double arrow

Психологические особенности старшего и младшего ребенка


Рассмотрим подход к данному вопросу таких психологов, как Дж. Джайнот, Б. Спок, Г. Т. Хоментаускас, Р. Ричардсон и др.

В древности, когда общество жило по более суровым зако­нам и бесприкословно подчинялось авторитетам, старший ребе­нок, в основном сын, пользовался определенными привилегия­ми в семье уже только потому, что родился первым. Сейчас мы живем в другом обществе, и в семье к первенцу не относятся с большим уважением, чем к другому ребенку. Старшему ребенку характерны определенные психологические особенности.

Начнем с того, что старший ребенок сначала воспитывает­ся как единственный. Он получает громадную любовь со сторо­ны родителей. В некоторых семьях первенцы являются осью, вокруг которой концентрируются все остальные члены семьи. В таких случаях старшие дети занимают позицию: «Я счастлив только тогда, когда другие обращают внимание на меня и заботятся обо мне». Эта позиция делает их зависимыми от других людей, нуж­дающимися во внимании, требующими гарантий любви и ува­жения. Поэтому многие исследователи отмечают, что первенцы более агрессивны и эгоистичны. Особенно эти черты проявля­ются с появлением второго ребенка. Подобную ситуацию А. Ад­лер назвал «свержение с трона». Ничто не может изменить тот факт, что рождение второго ребенка угрожает спокойствию пер­вого.




Другие исследователи пришли к выводу, что первенцу предъявляют большие требования и многого ожидают от него. В семье обычно у первенца образцом для подражания являются родители. Считается, что первенцы более добросовестны, умеют сотрудничать, не агрессивны, проявляют ответственность, лег­ко оказывают помощь. Практически всегда являются лидерами в коллективе, т. к. в большинстве семей старший ребенок является лидером для младшего.

Появление на свет второго ребенка вызывает гораздо меньше тревоги родителей. Вторые роды в большинстве случаев воспри­нимаются как более приятный опыт; таким образом, второй ре­бенок еще до рождения развивается в более спокойной атмос­фере. После рождения вокруг второго ребенка родители меньше создают атмосферу эмоционального напряжения, неувереннос­ти. Мать относится ко второму ребенку нежнее и ласковее. Боль­шинство авторов, в частности А. Фромм, считают, что второй ребенок всегда является любимчиком в семье. Для всей семьи он оказывается малышом, часто до такой степени, что большин­ство их даже в старости продолжают казаться маленькими деть­ми. Семья также продолжает нянчить младшего, когда детство его давно позади. Ребенок радуется вниманию, которое окружа­ет его, и любая крайность пробуждает в нем желание зависеть от кого-то. Такой ребенок, вырастая и сталкиваясь с жизнью, дела­ется мнительным и беспокойным. Другие исследователи, в част­ности Г. Т. Хоментаускас, считают, что второй ребенок более уравновешен, чем старший, т. к. он никогда не сталкивается с ситуацией «свержения с трона». Можно сказать, что второй ре­бенок имеет лучшую стартовую площадку, чем первенец.



Существует третья точка зрения. Ричардсон Р. считает, что родители, независимо от мотивации, ожидают от младшего ребен­ка гораздо меньше, чем от старшего, поэтому он меньшего дости­гает. Он обычно предъявляет к жизни меньше требований и может оказаться последним, кто будет соблюдать традиции семьи, даже если старшие откажутся от них. Если он сам решает свою судьбу, то обычно склоняется к художественному творчеству.

Младший ребенок также может оказаться бунтарем, если о нем слишком много заботятся или руководят им, и в итоге придти к защите слабых людей в обществе. Он занят ниспровержением общественных установлений и будет враждовать с иерархией, но без прямой конфронтации. Обычно младший ребенок имеет «приключенческий подход к жизни» и легко берется за новое.

Поскольку он привык быть в семье маленьким, он знает, что быть агрессивным бесполезно, и вырабатывает манипуля-тивный путь достижения желаемого, либо демонстративно оби­жаясь, либо пытаясь очаровать.



Обычно он тем или иным способом старается догнать стар­ших, но это ему не удается, если только он не изберет абсолют­но другое поле деятельности и жизненный стиль, в котором может преуспеть благодаря своим собственным способностям. Несмот­ря на свою склонность к бунту против авторитетов, младший скорее будет последователем, чем лидером, и сможет с легкос­тью угождать лидеру, который ему понравится.

Итак, анализ литературы рассматриваемого направления позволяет выделить две точки зрения. Последователи одной из них пришли к выводу, что старшие дети более агрессивны, эгоистич­ны и тревожны и что у старшего ребенка вероятность появления эмоционального нарушения несколько больше, чем у второго. Наиболее важными здесь являются два факта. Во-первых, при рождении первого ребенка родители еще недостаточно опытны и слишком тревожны, поэтому они с меньшей уверенностью и уме­нием ухаживают за первенцем, чем за вторым ребенком. Во-вто­рых, у старшего ребенка возникает проблема адаптации к появ­лению второго, а у младшего таких переживаний нет. Младший же ребенок более спокойный и менее агрессивный, чем первый.

Сторонники второй точки зрения, наоборот, считают, что старшие дети более ответственны, дружелюбны, больше моти­вированы на достижение успеха, не агрессивны. Младшие дети более зависимы от других и эгоистичны, чем первенцы.

Влияние родителей на конкурентные отношения детей. Кон­курентные отношения между детьми в одной семье, как прави­ло, имеют прямое или косвенное поощрение со стороны роди­телей. Одним из механизмов такой поддержки является повы­шенное внимание и любовь родителей к ребенку, преимуще­ственно в качестве награды за какие-либо достижения. Напри­мер, когда ребенок хорошо учится в школе или слушается стар­ших. Соперничество между детьми особенно взвинчивается при этом, если родители начинают сравнивать своих детей. Вот три наиболее болезненных для детей сравнения. Во-первых, дети ста­новятся чрезвычайно чувствительными, когда дело касается их физической привлекательности и вообще особенностей фигуры. Когда хвалят достоинства одного ребенка в ущерб другому, то возникает крайне взрывоопасная ситуация. Например: «Наташа у нас такая красавица, не то что Надя». Ясно, что подобная фраза превратит девочек в соперниц. Надя тут же придет к зак­лючению, что она уродина. Когда окажется, что ее страхи под­тверждают мнение родителей, это вызовет в ней недоверие, не­годование, обиду. Ее самооценка резко упадет. А Наташа будет чувствовать себя королевой, ее все любят, ею восхищаются. По­этому возможно, что такая девочка вырастет эгоистичной, са­молюбивой, недоброй.

Ощущение своей привлекательности является наиболее важ­ным фактором в формировании самооценки детей. Родители дол­жны тщательно следить за тем, что они говорят по этому пово­ду, если их слышат дети. Неосторожное высказывание может за­ставить братьев и сестер возненавидеть друг друга.

Во-вторых, дети также чувствительны к вопросу об умствен­ных способностях. Нередко можно услышать такое высказыва­ние: «Наш старший гораздо лучше учится, чем младший» или «Саша опять получил пятерку, бери с него пример». В такой си­туации ребенок, которому все время ставят в пример его брата или сестру, рано или поздно возненавидит его, этот образец для подражания. Оказывается, что родители с трудом могут предста­вить себе, какое сложное воздействие может произвести на ре­бенка подобная оценка. Даже в тех случаях, когда подобные выс­казывания не произносятся намеренно и срываются случайно, они несут для ребенка информацию о том, как он оценивается в семье. Свидетельство такого отношения к нему не может оста­вить ребенка равнодушным.

В-третьих, между детьми, особенно между мальчиками, существует острое соперничество в связи с их спортивными спо­собностями и успехами. Тем, кто медленнее, слабее физически, менее ловок, чем их братья, редко удается получить хорошую оценку, вызывающую уважение и признание у остальных.

Еще одной причиной возникновения соперничества может быть ситуация, когда родители считают одного ребенка более талантливым, чем другого. Например, один из детей занимается музыкой или танцами. Родители в таких ситуациях больше вре­мени проводят со своими талантливыми детьми. Они постоянно озабочены здоровьем и аппетитом такого ребенка. А второй ре­бенок часто чувствует себя ненужным. У него появляется обида на родителей, на брата или сестру и на себя самого.

Причиной конфликта часто бывает ситуация, когда появ­ляется любимчик, часто это младший ребенок. Ему многое про­щают, стараются получше одеть, покупают различные игрушки и сладости. А другого ребенка часто незаслуженно обижают, уп­рекают. Старший ребенок часто слышит: «Не обижай Аню, она маленькая», «Уступи Саше, он же младше». В результате стар­ший ребенок будет если не открыто, то завуалированно обижать младшего. А у младшего — любимчика могут развиться — и это происходит довольно часто — такие качества, как вседозволен­ность, безнаказанность, чрезмерный эгоизм. Частое системати­ческое унижение одного из детей приводит к тяжелым послед­ствиям в будущем.

Пример из дневниковой записи:

«... А дома тоже был ад. Ее не любили, одевали в старые, поношенные вещи, в то время как младшему сыну, брату И. (он младше ее на 2 года), покупали дорогие вещи: лисью шапку, кожаную куртку, джинсы и другие дорогие и фирменные вещи. Причем он не ходил в одной куртке или шапке 2 сезона. И. прохо­дила в одном пальто 3 года или даже четыре. В семье ее называли неполноценной, сильно били. Отец брал С. (брата) за руку, и он тоже бил сестру. А потом брат с отцом уходили: шли на базар или просто куда-нибудь тратить деньги. От побоев и унижения И. ста­ла страдать страшной для девочки, девушки болезнью — недер­жанием мочи...»

Другой причиной конфликтов может быть ситуация, когда один из детей «мнимо» или действительно болен. В семьях, где одного из детей считают слишком слабым или болезненным («мнимый больной»), ситуация развивается так же, как с лю­бимчиком. Таких детей так же балуют, окружают большей любо­вью и заботой. Такие дети вырастают избалованными, заласкан­ными, эгоистичными или, наоборот, неуверенными в себе, за­стенчивыми.

Если же в семье действительно ребенок серьезно болен, то тут ситуация несколько иная. Здесь может быть два варианта от­ношения родителей к больным детям. Один вариант наиболее распространенный. Мать больше любит того ребенка, который «хуже». Этот вариант похож на случай с «мнимым больным». Отличается он тем, что больной ребенок действительно нужда­ется в большем внимании и заботе родителей. Болезнь ребенка не на день, не на неделю, а на годы, может, даже на всю жизнь, и, конечно, это тяжелое испытание для родителей.

Можно поддаться болезни, подчинить ей всех и вся, и тог­да жизнь проходит в гнетущей обстановке, постоянной мрачно­сти и страданиях. В такой обстановке тяжело жить как больному, так и здоровому человеку. Больной чувствует себя страдальцем, а здоровый рвется из такого мрачного дома. Какая уж тут дружба между детьми. В лучшем случае жалость, сострадание, в худшем — раздражение. Часто здоровый ребенок начинает сторониться боль­ного, стесняться его.

Поэтому в семье, где растет такой ребенок, необходимо создать нормальную атмосферу, чтобы и радости были, и празд­ники, словно нет беды в доме.

Бывают и такие случаи, когда в семье растут дети от перво­го брака и от второго. В таких семьях также случаются конфлик­ты.

Часто родители принимают только своего ребенка и оттал­кивают падчерицу или пасынка. Такой сюжет схож со сказкой о Золушке. Но продолжение и окончание такой сказки могут быть другими. Например, приемный ребенок будет ревновать своего родителя к мачехе и ее ребенку и будет делать все, чтобы изба­виться от них, даже если мачеха искренне старается полюбить свою падчерицу. Или же сюжет может совпасть со сказочным. Тогда такой ребенок будет чувствовать себя одиноким, потерян­ным, ненужным. Он будет конфликтовать со своим братом или сестрой, стараясь отвоевать любовь отчима или мачехи. Хотя ясно, что такие конфликты будут еще больше отдалять их.

Большинство психологов считают, что во избежание более сильных конфликтов не следует сравнивать детей друг с другом (особенно в физическом, умственном плане), т. к. это вызывает чувство неполноценности одного из детей. Не рекомендуется ста­раться примирять детей, быть третейским судьей. Не следует также выделять любимчиков. Надо позволять детям выражать свои чувства. Можно позволить детям не любить друг друга, это еще не приводило к каким-либо серьезным последствиям. Многие дети, у которых были тенденции к ссорам, в конце концов вы­растали из этого состояния. Конечно, есть семьи, в которых дети продолжают ссориться, так и не примирившись друг с другом. Но если дети ссорятся, надо искать изъян в семейных отноше­ниях, так как поведение ребенка следует оценивать, исходя из методов воспитания, господствующих в семье.

Агрессия как причина вмешательства родителей во взаимо­отношения детей. Соперничество также является формой влия­ния на поведение родителей. Ссоры и драки дают возможность детям захватить внимание родителей. Родители влияют на отно­шения между детьми своим поведением. Если они ведут себя та­ким образом, что не дают детям получить удовольствие от своих ссор, то они помогают улучшить характер детских отношений. Часто родители вмешиваются в ссоры детей в качестве судьи, стараясь помирить или рассудить детей. Изучая последствия ро­дительского вмешательства в драки между детьми в семье, Фельсон обнаружил, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Очевидно, взаимоотношения ребенка с братом или сестрой яв­ляются основополагающими для научения агрессивному пове­дению. Исследователи подчеркивают важность взаимоотношений между братьями и сестрами для развития агрессии. Было отмече­но, что наличие насилия во взаимоотношениях между детьми в одной семье оказывает большее, чем все остальные семейные взаимоотношения, влияние на социализацию индивида, резуль­татом которой становится усвоение силовых моделей поведения. Паттерсон сообщает, что братья и сестры — это учителя в том самом процессе, который разрушает им жизнь.

Некоторые исследователи (Фельсон, Руссо) изучали эф­фект от вмешательства родителей при агрессии между братьями и сестрами. Они утверждают, что подобный шаг со стороны ро­дителей может на самом деле потворствовать развитию агрессии. Поскольку младшие дети на правах более слабых могут ожидать, что родители примут их сторону, они, не колеблясь, вступают в конфликт с более сильным противником. Подобное вмешательство родителей приводит к тому, что младшие дети первыми выходят на тропу войны и в течение длительного времени дер­жат осаду старших братьев и сестер. Отсюда вывод — без роди­тельского вмешательства агрессивные взаимоотношения между детьми редки по причине неравенства сил, обусловленного раз­ницей в возрасте.

Таким образом, своеобразной микросредой персонального развития и влияния является семья. С одной стороны, семья вос­питывает: здесь ребенок получает азы человеческой культуры — физической, интеллектуальной, экономической, нравственной, эстетической... Однако, с другой, воспитание — процесс целе­направленного воздействия на развитие личности человека со­гласно идеалам и задачам, сложившимся в обществе. Вот почему однозначно: гражданин общества начинается в семье. «Мы познаем свои общественные связи прежде всего в рамках своего семейного очага, — сказал американский писатель П. П. Рид, — счастливая семья — залог того, что она подарит обществу жиз­нестойких гармоничных членов его».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Перечислите типы и детерминанты родительского отно­шения.

2. Назовите известные вам методы диагностики детско-родительских отношений.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка.//Мир психо­логии. 1998. №4. С. 74-81.

Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998.

Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М., 1985.

Александрова Т. А. Родительский дом. М., 1987.

Андреев И. Л. Игры, которых не знает Европа.// Мир психологии.1998. №4. С. 194-211.

Бардиан А. М. Воспитание детей в семье. М., 1972.

БатуевА. С., Кащавцев А. Г., Соболева М. В. Зрительное предпоч­тение как проявление привязанности у детей первого года жизни.//Вопросы психологии. 1996. №4. С. 127—133.

Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярос­лавль, 1998.

Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: пси­хология человеческой судьбы. М., 1997.

Богомолова Н. Н. Ситуационно-ролевая игра как активный ме­тод социально-психологической подготовки./Сб. Теоре­тические и методологические проблемы социальной пси­хологии. М., 1977.

Бодяжина В. И. Акушерство. М., 1985.

Брутман В. И., Варга А. Я., Сидорова В. Ю., Хамитова И. Ю. Се­мейные факторы девиантного материнства.//Семейная психология и семейная терапия. 1999. №3. С. 14—35.

Брутман В. И., Панкратова М. Г., Енинополов С. Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от сво­их новорожденных детей.//Вопросы психологии. 1994. №5. С. 31-36.

Брутман В. И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности.//Вопросы пси­хологии. 1997. №6. С. 38—47.

Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.

Варга А. Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психолого-педагогические проблемы деятельности и об­щения школьников. М., 1985.

Вейнингер О. Пол и характер. М., 1992.

Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери. М., 1998.

Винникотт Д. В. Разговор с родителями. М., 1994.

Витакер К., Бамбери В. Танцы с семьей: Семейная терапия: сим­волический подход, основанный на личностном опыте. М., 1997.

Владиславский В. Все начинается с детства. Минск, 1989.

Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов./М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; под ред. М. В. Гамезо и др. М., 1984.

Воспитание с любовью и логикой. М., 1995.

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1996.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М., 1992.

Гроф С. Холотропное сознание. М., 1996.

Грэхэм Дж. Как стать родителем самому себе. М., 1993.

Дальто Ф. На стороне ребенка. СПб., 1997.

Дальто Ф. На стороне подростка. СПб., 1997.

Джайнотт X. Родители и дети. М., 1986.

Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребенка. М., 1986.

Дружинин В. Н. Психология семьи. М., 1996.

Ершова Г. Г. Игра как способ развития моделирующего мышле­ниям/Мир психологии. 1998. №4. С. 132—158.

Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.

Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб., 1998.

Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.

Кавтарадзе Д. Н. Человек в мире игры.// Мирпсихологии, 1998. №4. С. 33-49.

Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.

Колпакова М. Ю. Особенности психологической работы с матерями-«отказницами» //Московский психотерапевтичес­кий журнал. 1999. №1. С. 127-154.

Кон И. С. Психология ранней юности: книга для учителя. М., 1989.

Кон И. С. Ребенок и общество. М.,1988.

Копыл О. А., Баз Л. Л., Баженова О. В. Готовность к материн­ству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка.//Синапс. 1993. №4. С. 35-42.

Корчак Я. Как любить ребенка: книга о воспитании. М., 1990.

Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгормоний. М., 1991.

Курило Л. Ф. Право родиться //Человек. 1995. №4.

Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1990.

Лисина М. И. Изучение общения с окружающими людьми у де­тей дошкольного возраста. М., 1980.

Лосева В., Луньков А. По обе стороны запрета. //Психологичес­кая консультация. 1998. №1. С. 4—12.

Лосева В., Луньков А. Страхи вокруг беременности //Психоло­гическая консультация. 1998. №1. С. 21—34.

Макаренко А. С. О воспитании молодежи. М., 1951.

Маленкова Л. И. Педагоги, родители, дети. М., 1994.

Марконе М. Д. Девятимесячный сон. Сны в период беременности.М., 1993.

Мид М. Культура и мир детства. М., 1989.

Мудрость воспитания: книга для родителей. М., 1987.

Мухамедрахимов Р. Ж. Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев групп риска. // Вопросы психологии. 1998. №2. С. 18-33.

Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997.

Навайтис Г. Семья и психолог. Калининград, 1995.

Нартова-Бочавер С. К. и др. Чей я — мамин или папин? М., 1995.

Нефедов В. И., Щербань Ю. Ю. Искусство воспитания в семье. Минск, 1971.

Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. — М., 1996.

Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1998.

Популярная психология для родителей./ Под ред. А. С. Спиваковской. СПб., 1997.

Принц В. Беременность и роды. М., 1997.

Развитие личности ребенка./ Общ. ред. А. М. Фонарева. М., 1987.

Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

Риман Ф. Основные формы страха. М., 1998.

Розин В. М. Что такое игра? //Мир психологии. 1998. №4. С. 23—33.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

Семья в психологической консультации./ Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина М, 1989.

Семья: Книга для чтения: В 2 кн. М., 1991.

Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995.

Скобло Г. В., Дубовик О. Ю. Система «мать — дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики. // Социальная и клиническая психиатрия. 1992. № 2. С. 75—78.

Сорок недель из жизни женщины. //Альманах. Журналистский фонд, ассоциация «Новый стиль». 1992.

Спиваковская А. С. Как быть родителями. М., 1986.

Спок Б. Разговор с матерью: книга о воспитании. М., 1990.

Степанов В. Г. Психология трудных школьников. М., 1996.

Столин В. В. Психологические основы семейной терапии. // Воп­росы психологии.1982 № 4.

Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1979.

Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. М., 1987.

Теории личности в западно-европейской и американской пси­хологии. Хрестоматия по психологии личности. / Райгородский Д. Я. (редактор-составитель) Самара, 1996.

Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. М., 1996.

Фанти С. Микропсихоанализ. М., 1993.

Филиппова Г. Г. Психология материнства и ранний онтогенез. Учебное пособие. М., 1999.

Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.

Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993.

Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. М., 1991.

Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования, применение). СПб., 1997.

Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направле­ния и перспективы. М., 1993.

Шмурак Ю. И. Пренатальная общность. // Человек. 1993. №6. С. 22-37.

Эриксон Э. Г. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

Эриксон Э. Г. Детство и общество. СПб., 1996.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990.

Юнг К. Г. Конфликты детской души. М., 1995.

Юзефович Г. Я., Соколова В. Н. Отцы и дети в меняющемся мире. М., 1991.







Сейчас читают про: