Арабская (арабо-язычная) философия средних веков

1. Под арабской (арабо-язычной) подразумевается философия, созданная арабами, а также народами Ближнего и Среднего Востока, находившимися под культурным и часто политическим влиянием арабов.

Арабская средневековая философия в своем развитии прошла два основных этапа:

- VII-IX вв - период зарождения арабской философии;

- IX-XV вв. - период усвоения арабской философией древнегреческой философии, превращение арабской философии в арабо-греческую.

2. Основными направлениями арабской философии периода зарождения были:

- школа мутакаллимов;

- школа мутазилитов;

- суфизм.

Мутакаллимы были сторонниками радикального ислама. Представители школы мутакаллимов философски обосновывали религиозные догмы ислама и фактически играли роль арабо-исламских схоластов.

Мутазилиты («обособившиеся») также являлись исламскими философами, однако ряд положений их учения носил относительно материалистический характер. В частности, мутазилиты:

- отвергали многие догмы (недоказуемые «исходные» истины) ислама о происхождении мира, человека, предопределенности судьбы и пытались объяснить проблемы с позиций рационализма и материализма;

- отвергали антропоморфные представления о Боге (согласно которым Бог имел человеческий облик);

- отождествляли Бога и Вселенную;

- верили в силу и разум человека;

- считали, что человек способен познать окружающий мир с помощью разума.

Представители суфизма (суфисты, от суф - шерсть, власяница; по мнению Альбируни, созвучно слову «софист») считали высшим благом для человека добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя, созерцание, мистику.

3. В IX в. начался новый этап арабской философии, для которого были характерны:

- усиление влияния материалистических идей (что стало результатом открытий в области медицины и естественных наук);

- заимствование идей европейской философии, особенно древнегреческой, превращение собственно арабской философии в арабо-европейскую (арабо-греческую). Наибольший вклад в становление новой (европеизированной) арабской философии внесли Аль-Кинди, Ибнсина, Аль-Фараби, Ибн-Рушд (Аверроэс).

Ибнсина (Авиценна) (980-1037) вывел арабскую философию на новый уровень прогресса. Главные труды по философии: «Книга исцеления» («Книга спасения»), «Книга знания».

Авиценна:

- высмеивал косность и догматизм исламских теологов;

- пытался отделить философию от религии (в то время как многие его современники считали их неразрывно связанными и видели роль философии в обосновании положений и догм ислама);

- видел в философии отдельную науку, которая должна обобщать достижения человеческого разума;

- основывал многие философские идеи на достижениях естественных наук (например, собственных медицинских открытиях);

- не отрицал наличие Бога, но выступал против признания за ним всемогущей воли;

- считал, что многие явления в окружающем мире происходят помимо воли Бога, по естественным законам природы;

- причину возникновения мира видел в «эманации» - истекании мира из Божества, но не по воле Бога, а в силу естественной необходимости;

- выступал против идеи «первотолчка», которую заменял идеей о движении, которое является неотъемлемым свойством материи;

- считал, что все существующее материально (как Бог, так и окружающий мир);

- наделял душу особыми свойствами - идеальностью (существованием наряду с материей) и вечностью;

- также считал вечным Бога и окружающий мир.

Из арабских философов в средневековой Европе наибольшей известностью и популярностью пользовался Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198).

Аверроэс жил и работал в Испании, находившейся под властью арабов, и был представителем западно-арабскоевропейской философии. Им была создана философия аверроизма, получившая широкое распространение в Европе и противостоящая католицизму и схоластике.

Философия Аверроэса была материалистична по своей сути и возникла как синтез передовой арабской философии (представители - Аль-Кинди, Авиценна) и систематизированного и творчески переработанного учения Аристотеля. Можно выделить ее следующие основные положения:

- отвергалась идея творения (мир вечен, он несотворим и неуничтожим);

- допускалось наличие Бога, но за ним не признавалась первичность по отношению к материи (Бог и окружающий материальный мир «совечны»);

- за Богом признавались весьма ограниченные возможности, которые сводились к главной - придать материи форму;

- отвергалась идея о том, что Бог приводит все в движение;

- доказывалось, что движение - самостоятельное свойство материи, заключенное в ней самой;

- выдвигалась идея жесткого детерминизма (обусловленности и необходимости всего в природе);

- отвергалась возможность бессмертия души (смерть тела есть одновременно смерть души, но коллективный разум - разум всего человечества, частью которого является душа отдельного человека, — бессмертен);

- была выдвинута идея о «двойственной истине» - философские и религиозные истины раздельны; то, что истинно в религии, может быть ложно для философии и наоборот.

Философия Аверроэса оказала большое влияние на европейскую философию. Аверроизм получил широкое распространение, преподавался в университетах, был духовным центром притяжения философских учений, противостоящих схоластике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: