Настройка

Я (пишу), перекручивая струны на какой-нибудь другой строй - я открываю ее космосу. И вдруг находишь что-то, и там есть след божественного вмешательства...это как благословение.

Джонни Митчелл

Прежде, чем сыграть какую-либо ноту, мы должны научиться настраиваться и не терять настройки. Это полезно обдумать со всех сторон: это относится ко всем аспектам игры.

Настроиться означает войти в гармонию. На самом фундаментальном уровне это значит, что мы должны привести инстумент в гармонию с самим собой. Большинство гитаристов используют стандартную настройку, которая обеспечивает самый широкий выбор возможностей выражения. Но для Дзэн-гитары пригодна любая настройка, сколь бы ни была она необычна. Если какая-то настройка оказывается как раз подходящей для одного человека или одной песни, тогда все музыкальные правила не имеют значения. Дзэн-гитара может проявить себя в любом звуке, если у гитариста правильный дух.

Некоторым новичкам не составляет никакого труда настроить гитару; другие мучаются с настройкой несколько месяцев. В настройке нет никакой ни хитрости, ни сложной техники. Если настройка оказалась трудной для вас, остановитесь на ней. Терпение и концентрация будут жизненно необходимы вам на всем пути. Побеждайте разочарование жаждой учебы. Вам не постичь Дзен-гитару, если вы настаиваете на немедленном успехе.

Настройка означает умение слышать. Слишком многие из нас позволяют своим глазам доминировать над ушами. Попробуйте закрыть глаза и слушать ушами слепого. Чем меньше вы полагаетесь на один из органов чувств, тем острее становятся другие.

Каждый, кто отличает щебет птиц от собачьего лая, может отличить и высокую ноту от низкой, а, значит, научиться настройке. Со временем, если вы будете внимательно слушать и практиковаться, ваше ухо приобретет большую чувствительность, и вы станете различать даже очень близкие между собой звуки, как опытный глаз художника различает тонкие оттенки голубого цвета. Обратите внимание, как мать различает крик своего ребенка среди множества криков других детей. Научитесь так слушать - и у вас не будет проблем с настройкой.

Кроме настройки самого инструмента, очень важна ваша сонастройка с инструментом. Научитесь понимать вашу гитару - как певец понимает свой голос. У каждой гитары есть свои чувства и даже свое отвращение, точно так же, как у автомобиля. Разные гитары будут склонять вас к различным пенсям. Возьмите двенадцатиструнного Рикенбекера - и у вас получится определенная музыка. Возьмите Фендер Телекастер - получится нечто другое. Если вы в сонастройке со своим инструментом, то в открыты его песням.

Гораздо труднее на пути Дзэн-гитары находить внутреннюю настройку, ту, которая творит гармонию тела, разума и духа. Музыкант должен быть чист от внутренней статики - нетерпения и недовольства; в противном случае дух будет дребезжать, как не точно настроенный радиоприемник. Ваш звук должен обладать тем, что китайцы называют чи юнь: симпатическая вибрация жизненного духа. Это некая гармония, говорящая прямо от вашего сердца сердцу слушателя, неуловимый элемент, помогающий нам преодолеть свою отдельность и почувствовать большее единство. Учитесь узнавать чи юнь в музыке, которая вдожновляет вас, в любимых произведениях живописи, в движениях великого танцора или атлета. Когда вы чувствуете этот момент преодоления, выхода за предел, когда ваш дух возносится ввысь - это и есть то, чтот мы ищем.

И еще одно замечание о настройке, касающееся совместной игры с партнерами: настройка абсолютно необходима для групповой игры. Это та общая площадка, на которой музыканты любой культуры могут встретиться. Заботьтесь о настройке - она нужна во всех человеческих взаимодействиях, как индивидуальных, так и на общественном уровне. Знаете ли вы, сколько групп распалось по причинам, не имеющим ничего общего с музыкой, а только потому, что их участники не сумели ужиться друг с другом? Сколько супружеских пар, команд, правлений, советов и комитетов перестали существовать из-за того, что их члены не смогли найти рабочей гармонии? Когда люди не в настройке друг с другом, они усиливают дисгармонию мира.

Иногда единственный путь к сонастройке лежит через сочувствие, смелость и самоотверженность. Да, путь Дзэн-гитары труден.

Одна знаменитая дзэнская притча показывает, что значит быть в сонастройке. В притче идет речь о монахе по имени Рёкан, который, возвратясь однажды ночью к себе домой, застал там вора.

Живший в аскетизме Рёкан знал, что в доме совершенно нечего украсть. И все-таки он удивил вора, обратившись к нему со словами: "Ты, видимо, проделал долгий путь, чтобы прийти сюда, и не годится тебе уходить с пустыми руками. Пожалуйста, возьми мой плащ. Это тебе подарок".

Он снял с плеч свой плащ и отдал его вору. Тот быстренько выскользнул из дома.

"Бедняга, - сказал мастер, глядя в ночное небо. - Если бы я мог подарить ему эту прекрасную луну!"

Находить такую гармонию в себе, в отношениях с другими, с природой - вот что значит настоящая забота о настройке.

Игра

Немузыкант потрясен возможностью делать музыку, он совершенно счастлив, когда ему выпадает сидеть и целый день бренькать одну ноту. И очень внимателен к результату. Немузыканты действительно иногда слушают, поскольку им только это и дано.

Брайан Ино

Если вы уже повязали белый пояс, взяли гитару и настроили ее, то вам остается только играть. "Как? - скажете вы. - Я совсем новичок, я не знаю ни одной песни, я понятия не имею, как играть!". Тогда начните вот с чего: играйте одну ноту на одной струне и вкладывайте душу и сердце в каждый щипок. И повторяйте это снова и снова.

Технически это просто для любого новичка. Но это вызов вашему духу. Идея здесь та же, что и в теннисе, когда новичку предлагается бить по мячу изо всей силы, нисколько не заботясь о том, куда он полетит - да пусть хоть за ограду. Сначала нужно изучить ощущение сильного удара по мячу; о точности будет другая забота, потом. То же самое и в Дзэн-гитаре.

Если вы не можете сыграть то, что слышите, тогда услышьте то, что играете. Ваше усилие должно быть таким мощным, как будто вы, напрягаясь всем телом, стараетесь перекричать рев штормового прибоя. В боевых искусствах такой крик называется кацу. Кацу - это крик человека, который знает, что значит быть живым.

Обратите внимание на крик бойцов-профессионалов, когда они делают бросок или наносят удар во время тренировки. Этот крик поднимает дух. Замечайте также, что крик и удар - это не два различных события: этот единое событие. Внесите этот дух в игру на гитаре.

Если вы трудитесь в поте лица, и одна нота прибавляет вам силы, значит, прогресс налицо. После одной ноты попробуйте играть две ноты одновременно; а затем и три. Выучите аккорд, затем второй, третий. Если вы умеете сыграть три аккорда с полным воодущевлением, то у вас есть все необходимые элементы для настоящей музыки. Гитара доказала уже не раз: три аккорда могут потрясти мир.

Главное, играйте радостно. В этом секрет Пути.

Как я уже сказал, школа Дзэн-гитары- не обычный метод. Меня не столько интересует, как играть на гитаре, сколько зачем. Путь Дзэн-игитары ведет к тому, чтобы выразить свой дух через музыку, независимо от опыта, аппаратуры и даже технического мастерства. Это не означает, что хорошей техникой можно пренебречь. Но в нашей школе техника риобретается с единственной целью: освобождение духа. Сама по себе техника не представляет интереса. Духовный подход к игре в этом додзё куда важнее, чем репертуар или техническое мастерство его исполнения.

В конце концов, Дзэн-гитара - это не стиль игры. Рок, джаз, блюз, кантри, классика, авангард - выбор не имеет значения; все это разные реки, впадающие в один океан. Зато имеет значение игра от всего сердца, от глубины души. Если такая игра у вас получится, то вам незачем искать свой личный стиль или характерный звук - они появятся сами собой, естественным образом. Самобытность есть нечто врожденное, вроде отпечатка пальца. Ваш стиль игры в Дзэн-гитаре придет не откуда-то извне, а из вашего внутреннего существа.

Если вы действительно хотите научиться Дзэн-гитаре, то и сможете. Это не профессиональный, скажем, баскетбол, где никак не попадешь в команду, если нет природных данных. Это больше похоже на марафон: кто хочет бежать, тот бежит. Кто намерен финишировать, тот финиширует. Как говорят самураи: "Единственный соперник - внутренний". Трюков и секретов не существует. Все дело в вашей воле - хватит ли ее, чтобы ставить одну ногу впереди другой на всем протяжении пути. Честность, целостность, духовная сила и глубокое убеждение в Дзэн-гитаре намного важнее, чем мастерство. Именно из этих элементов творится жизненная музыка, и они не имеют ничего общего с природными данными. Где есть воля, там будет и Путь.

Играйте. Играйте. Ваш пояс темнеет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: