Концепция «осевого времени» (К. Ясперс)

Современная европейская философия истории возникла на основе христианского вероучения. Ежедневным подтверждением этой христианской структуры мировой истории служит наше летоисчисление. Между тем, христианская вера не является верой для всего человечества, хотя именно на ней строится летоисчисление, по которому живет весь мир. Что касается поворотного пункта мировой истории, который был бы общезначимым для людей разного вероисповедания, то его следует искать среди эмпирических фактов, а не среди концепций умозрительной целостности истории, каждая из которых, так или иначе,базируется на разных религиозных основаниях. Ось мировой истории следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть теперь.

Эту ось мировой истории К. Ясперс относит приблизительно к 500 г. до н.э., точнее, к тому духовному процессу, который шел с 800 по 200 гг. до н.э. Именно тогда произошел резкий поворот в истории и появился современный тип человека. Это время Ясперс называет «осевым временем». В это время происходят необычайно великие события: в Китае живут Конфуций и Лаоцзы, возникают все направления китайской философии; в Индии возникают Упанишады, и основывает свое религиозное учение Будда; в Иране Заратустра учит об извечной борьбе между добром и злом; в Палестине творят библейские пророки; и, наконец, в Греции – «золотое время», эпоха великих философов, поэтов, математиков: Гераклита, Архимеда, Платона, Фукидида, Эсхила.

Возникшее в осевое время новое понимание мира сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним как будто внезапно открывается ужас мира и собственная беспомощность. Человек начинает искать новые пути, требует для себя освобождения и спасения. Осознав свои границы, он ставит перед собой высшие цели, относящиеся к области абсолютного. Все это происходило посредством постоянной рефлексии, началась духовная борьба, в ходе которой каждый старался убедить другого, передавая свои идеи и опыт. Однако именно в эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, которые и сегодня продолжают определять жизнь людей. Этот процесс заставил многих пересмотреть, подвергнуть анализу все традиции, обычаи, убеждения, которые были бессознательно приняты раньше. Мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью пришел конец, поскольку новые идеи греческих, индийских, китайских мыслителей были уже далеки от мифа. Началась борьба рационального познания против мифологического сознания.

Эти изменения привели к тому, что человек перестал быть замкнутым в самом себе, в мифологическом объяснении мира и себя. Отныне он уже не уверен в том, что знает самого себя, он стал больше самого себя и потому открыт для новых безграничных возможностей. Человек выходит за пределы индивидуального существования, осознавая свое место в истории и бытии, происходит открытие того, что позже стало называться разумом и личностью. Люди начинают осознавать свое исключительное историческое предназначение, что предполагает также осознание бесконечного прошлого. Каждый человек как будто изначально нагружен воспоминаниями, у него создается впечатление, что он живет в период некоего упадка, завершения, конца мира. Люди ощущают близость катастрофы и потому стремятся понять, овладеть ходом событий, восстановить необходимые условия или создать новые.

Можно выделить основные черты осевого времени: 1) осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности и переоценку их завоеваний; 2) закладываются духовные основы культуры, действующие до сего дня; 3) хотя осевое время хронологически ограничено, исторически оно становится всеохватывающим, так как народы, не воспринявшие идей осевого времени, остались на уровне доисторического существования, другие же, напротив, включены в орбиту истории. Таким образом, осевое время ассимилирует все остальное, и благодаря ему мировая история обретает структуру и единство.

Классические концепции возникновения философии:

- мифогенная (философия возникает в результате переосмысления мифологии);

- гносеогенная (философия возникает в результате обобщения всего многообразия накопленного опыта);

- теологическая (философия является развитием разума как божьего дара);

- синкретическая (объединяющая все предыдущие).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: