Феномены респондентного обусловливания

Экспериментальная процедура, разработанная Павловым для изучения классического обусловливания, позволила ему исследовать целый ряд важных феноменов:

Ø Обусловливание второго порядка. Силу безусловного стимула (БС) могут обретать и другие стимулы, если их последовательно сочетать с биологически значимыми. Вспомним пример с собакой, на которую воздействует звонок (УС), после чего следует пища (БС), и свет начинает вызывать условную реакцию. После того как у собаки выработан условный рефлекс, звонок приобретает силу БС. Если теперь собаку поместить в обстановку, где на нее будет воздействовать свет, за которым в каждой пробе будет следовать звук (но не пища), то этот свет сам по себе со временем будет вызывать условную реакцию, хотя он никогда не сочетался с пищей. Существование такого обусловливания второго порядка значительно расширяет границы классического обусловливания, особенно у людей, для которых биологически значимые БС встречаются относительно часто. Теперь все, что надо для того, чтобы произошло обусловливание, — это сочетание одного стимула с другим, где последний сочетался предварительно с биологически значимым событием.

Ø Генерализация. И.П. Павлов обнаружил, что условный рефлекс, который возник в ответ на один первоначально нейтральный стимул, будет ассоциироваться и с другими похожими стимулами. Другими словами, реакция слюноотделения на звонок будет генерализована обобщена, распространена и на другие звуки. Точно так же и оборонительая реакция отдергивания на звонок будет распространяться на другие звуки, напоминающие звонок.

Ø Дифференцировка. Если в многократно повторяющихся опытах безусловный раздражитель следует только вслед за некоторыми нейтральными стимулами, то животное распознает разницу между стимулами.Например, если только за некоторыми звуками следуют удары током и рефлекторное отдергивание лапы, то собака может научиться различать звуки, за которыми следует удар током, от тех, за которыми он не следует. Таким образом, если процесс генерализации приводит к согласованности реакций на похожие стимулы, то процесс дифференцировки приводит к большей специфичности реакций.

Ø Угашение. Е сли условный стимул перестает хотя бы иногда сопровождаться последующим безусловным стимулом, то наступает постепенное ослабление обусловливания, или ослабление связи между стимулами.В то время как ассоциация нейтрального стимула с безусловным стимулом приводит к образованию условного рефлекса, многократное предъявление условного стимула без безусловного стимула приводит к угашению условного рефлекса. Поэтому, для того чтобы собака продолжала выделять слюну на звонок, необходимо хотя бы время от времени совмещать звонок с последующим кормлением.

Ø Самопроизвольное восстановление. Было также обнаружено, что если собаке дают длительный отдых в период угасания, то слюноотделение будет повторяться при звуке колокольчика через некоторое время.

Таким образом, респондентное поведение —подразумевает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, последний всегда предшествует первой во времени. Респондентное поведение это сСкиннеровская версия Павловского, или классического обусловливания. Он также называл его обусловливанием типа S, чтобы подчеркнуть важность стимула, который появляется до реакции и выявляет ее [62].

Вопросы для самопроверки

  1. Какие психологические концепции относятся к теориям научения?
  2. На чьих исследованиях базируется теория классического обусловливания.
  3. Условный рефлекс – это…
  4. Назовите основные принципы классического обусловливания.
  5. Как происходит процесс классического обусловливания?
  6. Перечислите элементы классического обусловливания.
  7. Укажите феномены респондентного обусловливания.
  8. В чем сущность генерализации.
  9. Ослабление связи между стимулами – это…
  10. Кто автор данного высказывания - «Дайте мне дюжину нормальных детей и специфическую среду для их воспитания, и я гарантирую, что, взяв любого из них в случайном порядке, я смогу превратить его в специалиста любого типа - доктора, юриста, артиста, купца или же нищего и вора — безотносительно к его таланту, склонностям, тенденциям, способностям, призванию, а также расе его предшественников».

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: