double arrow

Основной вопрос и основные направления философии

Основным в философии традиционно считается вопрос об от­ношении мышления (сознания) и бытия.

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) - две неразрывные и в то же вре­мя противоположные характеристики бытия. В связи с этим су­ществуют две стороны основного вопроса философии - онтоло­гическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично - материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного во­проса: познаваем или непознаваем мир?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления - соответственно материализм и идеализм, а также гностицизм ( от греч. гнозис – познание ) и агностицизм (непознаваемость).

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направле­ния, как:

- объективный идеализм;

- субъективный идеализм;

- материализм;

- вульгарный материализм;

- дуализм;

- деизм.

гносеологической (познавательной) стороны:

- гностицизм;

- агностицизм;

- эмпиризм (сенсуализм);

- рационализм.

Онтологическую сторону основного вопроса философии пред­ставляют:

- материализм;

- идеализм;

- дуализм.

Материализм (так называемая «линия Демокрита») — направ­ление в философии, сторонники которого считали, что в отно­шениях материи и сознания первичной является материя.

Следовательно:

- материя реально существует;

- материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

- материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

- материя существует и развивается по своим внутренним законам;

- сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

- сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

- сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.

Достоинство материализма - опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т.д.).

Слабая сторона материализма - недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

В материализме выделяется особое направление - вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее меха­нической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

Идеализм («линия Платона») - направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания пер­вичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

- объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

- субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Со­гласно концепции объективного идеализма:

- реально существует только идея;

- идея первична;

- вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

- «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.);

- «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельно­го существования и является воплощением «мира идей»;

- каждая единичная вещь - воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь - воплощение общей идеи лошади,
дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т.д.);

- большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

- отдельные идеи («мир идей») объективно существуют незави­симо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъектив­ные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

- все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

- идеи существуют в разуме человека;

- образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

- вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Сильная сторона идеализма - объяснение сущности (онтологии) явлений, целостное системное мировоззрение.

Слабая черта идеализма - отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникнове­ния материи и идеи).

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом - существуют промежуточные (компромиссные) течения - дуализм, деизм.

Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

- существуют две независимые субстанции - материальная (об­ладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

- все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанной субстанции (материальные вещи - от материальной, идеи - от духовной);

- в человеке соединяются одновременно две субстанции - и ма­териальная, и духовная;

- материя и сознание (дух) - две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

- основного вопроса философии (что первично - материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Деизм - направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) призна­вали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

Гносеологическая сторона основного вопроса философии пред­ставлена:

- эмпиризмом (сенсуализмом);

- рационализмом.

Основателем эмпиризма (лат.empiria - опыт)является Ф. Бэкон.

Эмпирики считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения (Сенсуализм (лат. sens - чувства): «Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio - разум) считается Р. Декарт.

Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение - мысль - деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.).

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаоти­чен, не имеет внутренней логики, а, следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.

Представители гностицизма считают, что:

- мир познаваем;

- возможности познания неограниченны.

Противоположной точки зрения придерживаются агностики:

- мир непознаваем;

- возможности познания ограничены познавательными воз­можностями человеческого разума.

К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724-1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существу­ют загадки (противоречия), которые человеком не будут разга­даны никогда, например:

Бог существует // Бога не существует

Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре (см. «Философия Иммануила Канта»). Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи - «вещи в себе».

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

ВХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.

Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии – проблема экзистенциализма, то есть проблема человека, его су­ществования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного вы­бора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: