Мотивация и стимулирование как методы управления трудом противоположны по направленности:
- первая направлена на изменение существующего положения;
- второе — на его закрепление, но при этом они взаимно дополняют друг друга.
Виды мотивов к труду
1. Мотив социальности (потребность быть в коллективе).
2. Мотив самоутверждения
3. Мотив самостоятельности
4. Мотив надежности
5. Мотив приобретения нового (знаний, вещей и д.т.)
6. Мотив справедливости.
7. Мотив состязательности
Три типа мотивации:
I тип — работники, ориентированные преимущественно на содержательность и общественную значимость труда;
II тип — работники, преимущественно ориентированные на оплату труда и статусные ценности;
III тип — работники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована.
Основные средства воздействия на мотивацию
1. Организация работ
2. Материальное стимулирование
3. Моральное стимулирование
4. Индивидуальный подход к работнику
5. Постановка целей
6. Оценка и контроль
7. Информирование
8. Организационная культура
9. Практика управления
10. Меры дисциплинарного воздействия
11. Обращение к наиболее значимым для работника ценностям
12. Убеждение
Стимулирование — это совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний.
Различают моральное, организационное и ряд других видов стимулирования
На трудовую мотивацию влияют различные стимулы:
- система экономических нормативов и льгот,
- уровень заработной штаты и справедливость распределения доходов,
- условия и содержательность труда,
- отношения в семье, коллективе, признание со стороны окружающих и
- карьерные соображения,
- творческий порыв и интересная работа,
- желание самоутвердиться и постоянный риск,
- жесткие внешние команды и внутренняя культура и т.п.
Оценка деятельности кадровой службы.