Жесткие формы защиты

Жесткие формы защиты могут применяться лишь во взаимоотношениях со старшеклассниками. Их используют редко, поскольку в результате коммуникация временно прерывается.

1. Великодушное прощение – видимое смирение с грубостью партнера, который пока не может вести себя иначе. «Если вам так хочется...», «Если только так вы и умеете...», «Если это приносит вам чувство удовлетворения...». Это сильное воздействие, не предполагающее дальнейшего общения или выяснения отношений.

2. Сопоставление достоинств партнера с его поведением – скрытый механизм влияния данной формы защиты заключается в возвышении партнера. С этой высоты партнеру падать не хочется, есть что терять. Парадигма данного способа: «Вы такой... (умный, порядочный) а,...». Последняя часть фразы недосказана, ее досказывает, додумывает обидчик сам.

3. Оставить наедине с собой – способ жесткий и лаконичный. Разрыв отношений «здесь и сейчас». Ответственность за содеянное перекладывается на партнера. Используются парадигмы: «Вероятно, вы не способны понять, что вы сказали», «Жаль, что вы не осознаете, что сейчас произошло», «Вы не понимаете, что сделали».

Используя способы этической защиты, важно проследить, чтобы педагог не скатывался в нравоучения. Даже защищаясь, педагог призван развивать личность воспитанника (Приложение 2. Школьные службы примирения. Правила проведения медиации).

Таким образом, выработка нравственно выверенной линии поведения каждого педагога, педагогического коллектива в целом является важнейшей задачей. От успеха в этом непростом деле зависит репутация образовательного учреждения и авторитет каждого педагога в отдельности, что повышает их конкурентоспособность на рынке труда.

Контрольные вопросы и задания

1. Чем обусловлена необходимость обращения к праксиологическим (поведенческим) аспектам профессиональной педагогической этики?

2. Что такое моральный выбор? Охарактеризуйте основные виды морального выбора применительно к педагогической профессии.

3. Составьте список возможных злоупотреблений педагога в его профессиональной деятельности. С какими из них приходилось встречаться вам в школьную и студенческую пору?

4. Ознакомьтесь с Руководством по принятию решения в ситуации морального выбора. Насколько реально применение данного руководства при решении профессиональных проблем?

5. Какие ситуации в жизни могут быть квалифицированны как дилеммы? Каковы основные ценностно-этические дилеммы педагогической работы?

6. Каков алгоритм принятия решения в ситуации морального выбора?

7. Какие факторы порождают возникновение деструктивных конфликтов в педагогическом коллективе? Правомерно ли учителю с этической точки зрения являться участником конфликтной ситуации? Всегда ли можно избежать конфликта?

8. Выполните тест К.Томаса и определите, какая стратегия поведения в конфликтной ситуации свойственна Вам в наибольшей степени.

9. Сформулируйте свой собственный кодекс поведения в конфликтной ситуации.

10. Представьте себе, что вы являетесь работников педагогического коллектива, в котором произошла следующая конфликтная ситуация. Как Вы поступите?

Если причиной конфликта с учителем, к которому вы явно не испытываете симпатии, послужило недостойное или просто неправильное поведение другого учителя, с которым вы поддерживаете дружеские отношения, скажете ли вы об этом открыто?

1) «Да», потому что:

а) истина превыше всего, а поэтому я всегда скажу правду, независимо от того, кто виноват в возникновении конфликта;

б) раз виноват мой друг-учитель, то я причиню ему вред, не сказав открыто о его недостойном поведении, так как в дальнейшем он может совершить что-то еще более недостойное, а настоящий друг и должен первым говорить правду, какой бы горькой она ни был;

в) моего друга-учителя все равно осудят в коллективе, даже если я промолчу, поэтому с точки зрения собственной пользы следует открыто сказать о его недостойном поведении.

2) «Нет», потому что:

а) я и сам недолюбливаю того учителя, с которым у моего друга конфликт;

б) друзей надо защищать, независимо от того, правы они или нет;

в) я могу потерять своего самого близкого друга-коллегу.

3) Либо «да», либо «нет», потому что:

а) у моего друга-коллеги в этот момент сложная семейная ситуация, поэтому произошел этот эмоциональный срыв;

б) все зависит от того, что лично мне принесет больше выгоды: выступление в поддержку друга-учителя либо молчанием, пусть даже с тайным выражением другу сочувствия (мол, ты все прекрасно понимаешь, я на твоей стороне, но против силы не пойдешь и т.д.);

в) когда-то мой друг-коллега был свидетелем моего скверного поступка, но промолчал. Теперь он может меня разоблачить перед всеми либо мысленно осудить и стать моим тайным врагом.

11. Что такое «этическая защита» и от кого приходится защищаться педагогу? Каковы основные этические требования к защите от посягательств на личное достоинство? Охарактеризуйте «мягкие» и «жесткие» способы этической защиты.

Выберите оптимальный способ мягкой защиты в ниже перечисленных условных ситуациях: Ученик дотрагивается до вашей сумочки, говоря: «Что там?..»;

Ученица без разрешения надевает вашу (чужую) шляпу: «Ох ты! Какая!..».

Вас перебивают: «Это все глупости! Ерунда какая-то!».

12. Насколько необходимы современному учителю знания в области этической защиты в процессе общения? Можете ли Вы предложить свои варианты реагирования на бестактность (грубость) учеников?

13. Расскажите о проблемах общения педагога с родителями учеников. Что недопустимо в общении с родителями? Какие причины могут повлиять на отношения с педагога с семьей ученика? А надо ли защищать педагога от родителей?


Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: