаться используя только Куки (затем провести котэ-до). Вы несколько раз атакуете мощным и резким котэ, чтобы позже успешно провести кацуги-мэн. Важный момент в том, что необходимо атаковать используя не только руки, но все тело, даже если вы проводите сутэ или мисэ вадза. В противном случае вы не сможете убедить оппонента, что вы атакуете и будете легко контратакованы. Вы должны действовать реалистично. Ваши сутэ и мисэ вадза могут достигнуть цели, даже если вы этого не планировали. В этом случае вы должны обеспечить иппон, поэтому сутэ и мисэ вадза нужно проводить с ки-кен-тай-но-ити.

Заключение
По мере накопления опыта вы должны не только совершенствовать свои токуи вадза и любимые техники, но и вадза, которые вам не удаются; вы должны научиться иметь дело с людьми, чьему кэндо вам сложно противостоять. Избегать встреч с такими людьми – не выход. Это останется вашим слабым местом. Вы должны стараться проводить дзи-гейко с ними чаще, чем с кем бы то ни было. Вы будете терпеть неудачи и пропускать удары, но вы не сможете с этим справиться, если не будете стараться. Учиться, пропуская удары – путь совершенствования кэндо. Конечно важно испытывать новые техники. Но не пытайтесь использовать в дзи-гейко слишком много приемов, поставьте перед собой конкретные задачи в соответствии с вашими возможностями и советами инструкторов.

Следующая статья будет касаться изучение тактики для имеющих 3-5 даны и 6 дан и выше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: