В неопозитивистский период философии науки бытовала концепция чистого наблюдения, согласно которой к подлинно научному методу относится некое непредвзятое, объективное, беспристрастное восприятие процессов и явлений, выступающее поставщиком эмпирического материала для последующего построения теорий. Несмотря на то, что такое представление выглядит привлекательно и правдоподобно, в реальности содержание научного наблюдения оказывается более сложным. Мы уже говорили (§ 1.4) о том, что не существует абсолютной границы между эмпирическим и теоретическим уровнями исследования, не существует нейтрального языка наблюдения, предшествующего любым теориям. На смену неопозитивистскому идеалу чистого наблюдения пришло осознание более сложных взаимоотношений теории и опыта, что относительно наблюдения выразилось в постпозитивистском тезисе теоретической загруженности наблюдения.
Сам этот термин получил распространение после выхода в свет в 1959 г. Работы известного английского философа Норвуда Хэнсона (1924-1967) «Образцы открытий». В ней, помимо прочего, Н. Хэнсон обратил внимание на тот факт, что само наше восприятие не является непредвзятым, а явля-
|
|
ется в некотором смысле ожиданием того, что мы действительно хотим увидеть; восприятие изначально селективно, оно отбирает и фиксирует феномены, изначально имеющие для нас интерес, осмысленные в некотором концептуальном контексте. Поэтому научное наблюдение на самом деле насыщено различными ожиданиями, предположениями, теоретическими ориентирами, причём часто скрытыми от самого наблюдателя, незаметными для него.
Подобное представление о восприятии соответствует и результатам проведённых психологических исследований. Так, в когнитивной психологии было показано, что восприятие, или перцепция, представляет собой достаточно сложный интеллектуальный процесс активного отбора, обработки и концептуализации воспринимаемой информации, а не какое-то простое считывание готовых сенсорных данных. При этом важнейшую роль в перцептивных процессах играют определённые установки индивида, формирующиеся в ходе обучения в течение всей жизни. Эти установки, которые психологи называют перцептивными схемами, являются своеобразными инструментами восприятия. В них конденсируется то, чему индивид научился за предыдущий период: его навыки, представления, явное и неявное знание. С помощью перцептивных схем человек в некотором роде знает заранее, что именно следует ожидать в том или ином случае. Поэтому, с одной стороны, мы действительно воспринимаем идущие из окружающего мира объективные сигналы, но, с другой стороны, они не приходят к нам в готовом виде, а активно ищутся, отбираются, преобразуются, осмысливаются с помощью сформировавшихся схем восприятия.
|
|
Тезис о теоретической нагруженности наблюдения — интересное утверждение. В своё время он оживлённо обсуждался философами. Данный тезис означает понимание и признание существенной зависимости содержания наблюдения от предшествующих ему теоретических предпосылок и установок наблюдателя. Эти предпосылки придают смысл самим эмпирическим данным, особенно в областях науки, далёких от наглядности (скажем, в физике микромира). Ярким примером осознания зависимости эмпирического содержания от теоретического контекста являются слова А. Эйнштейна, которые приводит в своих воспоминаниях Вернер Гейзенберг1: «Лишь теория решает, что можно наблюдать». Беседа с А. Эйнштейном по поводу толкования опытных данных помогла В. Гейзенбергу выйти к новой теоретической интерпретации исходно непонятных результатов наблюдения траекторий элементарных частиц. Действительно, часто информация, получаемая в наблюдении, имеет несколько неясный
1 Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989. 118
вид, она как бы закодирована. В этом случае интерпретирующая теория приобретает решающее значение.
Кроме того, наблюдение в научной деятельности в большинстве случаев производится с какой-то определённой целью, например с целью проверки той или иной гипотезы или теории. Поэтому учёный сознательно ищет те факты, которые подтверждают либо опровергают выдвинутые идеи. Исходные теоретические установки дают возможность учёному отделить существенное от несущественного, заметить важнейшие детали, которые при других установках можно было просто не увидеть. Ярким примером этого служит ситуация, которую описывает физик М. Лауэ: до тех пор, пока не появилась теоретическая гипотеза (о наличии волновых свойств у рентгеновских лучей), исследователи во время наблюдений просто не замечали отклонённых лучей либо считали их второстепенным эффектом1.
С другой стороны, не следует, говоря о теоретической нагруженности наблюдения, впадать в противоположную крайность. Следует понимать, что исторически выдвижение этого тезиса имело полемическую заострённость. Он был направлен против неопозитивистского тезиса о теоретически нейтральном эмпирическом базисе науки. При опровержении неопозитивистской программы подчас делались достаточно решительные заявления. Например, П. Фейерабенд в книге «Против метода» (1977) утверждал, что вообще наблюдение и теория представляют собой некий нераздельный комплекс. Сейчас, когда неопозитивистские положения отвергнуты, тезис теоретической нагруженности наблюдения тоже несколько утратил свой первоначальный критический импульс.
Действительно, выше мы говорили о важности исходных теоретических установок для научного наблюдения. Однако эмпирический материал, получаемый в наблюдении, не является полностью производным от той или иной теории. Он обладает известной самостоятельностью, служит как бы твёрдой почвой, на которую опирается теоретическая конструкция. История науки знает примеры важных наблюдений, которые не имели под собой усложненных теоретических предпосылок, а являлись лишь обнаружением и описанием каких-либо интересных феноменов, которые лишь позже были подведены под необходимую концептуальную основу. Скажем, к такого рода находке относится наблюдение в 1827 г. ботаником Р. Броуном хаотического движения частиц цветочной Пыльцы в воде; осмысление этого феномена привело впоследствии к созданию теории броуновского движения.
Далее, само утверждение о зависимости содержания наблюдения от исходных теоретических установок нуждается в некотором уточнении. Ведь эта зависимость может выражаться совершенно по-разному и в раз-
|
|
1 Лауэ М. История физики. М., 1956. С. 188.
ной степени. Так, можно привести несколько примеров возрастающей сте пени зависимости эмпирического материала от теории. Случай, когда имеющиеся теории задают лишь общие представления о совместимости или несовместимости наблюдаемого феномена с наличными научными воззрениями, характеризуют его как вполне понятный или же, наоборот, непонятный и интересный для науки, — это случай достаточно высокой самостоятельности наблюдаемого и слабой его зависимости от теории; более сильную зависимость демонстрирует случай, когда различные альтернативные теории могут придать совершенно разный смысл одним и тем же наблюдаемым явлениям. И наконец, примером высокой зависимости наблюдения от теории служит ситуация, когда без разработанного теоретического контекста наблюдаемые данные вообще не имеют смысла, как'; в примере с изучением элементарных частиц, когда наблюдатель фиксирует только их следы в виде пузырьков пара; без теории здесь вообще неясно, что же, собственно, наблюдается. Это как раз тот случай, к которому применимы слова А. Эйнштейна: «Лишь теория решает, что можно наблюдать».
Проблема объективности результатов наблюдения
Разумеется, для научного наблюдения принципиально важным является требование независимости его результатов от конкретных условий времени и места и от особенностей технического оснащения. Однако в реальности такая независимость всегда достигается лишь в определённой степени. Этот момент обсуждался нами в предыдущем параграфе в связи с принципом относительности к средствам наблюдения и измерения. Поэтому задача исследователя — руководствуясь требованием независимости как методологическим идеалом, добиваться максимально возможной в данных условиях степени независимости эмпирического содержания от различного рода искажений. В реальности всегда существует напряжение между методологическим идеалом наблюдения и имеющей место в действительности относительностью наблюдения к окружающему его контексту.
|
|
Нужно ясно представлять, что первичные данные, непосредственно полученные в сеансах наблюдений, и собственно эмпирический материал, окончательно квалифицированный учёными как научный факт, — это coвершенно различные вещи. Реальные единичные наблюдения, как правило, сопровождаются различного рода случайными помехами, отклонениями, присутствием несущественных деталей. Источником искажений служат конкретные единичные обстоятельства того или иного сеанса наблюдения, особенности используемых приборов, а также субъективные различия самих наблюдателей. Так, в 1976 г. был обнаружен эффект расхождения у разных астрономов регистрации момента прохождения звезды через координатную отметку, что дало импульс к изучению индивидуальных раз-
личий наблюдателей и новому осознанию остроты и важности проблемы объективности результатов наблюдения1.
