По дисциплине «основы психотерапии»

Для изучения и освоения данной дисциплины студентами необходимо прочтение тематических лекций, проведение семинаров, лабораторно-практических занятий, контрольной работы, сопровождение написания студентами творческой реферативной работы.

При проведении лекций и семинарских занятий со студентами необходима постановка проблемных вопросов, организация диспутов, самостоятельных выступлений студентов по темам дисциплины. Важным является освещение студентам основных теоретических и практических концепций психотерапии (психоанализа, юнгианской терапии, гештальта, индивидуальной психотерапии Адлера, бихевиоризма, когнитивной психотерапии, нейро-лингвистического программирования, трансактного анализа, психозинтеза, клиент- центрированной терапии, групповой психотерапии и их методов) с точки зрения нормы развития личности от новорожденности до константы объекта, условия перехода от одной возрастной стадии к другой, проблемы формирования идентичности, защитный механизмы, методы психотерапевтического воздействия.

Особую значимость для изучения дисциплины является предоставление студентам как научной классической, так и современной литературы по проблеме исследования. Таковыми источниками могут быть монографии Дж. Винникотта, З. Фрейда, К. Хорни, Отто Фенихеля, А. Фрейд, К. Г. Юнга, К. Роджерса, Э. Берна, Ф. Перлза, А. Адлера, Э. Эриксона, М. Кляйн, М. Эйнсуорт, Д. Боулби, М. Малер, Н. Мак – Вильямс, И. Ялома. Для современного освещения вопросов психотерапии, понимания структуры личности в ее развитии могут быть полезны «Журнал практической психологии и психоанализа», «Вестник психотерапии», «Вопросы психологии», где студенты могут получить сведения о современных проблемах психотерапии, истории ее изучения, овладеть терминологией и научными понятиями, узнать о психотерапевтическом и диагностическом опыте психологов.

Для овладения студентами практическими навыками работы психотерапевта является необходимым проведение лабораторно-практических занятий, сопровождающихся демонстрацией использования методов основных психотерапевтических направлений, таких как психоаналитического интервью, ассоциаций, интерпретации, наблюдения, трансактного анализа, психодрамы, арт-терапии, send—play, игровой терапии, танцевальной терапии, музыкотерапии, сказкотерапии и других. Актуальным и весьма продуктивным для качественного усвоения учебного материала является демонстрация методов групповой терапии в форме тренинговых занятий, а также организация просмотров учебных художественных фильмов по теме дисциплины с последующим их обсуждением и написанием рецензии к фильму с последующим анализом структуры личности, уровня ее социализации, условий развития и становления идентичности, видов психологических защит, построения возможной стратегии психотерапевтической работы с психологом, социальной адаптации.

Контроль за качеством усвоения материала предполагает написание студентами творческой реферативной работы или проведение демонстрационного сеанса групповой/индивидуальной психотерапии, написание контрольной работы по одной из тем дисциплины, прохождение тестирования по дисциплине «Основы психотерапии».

Помимо описанных выше необходимых рекомендаций преподавателю, данный курс включает инновационные образовательные техноло­гии, в основе которых положен проблемно-ориентированный подход, предоставляющий студентам возможность не только для качественного усвоение материала в соответствие с современными образовательными стандартами, но и развивает у них творчество, креативность, дивергентное мышление, инициативность, необходимые для исследования, постановки научной гипотезы, ее обоснования.

К инновационным образовательным техноло­гиям относятся:

1. Активные формы и методы обучения (организационно - деятелъностные игры, метод «контекстного обучения» и «обучения на основе опыта»);

- использование методов, основанных на изучении практики.

Предоставление Клинических случаев психологической работы с пациентами /клиентами, Заключений по завершению психотерапевтической с пациентами/клиентами. Для решения этой задачи студентам предоставляются фрагменты психотерапевтических сессий с клиентами, копии творческих работ клиентов.

2. Организация лекций с одновременным мониторингом уровня приобретаемых знаний и компетенции, осуществляемых путем использования информационных технологий.

Просмотр тематических художественных фильмов «Мистер Джонс», «Невидимые дети», реж. Э. Кустурицы, набор фильмов по «Сказкотерапии» и др. и написание к ним творческих рецензий, задача которых - дать анализ патологии структуры личности, симптоматику заболевания, синдрома, определить возможные стратегии психотерапевтической работы с клиентом, причины, легшие в основу заболевания, проблематику. Для решения этой задачи студентам предоставляются План психологического анализа художественного произведения.

3. Интерактивные способы взаимодействия преподавателя и студентов.

Дискуссии на тематических семинарских занятиях, обсуждение научных материалов, творческих реферативных работ студентов

4. Проведение мастер-классов по практико-ориентированной тематике

Для решения этой задачи предусмотрен тематический мастер- класс практикующих клинических психологов города Центра профилактической профилактики и реабилитации «Валеоцентра»

5. Обеспечение студентов сопутствующими раздаточными материалами (опорными кон­спектами, учебными пособиями, планами семинарских и лабораторно-практических занятий, Планами Анализа психологического материала) с целью активизации работы студентов по усвоению материалов учебного курса).

6. Разработка методических указаний студентам по успешному освоению учебной дисци­плины в режиме активного обучения;

7. Предоставление студентам тематических сайтов для активизации самостоятельного поиска материала и его изучения:

· Журнал практической психологии и психоанализа http://www.psychol.ras.ru/

· Института групповой и семейной психотерапии http://localhost.ru/

· Журнал практического психолога http://a-lider.

· Журнал Психосфера http://www.dom-uspeha.ru/

· Журнал Ассоциации группового анализа г. Санкт – Петербург http://www.dom-uspeha.ru/

8. Использование проблемно ориентированного междисциплинарного подхода к изуче­нию наук психологии и искусства - кинематографии, литературы, живописи, скульптуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: