Ход урока

Содержание урока. Деятельность учителя. Деятельность учеников.
Организационный момент. Здравствуйте! Успокойтесь и присаживайтесь на свои рабочие места, проверьте свою подготовленность к уроку. Сегодня мы будем изучать новую тему «Температура воздуха», но перед изучением нового материала, повторите свою предыдущее домашнее задание. Успокаиваются, присаживаются на свои места, проверяют готовность к уроку, повторяют домашнее задание.
Проверка ЗУН Работа с кроссвордом. Фронтальный опрос. Изучение нового материала. Как нагревается воздух? Беседа. Изменение температуры с высотой. Объяснение решение задач. Самостоятельная работа решении задачи. Измерение температуры. Работа с учебником, беседа. Суточный ход температуры воздуха. Объяснение. Беседа по рисунку. Среднесуточные температуры воздуха и амплитуда температура воздуха. Работа по рисунку, решение задач. Закрепление Домашнее задание. Сейчас, я шестерым ученикам, раздаю кроссворд и в течение проверки домашнего задания вы его должны решить. Подпишите его, пожалуйста. А с остальными мы проведем устный опрос. 1. Что такое атмосфера? 2. Из чего состоит воздух? 3. Из каких слоев состоит атмосфера? 4. Из каких слоев состоят верхние слои атмосферы? 5.В каком слое атмосферы мы живем? 6.Какова роль атмосферы? 7. Каковы источники загрязнения? 8.Каковы способы охраны атмосферы? 9.Назовите способы изучения атмосферы. 10.Как называется наука, которая изучает атмосферу и явления происходящие в ней? Молодцы, вы хорошо подготовились, работающие с кроссвордом сдайте его на проверку, и все отвечал сегодня после занятия подайте дневники. Откройте тетради и запишите дату и тему урока «Температура воздуха. Определение среднесуточной температуры воздуха в Липецкой области». Сегодня мы будем изучать как нагревается воздух и какая зависимость нагревания земной поверхности, узнаем как изменяется температуры с высотой, а также научимся определять среднесуточные температуры. Итак, ответь на вопрос: 1.Что является источником тепла и света? 2.Почему происходит смена дня и ночи. 3.Вспомните летние каникулы. Вы днем на пляже. Одинаковы ли нагреты песок и вода? 4.А сейчас представьте, вы пришли на пляж вечером. Что изменилось? 5. Какой можно сделать вывод? 6.Луч солнца попадает в окно. Как вы думаете, что он нагревает подоконник или стекло? Какой можно сделать вывод? Какие предметы нагреваются солнечными лучами? 7. От чего нагревается воздух на Земле? Итак, скажите, температура везде ли одна и та же или она изменяется? Температура также изменяется с высотой. Чтобы узнать, как она изменяется, мы решим одну задачу. Самолет летит на высоте 9 км. Какова температура воздуха за бортом самолета, если в это время у поверхности Земли температура +20. 1.Итак, скажите, на сколько градусов понижается температуры с высотой? Кто внимательно читал предыдущий параграф может ответить на этот вопрос. Итак, прочитайте первый абзац на стр.106 вторую строчку. Итак, так на сколько же градусов понижается температура с высотой? Правильно на каждый километр подъема температура понижается на 6ºС. 2. А теперь мы узнаем, какова разница в температуре воздуха, если температура у поверхности 0ºС? Мы 6ºС*9 км, так как нам дана высота и получаем 54ºС 1. 6ºС * 9км = 54ºС – разница в температура воздуха. 3. Какой мы ставим знак перед значением температуры? (Температура отрицательная, следовательно ставим знак минус.) 4.Но у поверхности Земли не 0ºС, а +20ºС. 2. -54ºС+20ºС = -34ºС – температура воздуха за бортом самолета. Ответ: -34ºС. А теперь вы сами решите задачу. Самолет летит на высоте 7 км, температура за бортом -20ºС. Самолет собирается идти на посадку. Какова температура в районе аэродрома? На какую высоту поднялся самолет, если температура у поверхности Земли +23 º С, а температура за бортом – 30 º С Откройте учебник на стр.108 и прочитайте 2 пункт, а затем ответьте на вопросы: 1. С помощью какого прибора измеряется температура? Термометр. Запишите определение «Термометра» Термометр – прибор для измерение температура воздуха. Когда вы будете изучать физику, вы узнаете что термометры бывают: цифровые, электронные, инфракрасные, пирометры, биметаллические, дистанционные, электроконтактные, жидкостные, термоэлектрические, газовые, термометры сопротивления. 3.В какое время суток ваш термометр правильно показывает температуру воздуха? (Вечером, когда на него не падают солнечные лучи). 4.На какой стороне дома нужно устанавливать термометр? (На северной, где есть всегда тень) А теперь вспомните, когда в течении суток температура наиболее высокая, а когда – самая низкая. Утром всегда прохладно. Земная поверхность еще не успела нагреться. К полудню становится тепло и даже жарко, воздух нагревается еще сильнее. Вечером становится прохладнее, земная поверхность охлаждается. Ночью холодно, а под утро поверхность Земли остывает сильнее всего. Откройте учебник на стр.109, и внимательно рассмотрите рисунок 69. Что на нем изображено, прочитайте название рисунка. 1.Какая из площадок сильнее нагрета? И почему? (Сильнее нагрета первая площадка. Солнечный луч падает на меньшую площадь, значит, на каждый квадратный сантиметр площади приходится больше солнечной энергии) 2. От чего зависит нагревание температуры? (От угла падения солнечного луча.) Какой можно сделать вывод? Чем выше солнце над горизонтом, тем более отвесно падают лучи на поверхность Земли и тем сильнее она нагревается. А бывает так, что днем температура воздуха ниже, чем ночью? (Да.) Нарушается правило нагрева земной поверхности воздушные массы, которые приносят ветры с Атлантического и СЛ океанов. Зимой воздух над АО теплее, чем над сушей. А с СЛО приходит всегда холодный воздух. Когда мы решали задачи на изменение температуры с высотой, то была такая фраза «Разница температуры».Как вы понимаете эту фразу, между каких температур может происходить разница? Между самой высокой и самой низкой температурами воздуха. Это называется амплитудой температуры воздуха. Запишите себе определение «Амплитуда температура воздуха». Амплитуда температура воздуха- разница между самой высокой и самой низкой температурами воздуха. Откройте учебник на странице 110, и внимательно рассмотрите рис.70. Что на нем изображено? Суточные амплитуды температуры. 1.Прочитайте показания первой пары термометров. На первом = 6ºС, на втором=18ºС Чтобы узнать амплитуду температуры, надо из наибольшего вычисть наименьшее (18-6 = 12), 12 – амплитуда температуры. 2. Прочитайте показания для третьей термометров и определите амплитуду. 1 10 – (-8) = 18. – Амплитуда температуры. Почему самая низкая температура наблюдалась в 6 часов, а самая высокая в 14 часов? (Самая низкая температура наблюдается перед восходом солнца, за ночь поверхность Земли остывает. Самая высокая температура бывает после полудня, т. к. воздух нагревается от нагретой поверхности Земли.) А как же наблюдатели определяют среднюю суточную температуру воздуха? Для этого мы решим еще одну задачу. Пример 1. -1ºС +2ºС +5ºС +8ºС +6ºС +1ºС -2ºС -3ºС Находим сумму положительных температур: 2ºС+5ºС+8ºС+6ºС+1ºС = 22ºС Находим сумму отрицательных температур: (-1ºС)+(-2ºС)+ (-3ºС)= -6ºС Из большей суммы мы вычитаем меньшую: 22ºС- 6ºС= +16ºС Делим разность на количество замеров и у полученного числа ставим знак делимого: +16ºС: 8=+2ºС Средняя суточная температура = +2ºС А теперь вы самостоятельно решите задачу. Пример 2. +10ºС +14ºС +20ºС +15ºС 1.10ºС+14ºС+20ºС+15ºС = +59ºС 2.59ºС / 4 = +15ºС Ответ: +15ºС. 1. Как нагревается суша и вода? 2. Почему на берегах водоема не жарко? 3..От чего нагревается воздух на Земле? 4. С помощью какого прибора измеряется температура воздуха? 5.От чего зависит нагревание воздуха? 6. В какое время суток температура высокая, в какое – низкое? 7. Что называется амплитудой температуры воздуха? 8. Как определяют среднюю температуру воздуха? Молодцы, вы хорошо поработали на уроке. Откройте дневники и запишите домашнее задание. §36, записи в тетради. Все кто работал на уроке, подайте дневники. Урок окончен! До свидания! 1.Азот 2.Тропосфера 3.Метеорология 4.Кислород 5.Спутник 6.География 7.Метеорит 8.Стратосфера 9.Мезосфера 1.Воздушная оболочка Земли. 2.Азот,Кислород,Вода,Пыль. 3.Тропосфера, Стратосфера, верхние слои атмосферы. 4.Мезосфера,Термосфера,Экзосфера. 5.Тропосфера. 6.Дышит все живое, броня планеты,одеяло планеты, предохраняет от вредного космического излучения. 7.Выбросы предприятий, выхлопные газы автомобилей, природные загрязнения(вулканы, пыльные бури.) 8.Перейти на газ и электромобили, фильтры для заводов, лесополосы, парки. 9.Наблюдение на метеостанциях, метеозонды и ракеты, искусственные спутники Земли. 10.Метеорология. Записывают дату и тему урока. 1.Солнце. 2.Из-за суточного вращения Земли вокруг своей оси. 3.Нет. Песок горячий, обжигает. Вода прохладная. 4.Вода вечером теплее, чем днем, а песок на пляже уже прохладный. 5. Вода и суша нагреваются неравномерно.Суша нагревается быстро, а вода медленно. 6.Нагревает подоконник, а стекло холодное. Нагреваются непрозрачные предметы, а через прозрачные предметы проходят, не нагревая их. 7.Солнце нагревает поверхность земли, а от нее нагревается воздух. Решают задачу. 1.6ºС * 7 км = 42ºС - разница 2.42ºС - 20ºС = +22ºС 1.-30 º С -24 º С=-54 º С 2.-54 º С / 6 км =9км. Читают, отвечают, записывают определение. Слушают, отвечают. Отвечают на вопросы, решают задачи. 1.Неравномерно 2.Над прохладной водой воздух тоже прохладный. 3.Солнце нагревает поверхность Земли, а от нее нагревается воздух. 4.Термометр. 5.От угла падения солнечных лучей. 6. Высокая- в полдень, низкая – утром. 7.разница между самой высокой и самой низкой температурами воздуха. 8.Находят сумму положительных и отрицательных температур, делят разность на количество замеров и у полученного числа ставят знак делимого. Записывают д/з Подают дневники

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: