Движение вперед

Я не считаю себя символом шестидесятых, но все же я считаю себя символом - движения вперед благодаря вашей поддержке.

Джоан Баэз

Путь Дзэн-гитары никогда не кончается. Но ум может сосредоточиваться на краткосрочных целях все время, пока вы в пути. Какие бы цели вы ни ставили - сыграть соло без единой ошибки, выступить на концерте, записать альбом, - их не следует рассматривать как конечные, но лишь как вехи вдоль пути. Что бы вы ни делали - идите дальше вперед; дорога продолжается вечно.

Китайская пословица гласит: "Девяносто миль на стомильном пути - это примерно половина". Без достаточной устремленности вперед можно потерять все ранее добытое. Жизненный опыт постоянно подтверждает это в большом и малом. Победа на поле битвы может оказаться бессмысленной из-за единственного упущения в тексте мирного договора. Прекрасная подача мяча с 300 ярдов в гольфе может закончиться ничем, если игрок промажет по лунке с трех футов. Вся обязательная программа фигуриста на льду перечеркивается одним падением в последнем прыжке. От утонченного совершенства вашей последней записи в студии не остается и следа из-за небрежной обработки фонограммы при тиражировании.

Предвкушение финиша - естественное свойство человеческого характера. Но из-за него мы можем потерять траекторию настоящего мгновения, потерять то, что уже в руках. Подобно спринтеру, сохраняйте дух стремления вперед даже на финишной черте. Не фокусируйте себя на цели: сосредоточьтесь на процессе, который к ней ведет. Когда вы ловите себя на том, что воображаете то, что будет, вспоминайте: ничто не случится до тех пор, пока не случится.

Даже в простейших задачах - ударить по теннисному мячу, бросить мяч по баскетбольному кольцу, взять аккорд на гитаре - ваш дух должен быть устремлен вперед, на другую сторону мгновения. Отсутствие такого стремления убивает ваш дух. Дзэнские мастера называют это отсутствие суки - "остановка ума". В любое время ваш ум должен двигаться свободно, без нерешительности.

Один японский флейтист рассказывал, как его руководитель во время занятий уходил в соседнюю комнату и там следил за другой работой. Возвращаясь, учитель говорил: "Пока я не замечал твоей игры, она была хороша. Когда я заметил ее, она была плоха". Учитель заметил то, что называется суки: пока студент играл свободно, учитель увлекся своим делом; нно когда студент заколебался, учитель потерял свой собственный поток мыслей и осознал, чтот слушает музыку.

Если вы обладаете духом истинного унсуй и ваши мысли парят подобно облакам и текут подобно воде, то вы сумеете избежать суки. Облака и реки никогда не прекращают движения. Стремитесь вперед, дальше, в каждом шаге своих репетиций, и еще дальше, и так во всем.

Вкус

Не всем понравится то, чтот я делаю,и это меня устраивает; если бы мои работы нравились каждому, то, видимо, я не сыграл бы ничего глубокого.

Джошуа Рэдмэн

Что бы вы ни играли, как бы ни был велик ваш дух, как бы правдиво ни звучали ваши песни - все равно найдутся люди, которых это не трогает. Ваша музыка не соответствует их вкусам.

У каждого в этом мире естьт свои индивидуальные вкусы; именно они придают жизни пикантность. Одни любят солить свою пищу, другие - перчить, третьи обожают сладкое, четвертые - кислое. То же самое происходит и в музыке. То, что один воспринимает, как ангельские гармонии, другому покажется слишком слащавым. Слушатель из 8-го ряда восхищен глубиной гармонических модуляций, а кто-то в 9-м ряду находит их надуманными.

Некоторые исполнители из коммерческих расчетов идут на компромиссы с собственным вкусом, пытаясь завлечь широкую аудиторию; однако они рискуют быть освистанными. Если доходит до того, что музыка не нравится ни слушателю, ни исполнителю, то какой смысл в такой игре?

Поймите меня правильно: я считаю, что существуют хорошие вкусы и плохие вкусы. Гитарист должен иметь эстетические принципы. Но мои суждения никогда не будут точно такими же, как ваши.

Продвигаясь по пути Дзэн-гитары, развивайте свой вкус так же, как развиваете слух. Учитесь у тех музыкантов, чей вкус вам импонирует. И в дальнейшем доверяйте своему вкусу, как хороший повар, который знает, сколько перцу должно быть в соусе. Если вас освищут - что же, такова судьба. Но по крайней мере вы свое дело сделали как следует.

Помните также, что вкусы меняются. Есть музыка, которую мы начинаем ценить, только изучив ее. Другая доходит с возрастом, постепенно. А есть и такая, которую мы соверщенно игнорируем, пока она не поймает нас внезапно, в тот самый момент, когда мы ведем автомобиль по скоростной трассе.

Играйте правдиво, и тогда эту правду откроют и слушатели - когда будут готовы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: