Функции научной теории

В философско-методологической литературе называют различные функции научной теории, но наиболее часто, как правило, указывают на следующие две: объяснение и предсказание. Они же являются и наиболее изученными в своих логических аспектах.

Прежде чем приступить к обзору функций научной теории, отметим, что теория играет в научном познании комплексную роль, выполняя сра­зу множество функций. Они многообразны и важны, хотя и не все из них являются столь яркими, как объяснение и предсказание. Кроме того, сами функции могут быть подведены под разные основания, т.е. они в некотором смысле неоднородны. Выделим четыре группы функций теории.

Первую из них составят функции, соответствующие тем конкретным познавательным действиям, которые выполнимы с помощью научной теории. Эти функции аналогичны различным видам гипотез, которые перечислялись и подробнее раскрывались в предыдущем параграфе; дан­ную группу можно назвать группой конкретно-познавательных функций.

В первую группу функций входят:

1) интерпретационная;

2) описательная;

3) систематизирующая (обобщающая);

4) объяснительная;

5) прогностическая (предсказательная).

В связи с последней функцией добавим, что существует различие в предсказаниях отдельных гипотез и развитых (естественно-научных) теорий. Дело в том, что частная гипотеза выдвигает предсказания (как правило, их относительно немного) как предположения, подлежащие проверке, а теория осуществляет предсказания систематически, на основе всего корпуса содержащихся в ней проверенных знаний. Теория служит инструментом достоверных предсказаний, которые могут служить целям

внешних приложений теории (а предсказание гипотезы имеет совсем дру­гие цели — выдвижение аргументов в пользу самой же гипотезы).

Таким образом, с созданием научной теории мы достигаем некоторых познавательных результатов (получаем благодаря ей систематизирован­ное описание предметной области, объяснение ряда явлений и т.д.).

Но помимо этого, построив научную теорию, мы методологически за­крепляем наши теоретические достижения. Обладая теорией, мы не только умеем объяснять, предсказывать и т.п., но и получаем сам методологиче­ский аппарат, который несёт с собой научная теория. Общий метод всегда шире, чем содержание конкретной теории. Так, например, значение теории электромагнитных явлений Дж. Максвелла состоит не только в том, что мы достигли успеха в их описании и т.п. Её важнейшее достижение связано с выходом к новому типу физических законов вообще в связи с использова­нием дифференциального исчисления как эффективного инструмента, по­зволяющего применять этот метод к рассмотрению области электромаг­нитных и многих других физических явлений1.

Таким образом, следует выделить следующую группу — группу ме­тодологических функций.

Во вторую группу функций входят:

1) инструментальная;

2) эвристическая.

Эти функции взаимосвязаны, их не следует жёстко отделять друг от друга. Под инструментальной функцией понимается то, что продемонстри­ровано в приведённом выше примере: научная теория формирует опреде­лённый методологический аппарат (или интеллектуальный инструмент), который задаётся и раскрывается самим контекстом теории.

Эвристическая функция — это способность научной теории служить исходной точкой и ориентиром для постановки новых проблем, открывать перспективы для будущих исследований, стимулировать поиск и выдви­жение новых идей. А. Эйнштейн высказывается на эту тему следующим образом: «Лучший удел физической теории состоит в том, чтобы указы­вать путь создания новой, более общей теории, в рамках которой она остаётся предельным случаем»2.

Научные теории имеют важное значение в ещё одном моменте, и это значение является, пожалуй, наиболее фундаментальным. Научная теория не может рассматриваться лишь как средство для объяснений и предсказа-

1 А. Эйнштейн придавал большое значение этому «новому типу» законов, которые он назвал «структурными законами», описывающими структуру поля и доставляющими зна­ние о нем при переходах малыми шагами во времени и пространстве. См.: Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965. С. 282-285.

2 Эйнштейн А. Собр. научных трудов: Т. I. M., 1965. С. 568.

ний; на самом деле её ценность для человеческого разума намного выше. Можно сказать, что научная теория — это не только средство, но и цель.

Точка зрения, трактующая научные теории лишь как удачно сконструи­рованные инструменты для объяснения и предсказания явлений, называет­ся инструментализмом. Она сводит задачи теории к конкретным позна­вательным и методологическим функциям. Но такая трактовка функций научных теорий страдает существенной неполнотой. Трудно предста­вить себе учёного, который исследует неизведанные явления только для того, чтобы в итоге получить инструмент для предсказаний. Движущей силой научного познания является более глубокое начало, ярче всего вид­ное в фундаментальной науке. Научная теория сама по себе является ин­теллектуальной ценностью, достоянием человеческого разума. Итак, су­ществует группа фундаментально-теоретических функций.

В третью группу функций входят:

1) конститутивная;

2) общерационализирующая.

Конститутивная функция — это способность научной теории в неко­тором смысле создавать свой собственный объект изучения, формировать предметную область. Для её обозначения используется философский тер­мин «конституировать» (лат. constituere — «выстраивать, учреждать»). С этой точки зрения создание научной теории означает конституирование той или иной предметной области: создаваемая теория открывает но­вые грани бытия вообще (о которых мы, возможно, и не подозревали до её создания), новые горизонты человеческого мировоззрения и, соответ­ственно, новые перспективы разума.

Общерационализирующая функция (продолжающая конститутивную) связана с тем, что создание научной теории приносит нам, прежде всего, прирост рационального понимания мира, и уже одно это является награ­дой учёному и становится возвышенной целью научного познания. Ведь при построении научной теории наша ближайшая цель — это не просто предложить средство объяснения и предсказания, а познать именно ра­циональность мира, открыть новые образы соразмерности человеческого мышления разумному устройству мироздания. Это движение к более глубокому, более фундаментальному пониманию (говоря философским языком — к интеллигибельности) мира есть наиболее общая задача науч­ного познания, по сравнению с которой прочие конкретные результаты являются лишь её следствием или побочным продуктом.

Итак, фундаментальные функции научной теории придают ей мета­физическое значение, выявляют её наиболее глубокие и важные смыслы; здесь стоит вспомнить слова Дж. Агасси о том, что наука является сред­ством решения метафизических проблем (см. § 0.1).

Но научное познание движимо не только фундаментально-теорети­ческими Интересами; теоретическое продвижение разворачивается, если можно так выразиться, между двумя полюсами — фундаментальным и прикладным. Действительно, научные теории служат основой для осу­ществления ещё одной группы функций — прикладных, или технологи­чески, ориентированных.

В четвертую группу входят:

технологически ориентированные функции.

Они достаточно понятны, их не стоит разбирать подробно. Все они лежат в русле той общей установки разума, которая характеризуется знаменитым девизом Фрэнсиса Бэкона «знание — сила». Технологиче­ски ориентированное продвижение научного познания обслуживает, прежде всего, потребности и задачи управления окружающим миром. К прикладным функциям относятся разработка соответствующего бази­са для управления поведением (функционированием) исследуемых объектов; их преобразование в том или ином направлении (в соответ­ствии с практическими целями); проектирование и создание новых объектов (с заранее заданными, удовлетворяющими какие-то потребно­сти свойствами). Научные теории либо непосредственно занимаются этими задачами (это касается, прежде всего, прикладной науки), либо служат основой для создания соответствующих теорий более приклад­ного назначения.

Итак, перечислим ещё раз основные функции научных теорий в поряд­ке от более фундаментальных и общих:

1) фундаментально-теоретические — конститутивная, общерационализирующая.

2) методологические — инструментальная, эвристическая.

3) конкретно-познавательные — интерпретационная, описательная и др.

4) технологически ориентированные (прикладные) — проектирование и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: