Принципы и методы гештальттерапии

Целью гештальттерапии является изменение стиля жизни, принятие ответственности за свои поступки, мысли, чувства,; погрузиться в бытие, в текущий момент. Три принципа гештальтерапии: Я и Ты, что и как, здесь и теперь. Под осознаванием понимается не интеллектуальное постижение, а чувствование при котором человек погружен в процессы внутренней и внешней реальности, а не рассуждения. Работа идет не столько с содержанием проблемы, сколько со способами, препятствующими установлению контакта. Цель - добиться осознания. Процесс самоактуализации подразумевает эффективный баланс контакта и его изъятия и способность использовать энергию для удовлетворения реальных, а не фиктивных потребностей. Кроме того, самоактуализация предполагает наличие способности противостоять фрустрации, до тех пор пока не появиться решение. Самостоятельные люди берут на себя ответственность за свое существование и имеют свободу выбора.

Этапы терапии. Здесь психотерапия напоминает процесс реставрации картины - когда слой за слоем снимаются наслоения и проявляется глубинная суть человека. Первый уровень - клише. Второй - уровень Э. Берна - ур. манипулирования. Здесь фобическая позиция, со стремлением убежать от подлинной жизни. Третий - уровень тупика, с которым связано переживание пустоты. Четвертый - уровень разрыва (имплозивный). Пятый - эксплозивный. 4 вида эксплозии (в зависимости от того, переживание чего раньше подавлялось): взрыв горя или печали, оргазма, гнева и радости.

Принципы построения психотерапевтического воздействия: я-ты (употребление местоимения я вместо они, мы...); Язык ответственности (замена глагола не могу, должен на предпочитаю); использование обращения вместо описания; использование континуума сознания (замена почему на как (обращение к чувствам)); замена вопроса на утверждение; снятие минимизации; использование настоящего времени; принцип «здесь и теперь»

Техники: 1. Осознания: а) симпатия и фрустрация - сопереживания клиенту недостаточно, поскольку консультант отказывается от себя или допускает слияние. Клиент должен испытать фрустрацию когда он пытается контролировать терапевта посредством манипулирования. Фрустрации позволяют открыть, что фобический тупик существует только в сознании и клиенты понимают, что постоянное ожидание катастрофы мешает им использовать собственные ресурсы. б) выявление фантазий. (б) фокусирование на части тела, которая выражает неосознанное переживание для более четкого осознания чувств. Например он может предложить говорить от имени это части тела. в) составление предложений начинающихся словами «сейчас я осознаю...», которые нужно заканчивать сообщениями об ощущениях из внешнего мира. При этом важно не скатываться в интерпретации и оценки. Затем это делается и по отношению ко внутренним ощущениям. На третьем этапе клиент фиксирует взгляд на определенной зоне, но не фиксирует ее (сейчас я осознаю пыль на столе и думаю, что ее надо вытерпеть).

2. Интегративные: челночная - в ответ на рассказ клиента аналитик спрашивает «осознаете ли вы это предложение» и таким образом переводит внимание клиента от описания к ощущению, от прошлого опыта к настоящему. Обеспечивая такие переходы аналитик фиксирует внимание на текущие ощущения и создает условия для улучшения контакта с реальностью и способствует интеграции. Видя проявления чувств клиента в характерном движении он спрашивает, что тот при этом переживает. Этот метод включает использование монодрамы, горячего (его занимает человек, с которым консультант работает перед группой в данный момент) и пустого стула.

3. Работа со сновидениями: если определенные сновидения повторяются, то скорее всего мы имеем дело с экзистенциальной проблемой клиента. Этапы: рассказ всего сна - повторный рассказ сна или его части но уже «в настоящем времени» - монодрама. Этот метод позволяет выявить пустоты (слабые места в индивидуальности) и клиенты, имеющие их, пребывают в нервозном состоянии и испытывают замешательство.

4. Супрессивные - направл. на преодоление сопротивления (не выполнение упражнении, напряжении, агрессивном поведении в группе). Цель здесь не подавить это сопротивление, а осознать его с пом. метод. двух стульев, ролей, вопросов (можешь ли ты объяснить, что ты делаешь сейчас со своими руками).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: