Новая психотерапия

Противоположным перечисленным методам психоте­рапии является современный подход, зародившийся в области направленной помощи детям и взрослым. По ряду признаков, которые будут определены в дальнейшем, он в корне отличается от всех остальных. Этот новый подход основывается на разнообразных многочисленных иссле­дованиях. Перечислить все источники довольно сложно. Одними из важнейших являются исследования Отго Ран­ка, которые, в свою очередь, были переработаны его последователями Тафтом, Алленом, Робинсоном, а также другими специалистами из области “терапии отношений”.<…>

Особенности. Современный подход отличается от предшествующих тем, что преследует совершенно другую цель. Он прямо направлен на большую независимость и целостность личности без расчета на то, что если консуль­тант будет помогать в решении проблемы, то будут дос­тигнуты и результаты. Человек, а не проблема ставится во главу угла. Цель — не решить отдельную проблему, а помочь индивиду “вырасти” таким образом, чтобы он сам смог справляться с существующей, а также с последую­щими проблемами, будучи уже более интегрированной личностью. Если он сможет обрести достаточную целостность, чтобы решить какую-то одну проблему, являясь в большей степени личностью независимой, ответственной, ясно мыслящей и хорошо организованной, то на этом же уровне он сможет решать и все свои новые проблемы.

Если сказанное представляется несколько туманным, можно прояснить это положение, обозначив ряд отличий нового подхода от старого. Во-первых, делается упор на стремление индивида к внутреннему росту, здоровью и адаптации. Терапия заключается не в том, чтобы что-то делать для индивида, и не в том, чтобы принуждать его совершить нечто с собой. Нет, ее задача — освободить его для того, чтобы он мог нормально развиваться, преодо­левать трудности и снова двигаться вперед.

Во-вторых, новый терапевтический подход уделяет больше внимания эмоциональным факторам, чувственным аспектам ситуации, нежели интеллектуальным ее аспектам. Такая позиция окончательно убеждает в справедливости давно известного положения о том, что большинство про­блем приспособления не связаны с ошибками знания; знания не являются действенным фактором, поскольку они блокируются эмоциональным удовлетворением, которое возникает у индивида в связи с дезадаптацией. Мальчик, который занимается воровством, знает, что это нехорошо и предосудительно. Родитель, который придирается и де­лает выговоры или отторгает собственного ребенка, знает, что будет осуждать за это других родителей. Ученик, кото­рый игнорирует класс, мысленно осознает причины этого действия. Студент, получающий низкие оценки, несмотря на хорошие способности, регулярно проваливается на экзаменах вследствие определенного эмоционального удов­летворения, которое приносит ему этот провал. Современ­ная терапия в максимальной степени направлена непос­редственно на мир эмоций и чувств и не пытается осуще­ствить эмоциональную реорганизацию индивида на осно­ве интеллектуального подхода.

В-третьих, подобная терапия уделяет значительно больше внимания настоящему, а не прошлому индивида. Важнейшие эмоциональные паттерны индивида, которые используются для функционирования психики, те, кото­рые по его ощущениям требуют серьезного рассмотрения, обнаруживаются в уже существующих способах приспо­собления, в том числе в ситуации консультирования, так же как и в его прошлом опыте. Прошлое очень важно с точки зрения исследователя, старающегося понять раз­витие человеческого поведения. Для терапии же оно не всегда имеет значение. Поэтому сейчас значительно меньше внимания, чем ранее, уделяется истории ради исто­рии. Весьма любопытно, что когда не применяется так­тика расследования “фактов” из прошлого индивида, точасто в терапевтическом контакте динамика развития личности определяется гораздо лучше.

Следует упомянуть еще одну специфическую особен­ность данного подхода. Вначале особо подчеркивалось, что терапевтическое взаимодействие само по себе явля­ется опытом роста. Во всех вышеупомянутых психологических направлениях предполагалось, что индивид раз­вивается и меняется, его решения становятся более адек­ватными уже после того, как он покинул терапевтичес­кий кабинет. В современной практике терапевтический сеанс — это сам по себе опыт роста, процесс роста. Здесь индивид учится понимать себя, осуществлять значимый для него, независимый выбор, успешно строить отноше­ния с другим человеком уже на другом, более зрелом уров­не. В каком-то смысле это, возможно, — самый важный аспект описываемого нами подхода. Подобное обсужде­ние проблем в чем-то аналогично дискуссиям в сфере об­разования, когда пытаются определить, является ли школьный этап подготовкой к жизни, или это сама жизнь. Без всякого сомнения, данный вид терапии — не подго­товка изменения, это и есть само изменение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: