double arrow

Основные черты средневековой философии

1. Тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчерпывающим знанием о мире и человеке.

2. Философия, основанная на традиции, текстах Священного писания была догматична и консервативна, ей был чужд скептицизм.

3. Философия теоцентрична, поскольку определяющей реальностью всего сущего была не природа, а бог.

4. Философский формализм, понимаемый как склонность к застывшим, «окаменелым» формулам был основан на искусстве толкования, интерпритации текста.

5. Креационизм - главный принцип онтологии, а откровение - главный принцип гносеологии.

Развитие философской мысли Запада и Востока до XIV в. шло разными путями: на арабском Востоке и части Испании, покоренной арабами, философия менее находилась под воздействием религии, чем в Европе и Восточной Азии. Арабская и арабо-язычная наука в этот период ушла далеко вперед по сравнению с европейской. В Китае наука была тоже более передовой, чем в Европе, хотя влияние религии было весьма сильным. Ряд арабских философов создавал свои труды в русле научно - философских традиций, рожденный античным гением Демокрита - его учением об атомах, пифагорской математикой, идеями Платона, философским и естественно - научным наследием Аристотеля, особенно его системой логики.

В европейской философии материализм в средние века не получил такого распространения и влияния на культуру, как на Востоке. Господствующей формой идеологии была религиозная идеология, которая из философии стремилось сделать служанку богословия.

Эпоха средневековья выдвинула плеяду выдающихся философов: Августин (350-430), Боэций (480-524), Эриугена (810-877), Аль - Фараби (870-950), Ибн Сина (980-1037), Ибн Рушд (Аверроэс,1126-1198), Пьер Абеляр (1079-1142), Роджер Бэкон (1214-1292), Фома Аквинский (1225- 1274), Оккам (1285-1349) и др.

Следует помнить, что мировоззрение и жизненные принципы раннехристианских общин первоначально формировались в противостоянии языческому миру. Средневековая церковь также враждебно относилась к «языческой» философии древнего мира, особенно к материалистическим учениям. Однако по мере того как христианство приобретало более широкое влияние, а поэтому стало нуждаться в рациональном обосновании своих догматов, стали появляться попытки использовать для этой цели учения античных философов. При этом усвоение философского наследия античности происходило частями, пристрастно, зачастую им давалось новое толкование для подкрепления религиозных догматов. Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика и патристика. Дело в том, что распространение христианства в Европе, в Византии, Передней Азии и Северной Африке происходило в упорной борьбе с другими религиозными и философскими течениями.

3.2.1. Апологетика и патристика (III - V вв.);

Апологетика (от греч. apologia - защита) - это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеоло­гии. Апологеты обосновали возможность существования фило­софии на основе христианского вероучения. Подвергавшееся гонениям властей, христианство первых веков нуждалось в тео­ретической защите, осуществленной апологетикой. Наиболее известным представителем апологетики был Юстин Мученик.

Вслед за апологетикой появляется патристика (от лат. pater - отец) - философское учение «отцов церкви». В сочинениях «отцов церкви» были изложены основные положе­ния христианской философии, богословия, учения о церкви. Этот период характеризуется разработкой целостных религиозно-спекулятивных систем. Различают западную и восточную патристику. Наиболее яркой фигурой на Западе считают Августина Блаженного, на Востоке – Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника. Отличительная особенность византийской (восточной) философии заключается в том, что она использует греческий язык и, тем самым, более органично связана с античной культурой, чем латинский Запад.

Августин Блаженный оказал сильнейшее влияние на средневековую философию. Августин пришел к христианству через манихейство[41] и неоплатонизм, под воздействием которых он на­ходился в молодости. В своем учении Августин соединил осно­вы неоплатонической философии с христианскими постулатами. Бог, по Августину, - причина всего. Бог сотворил мир и про­должает его творить. На основе идей неоплатонизма Августин разработал в христианском богословии философскую проблему теодицеи [42](от греч. theos — бог и dike — справедливость) - пробле­му существования зла в мире, творимом Богом. Добро - это про­явление Бога на земле, учил Августин, зло - это недостаток доб­ра. Зло на земле возникает из-за отдаленности материального суще­ствования от своего идеального образа. Воплощая в себе божест­венный образ предметов, явлений, людей, материя в силу своей косности искажает идеал, превращая его в несовершенное подобие.

В теории познания Августином была провозглашена форму­ла: «Верую, чтобы понимать». Эта фор­мула не означает отказа от рационального познания вообще, но утверждает безусловный примат веры. Главной идеей учения Августина является становление человека от «ветхого» к «новому», преодоление себялюбия в любви к Богу. Августин считал что спасение человека, прежде всего в принадлежности к христианской церкви, которая является представителем «града Божьего на земле». Августин рассматривал 2 противоположных вида человеческой деятельности - «град земной», т.е. государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до абсолюта, презрения к Богу», и «град Божий» - духовную общность, которая основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе». По Августину, Бог есть наивысшее благо, а душа человеческая близка Богу и бессмертна, она совершеннее, чем его тело. Превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился в первую очередь о душе, подавляя чувственные наслаждения.

Августин выдвинул проблему свободы личности, поскольку он считал, что субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него бог. Заслуга Августина в том, что он впервые показал, что жизнь души, жизнь «внутреннего человека», есть нечто невероятно сложное и вряд ли до конца определимое «Великая бездна сам человек..., волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца». Философское обоснование христианства он пытался найти в философии Платона, отмечая, что идеи Платона - «это мысли творца перед актом творения». Августин является родоначальником направления неоплатонизма в христианской философии, которое господствовало в Западной Европе вплоть до ХIII в.

Философские идеи изложены в сочинениях Августина: «Об истинной религии», «О граде Божьем», «Исповеди», «О троице» и др., которые стали теоретической основой идеологии христианства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: