Государственные и негосударственные вузы отличаются составом учредителей и источниками финансирования.
В соответствии со ст. 10 федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» высшее учебное заведение создается и реорганизуется учредителем (учредителями) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учредителями государственных высших учебных заведений являются правительство Российской Федерации или органы исполнительной власти (администрации, правительства) субъектов Российской Федерации. Как правило, в наименовании государственного высшего учебного заведения указывается его организационно-правовая форма (Московский государственный университет, Московский государственный социальный университет и т. д.). Однако имеются исключения. Например, старейший государственный вуз — Московский энергетический институт (технический университет) — не имеет в своем названии слова «государственный». Поэтому при выборе высшего учебного заведения необходимо в первую очередь ознакомиться с лицензией на право ведения образовательной деятельности, наличие которой у высшего учебного заведения является обязательным. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается высшему учебному заведению только федеральным (центральным) органом управления образованием, т. е. Министерством образования Российской Федерации (II, ст. 10, п. 4).
В лицензии наряду с наименованием высшего учебного заведения указывается его организационно-правовая форма (государственное образовательное учреждение, негосударственное образовательное учреждение, муниципальное образовательное учреждение).
Помимо самой лицензии необходимо ознакомиться с приложением к ней, в котором указываются профессиональные образовательные программы (специальности, направления подготовки), по которым вуз имеет право вести образовательную деятельность.
Нельзя путать лицензирование и аккредитацию — это совершенно разные вещи!
Государственная аккредитация устанавливает (подтверждает) на очередной срок государственный статус высшего учебного заведения и устанавливает перечень профессиональных образовательных программ (специальностей, направлений) подготовки, по которым вуз имеет право выдавать документы об образовании государственного образца. Подтверждением наличия у вуза государственной аккредитации является свидетельство, которое выдается Министерством образования Российской Федерации.
Необходимо обратить внимание, что в настоящее время не все государственные вузы имеют такой документ, т. к. он выдается только после прохождения вузом аккредитации в установленном порядке. Однако все государственные высшие учебные заведения считаются аккредитованными до прохождения процедуры государственной аккредитации (п.4 постановления Госкомвуза России от 30.11.94, № 6 «Об утверждении Временного положения о государственной аккредитации учреждений среднего и высшего профессионального образования в Российской Федерации»), и в случае успешного окончания такого вуза выпускник получит государственный диплом о соответствующем уровне образования. Таким образом, если вуз является государственным и в лицензии на право ведения образовательной деятельности есть интересующая вас специальность, вы можете быть уверены в получении государственного диплома.
Если же вас интересует получение государственного диплома после окончания негосударственного высшего учебного заведения, наличие у такого вуза свидетельства о государственной аккредитации является обязательным. При ознакомлении с этим документом необходимо обратить внимание не только на само свидетельство, но и на приложение к нему, в котором указывается перечень профессиональных образовательных программ (специальностей, направлений) подготовки, по которым вуз имеет право выдавать документы государственного образца (IX).
2. Правильно ли мнение, что в старой школе процесс обучения более качественный, а преподавательский состав — профессиональнее?
Порой именно в негосударственных вузах организация учебы (четкое соблюдение графика занятий, работа читальных залов и библиотек, снабжение студентов необходимой учебной и методической литературой и т. д.) стоит на должном уровне, за который можно платить деньги. А вот в государственных учреждениях, организующих обучение на коммерческой основе, эти вопросы зачастую отодвинуты на второй план.
Что же касается преподавательского состава, то он, как известно, находится сейчас как бы «на вольных хлебах». И нет ничего удивительного в том, что лектор, читающий сегодня курс в МГУ, завтра ведет семинар в коммерческом институте.