Итак, идеал объективности наблюдения предполагает, что результаты должны быть «очищены» от искажений, обработаны, приведены к стандартному виду. Как это достигается? Здесь важным требованием является прежде всего предписание независимости результата наблюдения от личных психологических особенностей наблюдателя: результат должен достоверно воспроизводиться при проведении наблюдений различными исследователями. Реализация этого требования, существенно повышает степень вероятности и научной приемлемости получаемой информации, хотя, в принципе, возможны и «коллективные заблуждения».
Далее, эмпирические данные должны быть очищены от всевозможных ситуационных факторов, при этом учитываются статистические влияния возможных ошибок наблюдения, помех, производится стандартизация полученных данных. Например, важное место для обеспечения воспроизводимости результатов наблюдения занимает (там, где это возможно) унификация условий наблюдения (скажем, требование проведения наблюдений при определённой температуре, давлении и т.п.). Ярким примером стандартизации наблюдения является проведение наблюдений в медицинских науках, где обследование производится в определённой последовательности и по определённой методике (расспрос, осмотр, ощупывание, или пальпация, и т.д.), а собранные данные оформляются строго терминологически и фиксируются в специальном документе — историй болезни.
Совокупным действием специальных процедур достигается существенное уточнение данных наблюдения, приведение их к приемлемой степени однозначности и значимости.
Вообще же окончательная проверка данных наблюдения оказывается на деле достаточно длительным процессом, во время которого полученный материал «приживается» в широком контексте дальнейшей научно-практической деятельности, включая дополнительные концептуальные проверки, косвенные свидетельства, новые уточнения данных, их более детальный анализ и согласование с принятыми теориями.
Современная проблематика наблюдения как предмет методологического анализа
Методология научного наблюдения относительно поздно попала в поле зрения философии и теории науки. До этого наблюдение казалось весьма естественным процессом, по сути дела тождественным обыденному вос-
1 Роговин М. С. Метод наблюдения и деятельность наблюдателя // Вопросы философии. 1988. № 7. С. 96-97.
приятию. Только в последнее время стали понимать, что научное наблюдение представляет собой достаточно сложную операцию, обладающую собственной спецификой.
Существует ряд конкретных проблем, связанных с методиками наблюдений. Эти проблемы изучаются на частнонаучном уровне в рамках тех или! иных специальных научных дисциплин, а также в последнее время анализируются и философией науки.
Прежде всего, важное место в проблематике наблюдения занимают вопросы, связанные с формированием специфических навыков у исследователя. Необходимым условием для проведения исследований является длительная. и серьёзная предварительная подготовка исследователей, достижение ими высокой степени квалификации, при которой они становятся способны эффективно использовать время наблюдения и свои психологические способности (внимание, скорость реакции, работоспособность) и теоретически грамотно фиксировать изучаемые феномены; кроме того, весьма показательно, что квалифицированные наблюдатели демонстрируют значительную степень интерсубъективного согласия собираемых ими данных. Способность вести длительное непрерывное исследование требует от наблюдателя готовности к непредвиденным изменениям ситуации, творческого подхода. Современные наблюдения вообще весьма трудоёмки: утверждают (Р. Хольм), что 1 ч полевого наблюдения требует около 15 ч сопутствующей работы!1
Примером ещё одной важной проблемы является сложность выделения самого объекта наблюдения, установление единиц членения наблюдаемого явления. В современных поведенческих науках, осуществляющих т.н. этологический анализ, достаточно трудной задачей оказывается вы-. деление элементарных единиц поведения у тех или иных объектов изучения (поведения человека, животных), а также определения более сложных динамических комплексов, структурно завершённых сообщений и т.п. Без предварительной разметки сложного явления невозможно осуществить, само научное наблюдение.
Наконец, укажем на круг проблем, связанных с особенностями современных инструментальных наблюдений. Я. Хакинг, анализируя методики; микроскопирования, указывает, что процесс наблюдения через микроскоп! лишь весьма отдалённо похож на обычное смотрение, или восприятие. Это скорее, «делание», включающее технику препарирования, манипуляции с объектом. Наблюдать через микроскоп — значит применять сложные» и специфические навыки, ведь картина, открывающаяся в световых и прoчих микроскопах, совершенно не похожа на обычные макроскопические
1 Роговин М. С. Метод наблюдения и деятельность наблюдателя // Вопросы философии. 1988. №7. С. 100.
изображения, что требует привлечения специальных усилий (выявления артефактов, интерпретации, сравнения данных и т.п.)1.
Приведённые примеры показывают, что проблематика наблюдения самобытна и сложна; она отсылает к кругу специфических теоретико-методологических вопросов.
Наблюдение в современной науке
В связи с усилением значимости экспериментального метода, начавшегося в Новое время, наблюдение как неинтенсивный метод исследования, неуклонно сдавало свои позиции и постепенно отошло на задний план в структуре научной методологии. Однако в XX в. методология наблюдения вновь стала возвращать своё положение. В философии науки тоже происходит возрождение интереса к наблюдению, особенно в последние десятилетия XX в. Реабилитация наблюдения связана с выявившимися ограничениями экспериментального метода и, наоборот, с некоторыми достоинствами наблюдения. Так, эксперимент как метод интенсивного вмешательства в изучаемый объект приемлем далеко не всегда, ведь часты и те ситуации, которые требуют как раз сохранения объекта в неприкосновенности, в его естественном состоянии (как, например, в поведенческих науках). Далее, наблюдение оказывается единственно возможным видом эмпирического исследования в случае изучения отдалённых объектов, а, скажем, изучение космических процессов является сегодня важнейшим источником развития для современной физики (например, серьёзные данные в пользу общей теории относительности были получены именно в результате астрономических наблюдений). И наконец, в гуманитарных науках, где роль эксперимента по ряду известных причин вообще весьма ограничена, именно на наблюдении лежит важнейшая методологическая нагрузка. В том числе традиционно велика роль наблюдения в медицинских науках и, видимо, она всегда сохранится такой при любом состоянии технической оснащённости медицины.
Необходимо отметить, что современные частнонаучные концепции наблюдения достигли высокой степени развития; они рассматривают наблюдение как сложный и специализированный исследовательский метод. Происходит сближение по ряду параметров современного наблюдения с экспериментальным методом: современный наблюдатель часто применяет усложнённые методики, решает трудные задачи, проявляет исследовательскую инициативу.
В методологию современного научного наблюдения переносятся схемы экспериментального мышления исследователя. Это касается, прежде всего, гуманитарных наук, где одной из центральных методологических проблем
' Хакинг Я. Представление и вмешательство. С. 197-219.
является сочетание естественности условии изучения социальных и психологических феноменов с интенсивным, аналитическим стилем работы учёного, присущим именно экспериментальной деятельности.
Так, под влиянием прежде всего работ американского психолога и методолога Дональда Кэмпбелла прижился особый термин квазиэкспериментирование, означающий использование логики эксперимента в неэкспериментальных ситуациях (Кэмпбелл Д., Стэнли Дж. «Экспериментальные и квази-экспериментальные дизайны исследований», 1963). В разработанных Д. Кэмпбеллом схемах квазиэкспериментальных исследований применяется специальное планирование, подвергающее разбору совокупность факторов, которые влияют на изучаемое явление, используются заимствованные из экспериментирования методики анализа и интерпретации полученных данных, отделения существенных факторов от несущественных, проводится изучение причинно-следственных связей, корреляционный анализ. В круг тем, обсуждаемых в методологии современного научного наблюдения, входят вопросы, связанные с возможностью создания контролируемых и воспроизводимых условий наблюдения, темы валидности, достоверности, верифицируемости, обобщаемости получаемых данных, задачи адекватной структуризации и теоретической интерпретации эмпирического материала.
Итак, важнейшей особенностью современных тенденций в методологии наблюдения является использование в ситуациях наблюдения
различных методов интенсификации, углубления опытного материала,
получаемого в традиционно неинтенсивных областях научных исследований.
В целом наблюдение как методологическая проблема имеет комплексное содержание, включающее множество аспектов — физиологических, психологических, социальных, инструментально-технических, логических, содержательно-теоретических. Наблюдение как общенаучный метод исследования имеет исторические заслуги, а также занимает значительное место и в современной науке, продолжая модифицироваться и совершенствоваться.
2.4. Эксперимент
Эксперимент (лат. experimentum — «опыт, проба, испытание») как общенаучный метод занимает важнейшее, если не центральное место в методологии современной науки. Эксперимент представляет собой исследовательскую ситуацию изучения явления в специально создаваемых, контролируемых условиях, позволяющих активно управлять ходом данного процесса, т.е. вмешиваться в него и видоизменять его в соответствий
с исследовательскими задачами, а также воспроизводить изучаемое явление при воспроизведении данных условий. Задача исследователя-экспериментатора — изолировать изучаемое явление от несущественных влияний, выделить интересующий его феномен в «чистом виде». Таким образом, в эксперименте, в отличие от наблюдения, создаются условия для более интенсивного анализа, для активного и сознательного воздействия на исследуемые объекты, часто с глубоким вмешательством в те или иные процессы. Конечно, в реальной экспериментальной практике далеко не всегда удаётся действительно овладеть изучаемым явлением, т.е. научиться вызывать его, управлять им, модифицировать в нужную сторону и т.п. Однако цель, которую преследует экспериментальная деятельность, состоит именно в этом — в достижении максимально возможного уровня управления данным процессом. Это является методологическим идеалом экспериментального подхода.
Очевидно, что эксперимент является более мощным исследовательским средством, чем наблюдение. Ведь эксперимент по своему предназначению направлен на интенсификацию опыта, в отличие от экстенсивно ориентированного наблюдения. К несомненным достоинствам экспериментального метода можно отнести такие, как воспроизводимость данного явления тогда, когда это требуется; варьируемость экспериментальной среды, благодаря чему учёный может изучать объект в самых разных условиях, вводить в действие новые факторы и т.п.; возможность добиваться достаточно высокой достоверности получаемых результатов; (возможность создавать такие процессы, явления, свойства объектов, которые в естественном виде в природе не существуют.
Экспериментальный метод в истории науки
Прежде всего, необходимо чётко различать нижеследующее: 1) экспериментирование вообще как вид познавательной деятельности, т.е. как особую поисковую активность. Целью такой активности, во многом спонтанной, неупорядоченной, иногда включающей игровые моменты, являются испытание и расширение собственных возможностей, общая «разведка» и освоение природной среды. Ярким примером такой когнитивно-исследовательской деятельности служат игровые манипуляции, которые проводят дети с незнакомым предметом; это феномен, хорошо изученный в психологической науке. Конечно, такого рода экспериментирование было присуще человеку во все исторические эпохи. Так, историки говорят о существовании неких зачатков экспериментирования в античной науке (в военном деле, в механике) и в Средние века (например, в оптике). Но лишь в эпоху Возрождения и с началом Нового времени поисковая экспериментальная деятельность достигает
высокой степени активности; интересно, что вначале это происходит в большей степени в искусстве, чем в научном познании (впрочем, в ту пору наука и искусство ещё не разъединялись, а скорее, согласовывались друг с другом). Показательным примером здесь являются поиски и достижения итальянских художников Возрождения в области перспективы или длительный процесс экспериментирования в музыке в XVI-XVII вв. по созданию равномерных интервальных соотношений музыкального строя;. 2) научный эксперимент как осознанный методологический принцип. Формирующийся в начале Научного времени экспериментальный подход становится основой нового естествознания вообще. Заслуга в разработке эксперимента как основы научной методологии принадлежит, прежде всего, Галилео Галилею (1564-1642), который в конце XVI в. соединил экспериментальный подход с математическим мышлением и дал первое теоретическое осмысление этого методологического принципа. Современник Г. Галилея Фрэнсис Бэкон (1561-1626) дал развёрнутое изложение экспериментального метода как программы создания новой науки. С начала Нового времени, с периода, называемого научной революцией XVI-XVII вв., экспериментальное естествознание становится символом науки вообще, образцом научного метода. До наших дней экспериментальный подход, занимает ведущую позицию в эмпирических науках.