Понятие жизненного и сексуального сценария

Понятие «жизненный сценарий» было введено в психоло­гию известным американским психотерапевтом психоаналити­ческого направления — Эриком Берном.

Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознатель­но, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивая в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком, а свое будущее он может только планировать, например, каким человеком будет его супруг (суп­руга), сколько в их семье будет детей и т. д. В жизни, однако, может случиться не так, как человек хочет, но главное в том, что он очень желает, чтобы его мечты сбылись.

Сценарий — это постоянно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с боль­шой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора. Итак, сценарием считается то, что человек еще в детстве плани­рует совершить в будущем; а жизненный путь — это то, что про­исходит в действительности*.

* Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих вза­имоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судь­бы. СПб., 1992.

Сценарий предполагает: 1) родительские указания; 2) под­ходящее личностное развитие; 3) решение в детском возрасте; 4) действительную «включенность» в какой-то особенный ме­тод, несущий успех или неудачу; 5) убеждающую установку или вызывающую доверие убежденность.

Разрушителями сценариев могут выступать три силы: 1) мас­совые события, которые обрушиваются на тропу истории: вой­ны, голод, эпидемии и т. д.; 2) психотерапия и другие превра­щения, которые разбивают сценарии; 3) сценарий разрушается автономным решением или перерешенном самого человека. Это происходит с теми людьми, чей сценарий позволяет им прини­мать автономные решения.

Важно отметить, что сценарий не является «бессознатель­ным» и может быть легко выявлен путем умелого расспроса или внимательного самонаблюдения. Единственная помеха — то, что многие люди с неохотой принимают существование такого жиз­ненного плана и предпочитают демонстрировать свою независи­мость, играя в игры, — игры, которые сами продиктованы их сценарием.

Сценарий планируется на всю жизнь.

С первых месяцев ребенка учат не только что делать, но и также что видеть, слышать, трогать, думать и чувствовать. А кро­ме того, ему говорят, быть ли ему победителем или проиграв­шим и как кончится его жизнь. Все эти инструкции запрограм­мированы в его уме так же прочно, как если бы они были про­граммами, заложенными в память компьютера. В более поздние годы то, о чем он думает как о своей независимости или автоно­мии, является просто свободой выбора определенной програм­мы, практически без изменений. Некоторые люди получают чув­ство свободы, что обычно означает одно из двух: 1) либо они используют несколько программ, заложенных в раннем детстве, просто они ими раньше не пользовались; 2) либо они перевора­чивают некоторые программы наоборот и делают противополож­ное тому, о чем они говорят.

В возрасте пяти или шести лет ребенок заканчивает свой сценарий или жизненный план, в большинстве случаев продик­тованный его родителями. Т. о. план на будущее составляется в основном по семейным инструкциям и образцам.

На жизненный сценарий оказывают влияние предки. Исто­ки многих жизненных сценариев можно проследить, исследуя историю жизни прародителей. Старинная пословица гласит: «Яб­локо от яблони недалеко падает». В детстве дети часто хотят быть похожими на своих родителей, это накладывает отпечаток на сценарий. Как показывает практика, к прародителям относятся с благоговением или с ужасом, а к родителям с восхищением или страхом. На ранних стадиях формирования сценария ребен­ка изначальные чувства к прародителям и родителям оказывают влияние на общую картину мира в его представлениях.

На будущую судьбу человека сильное влияние может ока­зать ситуация зачатия. Она начинает складываться тогда, когда его родители вступают в брак. Например, в женитьбе молодых заинтересованы семьи обеих сторон, чтобы иметь наследника, меч­тают родить сына. Если рождается сын, сценарий вручается ему в готовом виде. Но если рождается девочка, к воспитанию ее могут отнестись безразлично. При этом девочка, как правило, ощущает все время смутное чувство вины из-за того, что она не родилась мальчиком.

Важное значение имеет то, каковы были обстоятельства и как подготавливалась ситуация зачатия, была ли она результа­том случайности, страсти, любви, насилия или равнодушия. Все это может отразиться в сценарии будущего ребенка. Возможно, родители считали секс пошлостью, развлечением или священ­нодействием. Отношение родителей к интимной жизни может быть перенесено на ребенка.

Одним из важнейших факторов является сценарий родите­лей. Дети в своих семейных отношениях чаще всего в будущем воспроизводят родительские сценарии.

Сексуальный сценарий является составной частью жизнен­ного сценария. Компоненты сексуального сценария — кто, что, с кем, где, когда, как и почему должен, может или не должен и не может делать в сексуальном плане*.

* Кон И. С. Введение и сексологию. М., 1988.

Как всякая сложная диспозиционная система, предрас­полагающая человека к определенного рода поведению, сексу­альный сценарий включает в себя когнитивные компоненты разного уровня — представления, понятия, оценочные сужде­ния и т. д. Человек имеет обычно не один, а несколько сценари­ев. Во-первых, это сексуальные фантазии, которые человек никогда не пытается, не может или даже не хочет реализовать, во-вторых, планы реального поведения, которые человек бо­лее или менее последовательно осуществляет, в-третьих, про­межуточные ориентиры, используемые в процессе сексуально­го взаимодействия («если он сделает так, я сделаю это»), в-четвертых, это как бы хранилища памяти, организующие про­шлый сексуальный опыт в более или менее последовательное целое.

Сексуальные сценарии можно изучать и классифицировать по ряду измерений:

1. По сложности, т. е. по количеству и разнообразию их ком­понентов и соотношению воображаемого и реализуемо­го: какой круг мотивов, партнеров, мест и времени дей­ствия представлен в сценарии; чем отличается когни­тивная программа от реального исполнения; насколько тесно связаны друг с другом различные элементы сце­нария и т. д.

2. По их ригидности, жесткости и рутинизации: насколько велика допускаемая сценарием рассогласованность пла­на и реальности; насколько жестко и единообразно зап­рограммированы содержание и последовательность дей­ствий человека и как он отнесется к нарушениям приня­того порядка.

3. По их обыденности, конвенциональности: насколько дан­ный сценарий или его компоненты соответствуют при­нятым в обществе нормам поведения.

4. По их удовлетворительности для человека: доволен ли он своими эротическими фантазиями или стыдится их, в какой мере ему удается их реализовать и т. д.

Интимный контакт давно уже утратил для человека свое прямое физиологическое значение и вбирает в себя разнообраз­ные личностные смыслы. Он может быть средством

□ релаксации (уменьшение общего напряжения), разряд­ки полового напряжения;

□ прокреации (продолжение человеческого рода);

□ рекреации (восстановления), получения чувственного удовольствия, познания, удовлетворения любопытства, общения (когда близость выступает в качестве глубочай­шей личностной интимности), полового самоутвержде­ния, проверки (и демонстрации) своих возможностей, достижения каких-то неэротических целей, поддержа­ния определенного ритуала, привычки и даже просто замены им каких-либо других, недоступных способов эмоционального удовлетворения.

Стоит подчеркнуть, что среди вышеперечисленного мно­го не физиологического, а психологического, глубоко личност­ного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: