В чем разница между государственным и негосударственным вузами?

Государственные и негосударственные вузы отличаются составом учредителей и источниками финанси­рования.

В соответствии со ст. 10 федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном обра­зовании» высшее учебное заведение создается и реорганизуется учредителем (учредителями) в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации. Учредителями государственных высших учебных за­ведений являются правительство Российской Федерации или органы исполнительной власти (администрации, правительства) субъектов Российской Федерации. Как правило, в наименовании госу­дарственного высшего учебного заведения указывается его организационно-правовая форма (Московс­кий государственный университет, Московский государственный социальный университет и т. д.). Одна­ко имеются исключения. Например, старейший государственный вуз — Московский энергетический институт (технический университет) — не имеет в своем названии слова «государственный». Поэтому при выборе высшего учебного заведения необходимо в первую очередь ознакомиться с лицензией на право ведения образовательной деятельности, наличие которой у высшего учебного заведения является обяза­тельным. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается высшему учебному заведе­нию только федеральным (центральным) органом управления образованием, т. е. Министерством образо­вания Российской Федерации (II, ст. 10, п. 4).

В лицензии наряду с наименованием высшего учебного заведения указывается его организационно-пра­вовая форма (государственное образовательное учреждение, негосударственное образовательное учреждение, муниципальное образовательное учреждение).

Помимо самой лицензии необходимо ознакомиться с приложением к ней, в котором указываются про­фессиональные образовательные программы (специальности, направления подготовки), по которым вуз имеет право вести образовательную деятельность.

Нельзя путать лицензирование и аккредитацию — это совершенно разные вещи!

Государственная аккредитация устанавливает (подтверждает) на очередной срок государственный ста­тус высшего учебного заведения и устанавливает перечень профессиональных образовательных программ (специальностей, направлений) подготовки, по которым вуз имеет право выдавать документы об образова­нии государственного образца. Подтверждением наличия у вуза государственной аккредитации является сви­детельство, которое выдается Министерством образования Российской Федерации.

Необходимо обратить внимание, что в настоящее время не все государственные вузы имеют такой до­кумент, т. к. он выдается только после прохождения вузом аккредитации в установленном порядке. Однако все государственные высшие учебные заведения считаются аккредитованными до прохождения процеду­ры государственной аккредитации (п.4 постановления Госкомвуза России от 30.11.94, № 6 «Об утверждении Временного положения о государственной аккредитации учреждений среднего и высшего профессиональ­ного образования в Российской Федерации»), и в случае успешного окончания такого вуза выпускник полу­чит государственный диплом о соответствующем уровне образования. Таким образом, если вуз является го­сударственным и в лицензии на право ведения образовательной деятельности есть интересующая вас специальность, вы можете быть уверены в получении государственного диплома.

Если же вас интересует получение государственного диплома после окончания негосударственного выс­шего учебного заведения, наличие у такого вуза свидетельства о государственной аккредитации является обя­зательным. При ознакомлении с этим документом необходимо обратить внимание не только на само свиде­тельство, но и на приложение к нему, в котором указывается перечень профессиональных образовательных программ (специальностей, направлений) подготовки, по которым вуз имеет право выдавать документы госу­дарственного образца (IX).

2. Правильно ли мнение, что в старой школе процесс обучения более качественный, а преподава­тельский состав — профессиональнее?

Порой именно в негосударственных вузах организация учебы (четкое соблюдение графика занятий, ра­бота читальных залов и библиотек, снабжение студентов необходимой учебной и методической литературой и т. д.) стоит на должном уровне, за который можно платить деньги. А вот в государственных учреждениях, организующих обучение на коммерческой основе, эти вопросы зачастую отодвинуты на второй план.

Что же касается преподавательского состава, то он, как известно, находится сейчас как бы «на вольных хлебах». И нет ничего удивительного в том, что лектор, читающий сегодня курс в МГУ, завтра ведет семинар в коммерческом институте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: