Психолого-педагогическая диагностика прочно вошла в практику обучения и воспитания. В школе и вузе хорош тот педагог, который является еще и практическим психологом. При этом имеются в виду не только хорошие знания общей и возрастной психологии, но и владение методами психолого-педагогической диагностики.
Психолого-педагогическая диагностика — это оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. В отличие от психологической диагностики, педагогическая диагностика осуществляется всегда внутри педагогического процесса.
Педагогическая диагностика помогает решать важнейшие учебно-воспитательные задачи через оперативное получение информации.
Эти задачи следующие:
• получение информации об уровне готовности детей к школьному обучению при их наборе в первый класс, что позволяет спланировать состав классов, обучающихся по программам разного уровня сложности;
|
|
• оценка возможностей учеников начальной школы и определение готовности их к обучению в классах среднего звена, выявление уровня сформированности у них умственных операций и учебных действий, характера учебной мотивации;
• изучение развития у подростков познавательной сферы, взаимоотношений в коллективе класса, особенностей характера детей, позволяющее организовать саморазвитие подростков на основе самопознания;
• изучение интересов, склонностей, способностей и личностных особенностей школьников для организации профессиональной ориентации старшеклассников;
• получение информации о взаимоотношениях в педагогическом коллективе, об особенностях личности учителя в целях управления жизнедеятельностью педагогического коллектива, создания хорошего психологического климата в коллективе, совершенствования стиля деятельности отдельных учителей;
• диагностика уровня развития отдельных учащихся младших и средних классов и на ее основе организация коррекционной работы с ними.
Психологическая диагностика предоставляет педагогам в пользование свой инструментарий, т.е. методы, но при этом следует помнить несколько важнейших правил.
Основным инструментом диагностики является тест. Большинство тестов — это совокупность стандартизированных заданий, позволяющих качественно или количественно оценить изучаемое свойство.
Каждый тест, который выбирает педагог-психолог, должен отвечать критериям валидности, надежности и точности. Валидность теста — показатель того, насколько верно данный диагностический метод изучает психическое свойство, для измерения которого он предназначен.
|
|
Надежность проявляется при повторном использовании теста через некоторое время и получении примерно такого же результата. Критерии надежности и валидности тесно связаны между собой. Валидность — это как бы попадание в цель, а надежность — частота попадания. Точность теста дает возможность педагогу четко дифференцировать одного испытуемого от другого на основе количественной оценки психического свойства. Например, для точного теста характерны количественные оценки (баллы, очки, проценты), позволяющие судить об уровнях интеллектуального развития.
Психолого-педагогическую диагностику в школе осуществляет в первую очередь педагог-психолог, но работа по решению вышеназванных задач настолько велика, что без помощи всех учителей и классных руководителей их решить невозможно. Некоторые задачи, такие, как организация самопознания подростков, изучение особенностей коллектива детей и профессиональная ориентация, наилучшим образом решаются классным руководителем под руководством педагога-психолога.
Осуществление на практике психолого-педагогической диагностики требует от учителя определенной психодиагностической культуры, включающей в себя следующие компоненты.
1. Психологическая грамотность, подразумевающая знание общей, возрастной и педагогической психологии, понимание тех психологических реалий, которые служат объектом диагностического исследования, а также объективность педагога при проведении тестирования и сообщении результатов. Недопустимо оказывать давление на испытуемого в процессе тестирования, неверно интерпретировать результаты, сообщать информацию, которая может тормозить его развитие или травмировать его психику. Наконец, для педагогов — практических психологов актуальна заповедь врачей «Не навреди».
2. Знание учителем диагностического инструментария, понимание принципов его использования. Педагог должен усвоить такие понятия, как валидность, надежность и точность, относящиеся к основному диагностическому инструменту — тесту.
3. Педагог, как и школьный психолог, должен стремиться к созданию так называемой «ситуации клиента» и не допускать проведения диагностического исследования в «ситуации экспертизы» (см.: Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина). Ситуация экспертизы возникает тогда, когда испытуемые принуждаются к обследованию различными способами, например, когда учитель или администрация предлагает школьникам пройти обследование, результаты которого каким-то образом повлияют на их жизнь (будут объявлены на родительском собрании, сообщены всему классу, послужат материалом для обсуждения или для перевода в другой класс и т.п.). Ситуация клиента характеризуется желанием самих школьников узнать о своих личностных особенностях, склонностях или других качествах личности. Педагог может сам вызвать интерес школьников к самопознанию. При этом получаемая информация должна быть известна только педагогу и испытуемому.
4. Педагогу должно быть известно то, что тестирование или какой-то другой способ диагностики при всей их валидности и надежности не могут быть панацеей от всех бед. Это всего лишь способ диагностики, а многое еще зависит от правильной интерпретации результатов, соотнесения с другими жизненными показателями, результатами деятельности школьника.
5. Следует отбирать методы диагностики, удовлетворяющие принципам эффективности и коррекционности. Принцип эффективности подразумевает отбор таких методик, которые при минимуме затрат времени и сил на процедуру обследования и на обработку и интерпретацию результатов дают максимум полезной информации. Принцип коррекционности — это возможность использовать результаты обследования при работе с учащимися в целях оказания им психологической помощи, развития и формирования у них отдельных психических процессов.
|
|
6. Грамотный педагог должен владеть элементами математической статистики, что стало неотъемлемой составной частью процедуры диагностического исследования (средняя арифметическая величина, медиана, стандартное отклонение). Любое исследование, проводимое учителем в рамках его творческого роста, в настоящее время должно содержать результаты диагностики, их интерпретацию и анализ на предмет достоверности.
Процедура психодиагностического исследования настолько продумана и детализирована, что легко поддается технологизации. Попытаемся описать технологию диагностики, преследуя следующую цель: создать обобщенную технологическую цепочку, позволяющую учителю грамотно осуществлять процедуру диагностического исследования.
1. Постановка диагностируемой цели. Так как диагностируемая цель всегда очень конкретна и помогает решать определенные учеб- но-воспитательные задачи, этот шаг в технологии диагностической деятельности очень ответственен. Он связан с возникновением в учебно-воспитательной практике проблемы или проблемной ситуации, т.е. существуют как бы два уровня постановки цели. Педагогическая проблема, лежащая на поверхности, диктует осуществление следующих шагов, т. е. постановки цели, реализации запланированных действий и т. д.
Возникшая проблемная ситуация требует предварительного анализа и формулировки педагогической проблемы, а затем уже планирования следующих шагов. Предположим, возникла такая ситуация: ученик постоянно находит причину, чтобы не присутствовать на уроках математики. Педагогу предстоит осуществить анализ педагогической ситуации, прежде чем будет обозначена педагогическая проблема. Однако в учебно-воспитательной практике чаще возникают проблемные ситуации. В этом случае может оказать помощь технология анализа педагогической ситуации (см.: Педагогика / Под ред. В.А.Сластенина. — М., 2002).
|
|
Наличие проблемы побуждает педагога формулировать соответствующую цель. Например, проблема своевременной помощи старшеклассникам в профессиональном выборе диктует необходимость изучения их интересов, склонностей и способностей; это и будет цель. Проблема разрешения конфликта предполагает постановку нескольких целей: выявления источников конфликта (побудителей и причину); изучения уровня конфликтности каждого участника, иногда требуется и дополнительное изучение личностных особенностей людей. Проблема распределения первоклассников по классам разного уровня должна побудить педагога к постановке соответствующей цели — изучения уровня готовности детей к школьному обучению, уровня развития познавательной сферы будущих школьников.
2. Постановка конкретных задач изучения личности или коллектива на основе диагностируемых целей.
3. Отбор диагностических методов изучения свойств и качеств отдельной личности или социально-психологических особенностей коллектива, позволяющих решать поставленные задачи. Методы изучения должны быть валидны, надежны и точны.
4. Осуществление процедуры диагностического изучения с помощью отобранных методик с учетом требований психодиагностической культуры. Следует стараться создать для учащихся ситуацию клиента, демонстрируя готовность оказать помощь.
5. Анализ полученных результатов, сопоставление их с уже известными данными о личности или коллективе, сравнение с нормой, под которой подразумеваются характерные для данного возраста показатели психического и интеллектуального развития, и на этой основе интерпретация полученных результатов в свете данных психологической и педагогической наук, представлений педагога о личности или о коллективе. Интерпретация, к сожалению, иногда вносит субъективную окраску в этот процесс.
6. Сообщение результатов диагностического обследования учащим ся, родителям или педагогам, работающим в данном классе. Сооб щение полученной информации должно быть прежде всего кон фиденциальным, способствовать позитивному развитию личности. Педагог вправе не сообщать ребенку и родителям те данные, кото рые будут тормозить его развитие.
Одним из важных направлений воспитательной работы меда гога является профессиональная ориентация учащихся, оказание им помощи в сознательном выборе будущей профессионал!.поп деятельности. Процесс профессиональной ориентации достаточ но хорошо детализирован и потому легко поддается технологи и
ЦИИ.
получаемая информация должна быть известна только педагогу и испытуемому.
4. Педагогу должно быть известно то, что тестирование или какой-то другой способ диагностики при всей их валидности и надежности не могут быть панацеей от всех бед. Это всего лишь способ диагностики, а многое еще зависит от правильной интерпретации результатов, соотнесения с другими жизненными показателями, результатами деятельности школьника.
5. Следует отбирать методы диагностики, удовлетворяющие принципам эффективности и коррекционности. Принцип эффективности подразумевает отбор таких методик, которые при минимуме затрат времени и сил на процедуру обследования и на обработку и интерпретацию результатов дают максимум полезной информации. Принцип коррекционности — это возможность использовать результаты обследования при работе с учащимися в целях оказания им психологической помощи, развития и формирования у них отдельных психических процессов.
6. Грамотный педагог должен владеть элементами математической статистики, что стало неотъемлемой составной частью процедуры диагностического исследования (средняя арифметическая величина, медиана, стандартное отклонение). Любое исследование, проводимое учителем в рамках его творческого роста, в настоящее время должно содержать результаты диагностики, их интерпретацию и анализ на предмет достоверности.
Процедура психодиагностического исследования настолько продумана и детализирована, что легко поддается технологизации. Попытаемся описать технологию диагностики, преследуя следующую цель: создать обобщенную технологическую цепочку, позволяющую учителю грамотно осуществлять процедуру диагностического исследования.
1. Постановка диагностируемой цели. Так как диагностируемая цель всегда очень конкретна и помогает решать определенные учеб- но-воспитательные задачи, этот шаг в технологии диагностической деятельности очень ответственен. Он связан с возникновением в учебно-воспитательной практике проблемы или проблемной ситуации, т.е. существуют как бы два уровня постановки цели. Педагогическая проблема, лежащая на поверхности, диктует осуществление следующих шагов, т. е. постановки цели, реализации запланированных действий и т.д.
Возникшая проблемная ситуация требует предварительного анализа и формулировки педагогической проблемы, а затем уже планирования следующих шагов. Предположим, возникла такая ситуация: ученик постоянно находит причину, чтобы не присутствовать на уроках математики. Педагогу предстоит осуществить анализ педагогической ситуации, прежде чем будет обозначена педагогическая проблема. Однако в учебно-воспитательной практике чаще возникают проблемные ситуации. В этом случае может оказать помощь технология анализа педагогической ситуации (см.: Педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. — М., 2002).
Наличие проблемы побуждает педагога формулировать соответствующую цель. Например, проблема своевременной помощи старшеклассникам в профессиональном выборе диктует необходимость изучения их интересов, склонностей и способностей; это и будет цель. Проблема разрешения конфликта предполагает постановку нескольких целей: выявления источников конфликта (побудителей и причину); изучения уровня конфликтности каждого участника, иногда требуется и дополнительное изучение личностных особенностей людей. Проблема распределения первоклассников по классам разного уровня должна побудить педагога к постановке соответствующей цели — изучения уровня готовности детей к школьному обучению, уровня развития познавательной сферы будущих школьников.
2. Постановка конкретных задач изучения личности или коллектива на основе диагностируемых целей.
3. Отбор диагностических методов изучения свойств и качеств отдельной личности или социально-психологических особенностей коллектива, позволяющих решать поставленные задачи. Методы изучения должны быть валидны, надежны и точны.
4. Осуществление процедуры диагностического изучения с помощью отобранных методик с учетом требований психодиагностической культуры. Следует стараться создать для учащихся ситуацию клиента, демонстрируя готовность оказать помощь.
5. Анализ полученных результатов, сопоставление их с уже известными данными о личности или коллективе, сравнение с нормой, под которой подразумеваются характерные для данного возраста показатели психического и интеллектуального развития, и на этой основе интерпретация полученных результатов в свете данных психологической и педагогической наук, представлений педагога о личности или о коллективе. Интерпретация, к сожалению, иногда вносит субъективную окраску в этот процесс.
6. Сообщение результатов диагностического обследования учащимся, родителям или педагогам, работающим в данном классе. Сообщение полученной информации должно быть прежде всего конфиденциальным, способствовать позитивному развитию личности. Педагог вправе не сообщать ребенку и родителям те данные, которые будут тормозить его развитие.
Одним из важных направлений воспитательной работы педагога является профессиональная ориентация учащихся, оказание им помощи в сознательном выборе будущей профессиональной деятельности. Процесс профессиональной ориентации достаточно хорошо детализирован и потому легко поддается технологиза- ции.
5. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Профессиональная ориентация школьников относится к разряду хорошо разработанных практических педагогических проблем, что дает возможность создания технологии профессиональной ориентации учащихся.
Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Этой проблемой человечество интересуется очень давно. Еще в 1575 г. Хуан Уарте написал знаменитую книгу «Исследование способностей к наукам», где предлагал в государстве найти людей великого ума и звания, которые смогли бы определить природные дарования каждого уже в раннем возрасте и разумно управлять ими (см.: Уарте Хуан. Исследование способностей к наукам. — М., 1960). А молодой К.Маркс писал, что «заблуждение относительно наших способностей к определенной профессии — это ошибка, которая мстит за себя». Действительно, как не допустить ошибки?
Профессиональный выбор происходит у всех по-разному, однако можно схематично представить идеальный процесс профессионального самоопределения.
ИНТЕРЕС-^СКЛОННОСТИ-*~ПРОФНАПРАВЛЕННОСТЬ-*-ПРИЗВАНИЕ
Интерес к профессии как избирательное отношение может возникнуть после прочтения занимательной книги о какой-либо профессиональной деятельности, наблюдения за работой увлеченного человека, а также видя пример родителей, которые и дома «живут своей работой», и др.
Склонности — это избирательная направленность человека на определенную деятельность, устойчивая потребность ею заниматься.
Между интересами и склонностями как бы пропущено то, без чего склонности не возникнут вовсе — речь идет о способностях.
Способности — это психологические особенности человека, обеспечивающие возможность успешного выполнения им определенного вида деятельности. Развитие способностей опирается на соответствующие задатки.
Способности обнаруживаются только при включении в деятельность. Так, технические способности у подростка выявятся тогда, когда он отремонтирует или усовершенствует какой-либо механизм или бытовой прибор, правда, до этого он неоднократно будет вскрывать механические игрушки, пытаясь изучить их устройство. Подросток переживает свой первый у с п е х, и это может стать толчком к возникновению склонностей. Если он занимается техническим творчеством подолгу и не уставая, это свидетельствует о появившихся склонностях.
Профессиональная направленность — это иерархия или совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Профессиональная направленность становится стержневой в личностной направленности школьника и определяет его интересы, склонности, убеждения, идеалы. Проще говоря, профессиональная направленность диктует стиль жизни, распределение свободного времени, выбор чтения, приобретение знаний, интерес к определенным учебным предметам, предпочтения в общении и т.п., а главное — выбор профессии по призванию. Такой выбор — большая редкость, но все же он существует. Это идеальная ситуация, к сожалению, характерная не для многих.
Профессиональный выбор непосредственно связан с личностной идентификацией, и для него подходит примерно та же классификация, которую предложил канадский психолог Д. Марше для типовых вариантов формирования идентичности. В профессиональной ориентации такая идентичность соответствует готовности к профессиональному самоопределению.
Первый, идеальный, вариант — «зрелая идентичность» — соответствует профессиональному выбору на уровне самоопределения. Это самый благоприятный вариант профессионального выбора, осуществляемый по схеме: профессиональный интерес, возникновение склонностей на основе выявленных способностей к какой-либо деятельности, профессиональная направленность и затем выбор профессии на основе призвания.
Второй вариант — «проба ролей» или «активный поиск» — характерен для деятельных подростков, которым не удалось встретиться со своим призванием, но они не теряют надежды его найти. Для этого они посещают кружки, станции юннатов, различные студии, пытаясь найти любимое дело. Они нигде подолгу не задерживаются: поняв, что это дело не соответствует их интересам, сразу отправляются в следующий кружок.
Иногда можно встретить и немолодых людей, находящихся в активном поиске своей профессии. Об этом образно написал М.А.Булгаков в «Белой гвардии»: «Целых лет двадцать человек занимается каким-либо делом, например читает римское право, а на двадцать первом — вдруг оказывается, что римское право не при чем, что он даже не понимает его и не любит, а на самом деле он тонкий садовод и горит любовью к цветам. Происходит это, надо полагать, от несовершенства нашего социального строя, при котором люди сплошь и рядом попадают на свое место только к концу жизни». Таким людям, вероятно, стоит понять, что можно получать удовлетворение от работы, к которой есть хоть небольшой интерес — она будет приносить все большее удовольствие по мере дальнейшего ее освоения.
Третий в а р и а н т — «предрешенный вариант» или «навязанная роль», для которой характерна ситуация следования родительскому выбору. За такого выпускника все решили другие. Он может интересоваться компьютером больше всего на свете, ненавидеть химию, иметь склонности к профессиям «человек—техника» — и по настоянию родителей после девятого класса выбирать химико-биологический десятый класс. Дело в том, что сам он ничем конкретным не интересуется, а родители-врачи рекомендуют поступать в медицинский университет.
Наконец, четвертый, самый неблагоприятный вариант — неопределенный, несложившийся выбор — характерен для школьников, относящихся к «диффузной» группе, которая отнюдь не малочисленна. Таким подросткам совершенно безразлично, что обучение в школе заканчивается и необходимо выбрать свой профессиональный путь. Они легко перемещаются в третий вариант, так как в конце концов за них выбирают учебное заведение небезразличные родители.
Технологию профессиональной ориентации школьников можно представить следующим образом.
1. Постановка цели. В отличие от технологии психолого-педаго- гической диагностики, в профессиональной ориентации цель практически всегда одна — достижение школьником более высокого уровня в профессиональном самоопределении. Длительность пути к достижению этой цели может быть различной. Для одних школьников — это подтверждение правильности своего профессионального выбора, для других — длинная дорога вместе с педагогом и родителями в поисках своего призвания.
2. Изучение с помощью анкетирования профессиональных интересов, намерений, увлечений в свободное время, успеваемости школьников.
Требования к анкете по изучению профессиональных намерений старшеклассников:
• она должна содержать вопросы, позволяющие составить общее представление о школьнике, т.е. имя, возраст, профессии родителей, их место работы и отношение родителей к профессиональному выбору школьника;
• для выявления интересов школьников к учебным дисциплинам следует узнать их любимые предметы, но еще важнее — нелюбимые, что позволит определить соответствие профессионального выбора и интересов к учебным предметам и сведений об успеваемости;
• информация о том, чем любит заниматься школьник в свободное время, соотносится с учебными интересами и поможет уточнить сведения о профессиональных склонностях школьника;
• необходимо также выяснить, кто или что повлияло на выбор профессии, когда произошел профессиональный выбор. Эта информация поможет определить устойчивость профессиональных интересов школьников.
3. Изучение учебных интересов школьников. Психологи часто используют для изучения интересов школьников к учебным предметам известную методику «Карта интересов». Она состоит из характеристик видов деятельности, связанных с отдельными учебными предметами (например, «Нравится проводить физические опыты»). Мы бы рекомендовали использовать для изучения интересов школьников методику Л. Голомштока и О. Мешковской. На основе «Карты интересов» ими была создана «Ориентировочно- диагностическая анкета направленности интересов» (ОДАНИ). Методику можно легко найти в книгах по профессиональной ориентации.
4. Информирование школьников о типах профессий, объединенных по объекту труда, и о возможностях получения профессионального образования. Для этой цели можно использовать самые различные методы профессионального просвещения, и среди них такие, как беседа на тему «Защита профессий», встречи с представителями различных видов трудовой деятельности, экскурсии и многое другое. Центральным звеном в этой работе должно быть разъяснение известной классификации профессий на группы по объекту труда: «человек—природа», «человек—техника», «человек—человек», «человек—знаковые системы», «человек—художественный образ» (см. подробнее: Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1987).
5. Изучение профессиональных склонностей школьников. Для этой цели лучше всего использовать методику Е. А. Климова «Дифференциально диагностический опросник» (ДДО).
6. Профессиональная диагностика способностей и личностных особенностей школьников. Для осуществления этого этапа профессиональной ориентации лучше привлечь профессионального психолога, что на практике бывает затруднительно в силу большой занятости школьного психолога. Для классного руководителя, владеющего методами психологической диагностики, можно порекомендовать материал в приложении по использованию методов диагностики для изучения склонностей, способностей и личностных особенностей (см. Приложение 6).
7. Информация учащихся о противопоказаниях к профессиям. Известно, что все профессии делятся на две группы. Одни профессии не предъявляют строгих требований к человеку, и практически любой человек может овладеть ими при наличии интереса, склонностей, способностей и соответствующих личностных особенностей.
Для других профессий этого недостаточно — они предъявляют строгие требования к ряду психических, физиологических и физических особенностей человека. В последнюю группу входят про-
лпп
Скл.
СП |
УП |
Рис. 7. Восемь сторон выбора профессии
фессии летчика, космонавта, машиниста, подводника, монтажника-высотника и др. Для этих профессий особенно важно знать противопоказания.
Учителю вовсе не обязательно изучать их по специальной литературе. Достаточно на уровне здравого смысла дать представление об элементарных противопоказаниях. Например, людям с плохим зрением не стоит выбирать профессии, которые требуют хорошего зрения. Людям, имеющим сердечные заболевания, нельзя работать на высоте или под землей. Людям с заболеваниями позвоночника или нарушениями в опорно-двигательном аппарате противопоказаны профессии, требующие длительного нахождения на ногах, и т. п.
8. Заключительный этап профессиональной ориентации — профессиональная консультация школьника — не является завершающим в работе по развитию интересов, склонностей и способностей школьника. Наоборот, главная цель профессиональной консультации — на основе определенного уровня профессионального самоопределения создание индивидуальной программы для школьника по дальнейшей подготовке его к выбору жизненного пути.
Инф. |
ПУ |
ПС пт |
Существует несколько правил, которые педагог обязан соблюдать при проведении профессиональной консультации: 1) педагог не может рекомендовать какую-либо одну профессию и даже несколько профессий — это этическая норма психологов всего мира, занимающихся профессиональной ориентацией; 2) неправильный выбор жестоко мстит впоследствии, поэтому педагог должен не торопиться делать вывод о профессиональной деятельности, которая будто бы подходит школьнику. Пусть вопрос о выборе профессии остается открытым — человек сам должен принять окончательное решение. Школьнику необходимо самостоятельно определиться в профессиональном выборе, а психологи и педагоги могут только оказать ему помощь.
Разговор с учащимися проще вести по следующей схеме. Е.А.Климов предлагает учитывать восемь важнейших сторон выбора профессии, соответствующих на схеме сторонам (или углам) восьмиугольника (см. рис. 7). Каждая сторона может служить предметом разговора с подростком, что поможет ему в самоопределении. Назовем эти восемь сторон выбора, которые совершенно равноправны и одинаково значимы в профессиональном выборе.
1. Личные профессиональные планы (ЛПП). Речь идет о той профессии, которую выбирает школьник.
2. Мнение родителей о профессиональном выборе, по Климову — позиция старших (ПС). Родители знают свое чадо лучше других, и их мнение должно быть учтено при выборе профессии, однако не стоит слепо следовать рекомендации родителей.
3. Мнение учителей или позиция учителя (ПУ). Учитель-про- фессионал способен дать квалифицированный совет — ведь он наблюдал школьника много лет и в деятельности, и в свободном общении со сверстниками.
4. Информированность о профессии, которую выбирает подросток (Инф.). Речь пойдет о том, насколько школьник знает особенности выбираемой профессии, условия труда.
5. Склонности школьника (Скл.). Выявляются для того, чтобы в первую очередь помочь школьнику сориентироваться в мире профессий. Разговор может быть очень полезен, если он пойдет о том, какие положительные и отрицательные стороны видит школьник в предпочитаемом виде деятельности (по результатам ДДО).
6. Способности школьника (СП). Они должны быть обязательно учтены как предпосылка успешности будущей профессиональной деятельности.
7. Уровень притязания (УП). Это соответствие желаний школьника и его возможностей. Притязания могут быть адекватными, т. е. уровень знаний, интеллектуальное развитие и способности соответствуют уровню выбираемой профессиональной сложности. Уровень притязаний может быть завышенным и заниженным.
8. Мнение товарищей по поводу выбора профессии, или позиция товарищей (ПТ). Эта позиция имеет как бы две стороны. Во- первых, мнение товарищей о развитии определенных сторон и способностей личности может быть учтено при выборе профессии отдельным учеником. Во-вторых, учащихся следует предостеречь от ошибки, когда выпускники поступают куда-либо «за компанию» с товарищем, чтобы играть по-прежнему в одной команде или просто потому, что не хочется расставаться. Классический пример — это поступление Федора Шаляпина и Максима Горького в консерваторский хор, в который приняли не Шаляпина, а Горького.
Создание технологий профессиональной ориентации еще раз подтверждает, что технологизация учебно-воспитательного процесса — это явление закономерное в педагогической науке и практике, происходящее вместе с детальным и глубоким изучением закономерностей педагогического процесса, способное перевести решение учебно-воспитательных задач на качественно новый уровень.
Рекомендуемая литература
Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
Еремкин Ю.Л., Еремкина О. В., Еремкин А. Ю. Психодиагностика в учебно-воспитательной работе школы. — Рязань, 2000.
Информационные коммуникативные педагогические технологии: обобщения и рекомендации: учеб. пособие / В.А.Трайнев. — М., 2005.
Норенков И. П. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для вузов. — М., 2004.
Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М., 1989.
Кларк М. Технология образования или педагогическая технология. — М., 1983. - № 2.
Коротов М.В. Педагогическое требование. — М., 1966.
Кукушкин В. С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.; Ростов н/Д, 2004.
Монахов В. М. Аксиоматический подход к проектированию педагогических технологий // Педагогика. — 1997. — № 6.
Назарова Т. С. Педагогические технологии: Новый этап эволюции? // Педагогика. — 1997. — № 3.
Практикум по общей и экспериментальной психологии / под ред. А. А. Крылова. -Л., 1987.
Саранцев Г. И. Теория, методика и технология обучения // Педагогика. - 1999. -№ 1.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.
Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. — М., 1997.
Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. — М.,1996.
Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. — М., 1999.
Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. — СПб., 2005.
Глава VIII. НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ВОСПИТАНИЯ
Сущность и содержание национального воспитания • Воспитание интернационализма и культуры межнационального общения • Толерантность и веротерпимость • Патриотизм и гражданственность, основные характеристики • Воспитание патриотизма и гражданственности
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ. ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ВЕРОТЕРПИМОСТЬ
Современное человечество представляет собой огромное множество различных исторически сложившихся общностей — наций, народностей, этнических групп. Только на территории России, по данным ученых-этнологов, их насчитывается более трехсот. Каждая нация и народность отличается единством языка и культуры, имеет свои особенности в образе жизни, в образовании и воспитании.
В настоящее время в условиях общемировых процессов интернационализации и глобализации, политических и социально-экономических реформ в России формируется новая воспитательно- образовательная ситуация, для которой характерно усиление эт- низации содержания образования и воспитания, учет национальных особенностей культуры народов, проживающих на территории нашей страны.
Национальное своеобразие воспитания проявляется у каждого народа как свое отличительное, самобытное (культура, язык, обычаи, традиции). Это своеобразие мы видим также в поведении людей, умении разговаривать и обсуждать какие-либо проблемы, выстраивать взаимоотношения и налаживать сотрудничество. По сути — это культура межнационального общения, где признание, понимание, принятие особенностей каждого человека и народа в целом реализуются во взаимодействии, в информационной, коммуникативной сферах деятельности человека и передаче опыта и культурного наследия от поколения к поколению.
Культура создается сообща. Любой народ гордится своими памятниками, фольклором, своей музыкой и литературой, своими изобретениями. Более того, если такой гордости нет, это признак какого-то серьезного национального неблагополучия. Гордиться народу следует и своим большим и небольшим вкладом в культуру человечества. Ибо во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое неповторимое, а потому и особенно ценное.
Культура — это та сфера человеческой деятельности, которая испокон веков объединяла людей, консолидировала народы, позволяла лучше понять друг друга. Ее идеи универсальны. Для них не существует ни государственных, ни расовых, ни религиозных границ. Многообразие современной социальной жизни проявляется в признании наличия сходных культурологических и этнических позиций у представителей разных стран и народов. Формируется более новая, более совершенная культура взаимоотношений, позволяющая использовать весь многообразный опыт мирового сообщества. Сегодня все заметнее проявляются в сознании людей элементы гуманных отношений, требующие, чтобы эти отношения носили не только межличностный, но и социальный характер, удовлетворяя интересы наций, народов, государств.
Одной из примечательных особенностей современного духовного развития является глубоко прочувствованная многими людьми связь с каждым человеком и со всеми людьми, живущими на земле. Совершается интенсивный взаимный человеческий прорыв друг к другу, растет культурное взаимопонимание, ведущее к взаимооткрытию. Несмотря на расхождение политических культур, на различие мировоззрений, имеются реальные возможности для их взаимопроникновения и взаимодействия. Возможен новый подход к культурным контактам, создаются реальные возможности для широкого творческого обмена между народами и нациями, способствующего обогащению общечеловеческими ценностями. Такой обмен возможен и полезен на уровне государств, городов, образовательных и социокультурных учреждений, общественных объединений.
Обмен культурными ценностями имеет два аспекта: с одной стороны, он помогает постичь духовную самобытность и ценности того или иного народа, а с другой — активно стимулирует восприятие культуры другим народом, по-своему переосмысливающим ее при создании собственной национальной культуры. Культурные связи стали необычайно актуальными. Хотя обмен духовными ценностями существовал всегда, в современных условиях он превратился в глобальное общение, охватившее многие регионы. Смысл этого процесса состоит в том, что происходит широкое усвоение общечеловеческих ценностей на основе взаимопонимания, взаимодоверия, взаимодействия, причем речь идет не о формальном заимствовании, не о подражательстве, а о творческом усвоении разнообразных культурных идей.
Обмен духовными ценностями протекает при условии полной сохранности национальных особенностей. Его цель — ориентируясь на неповторимый облик каждой национальной культуры, обогащать ее. Опасны процессы, направленные на стирание национальных красок. Сближение культур неизбежно влияет на обогащение и развитие национальной самобытности. Подобное взаимодействие совершенно не ущемляет национальных интересов и национальных культур.
Культурное мировое сообщество все глубже воспринимает идею диалога, опираясь на гуманистическое мышление. Его нравственная ценность как раз и состоит в том, что он помогает объективно воспринимать окружающее разнообразие людей, народов, культур и понимать, что другой человек вполне может быть иным, а народы могут быть разными, отличаться друг от друга. Понимание этого наблюдается в культурной сфере, в совместной деятельности на основе диалога. Развитию умения общаться, мыслить глобально, понимать человека другой культуры учит воспитательная система «школа диалога культур», предложенная Ю.С.Кургановым (см. гл. II).
Сегодня известно такое понятие, как межкультурная грамотность (понимание культуры других народов). Это осознание различий в идеях, обычаях, культурных традициях, присущих разным народам, способность увидеть общее и различное между разнообразными культурами и взглянуть на традиции собственного общества глазами других народов. В воспитательно-образователь- ном процессе под общекультурной грамотностью подразумевается общее понимание учащимися определяющих характеристик культур мира, проникновение в сущность их сходств и различий, знание и эмпатическое восприятие разнообразных культур, осознание ценности и неповторимости каждой из них. Следовательно, перед педагогом стоит задача формирования межкультурно ориентированной личности, способной к пониманию культуры другого народа и позитивному к ней отношению, осмыслению ее сквозь призму собственной культуры. Учитель при этом выступает в качестве образца, демонстрируя рациональное и открытое мышление, но не отказываясь от собственной позиции.
По сути — это современный интернационализм, когда мы умеем воспринимать культуру других, не ущемляя ее достоинств, не нанося вреда людям, несущим эту культуру. С другой стороны, это возможность продемонстрировать культуру своего народа, знать свои отличительные особенности, традиции, обычаи, фольклор, народные промыслы, гордиться этим своеобразием. Следовательно, интернационализм — это этническое социально-психологическое образование, выражающееся в уважении к человеку любой национальной общности, расположенности к содружеству с людьми любой нации и желании блага представителям всех этнических групп. Интернационализм — международная солидарность людей различных наций и рас, основа их взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и технологий; он противоположен национализму.
Человек должен научиться жить в условиях множественности культур. И дело здесь не просто в умении уважать другие точки зрения. Сформировать свою точку зрения невозможно, не воспроизводя в ней иные способы понимания. Как утверждают ученые, истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения. Общение людей не просто универсальное, биологическое и социальное явление, оно имеет национальную окраску, специфический этикет, который может показаться странным для человека другой национальности.
Общечеловеческие и национальные ценности находятся в неразрывном единстве, дополняют и обогащают друг друга, поэтому народное воспитание рассматривается как ценность общечеловеческого и национального характера. Народность должна быть ведущим принципом воспитания, ведь кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству. На помощь воспитателям приходит этнопедагогика. Этнопедагогика исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания. Она пользуется методами и источниками педагогики, но вместе с тем для нее чрезвычайно актуально применение этнографических, археологических, этнопсихологических и социологических методов.
Ориентация на общечеловеческие ценности, мировую и национальную культуры предполагает исследование педагогической культуры народных масс, выработанной тысячелетним опытом человечества и бытующей в народе до наших дней. На вопросы воспитания в духе народности, использования опыта народа, его воспитательного потенциала обращали внимание многие ученые в разные времена.
Я. А. Коменский приложил много усилий для объединения народов Европы вокруг идей гуманизма и демократии. Он утверждал, что учителя детей народа должны быть подлинно народными, их внимание должны привлекать национальные особенности учащихся, вопросы становления культурных общностей, общности исторических судеб людей, живущих на одной территории.
К.Д.Ушинский указывал на особенности русского национального характера. Он писал, что школа должна действовать в направлении развития «нравственности характера», изучения родного языка. В своей работе «О народности в общественном воспитании» он отмечал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. В работе с детьми нужно стремиться давать учащимся как можно больше общечеловеческого, но через национальное.
Созвучны высказыванию К.Д.Ушинского слова В.Г.Белинского, который говорил, что даже тогда, когда прогресс одного народа совершается через заимствование культуры у другого народа, он достигается национально. Когда же народ поддается напору чуждых ему идей и обычаев, не имея в себе силы перерабатывать их самодеятельностью собственной национальности в собственную сущность, тогда народ гибнет политически.
Народная педагогика была предметом особого внимания А.С.Макаренко, который подчеркивал ее житейскую мудрость, «обыкновенный здравый смысл», влияние на подрастающее поколение. Сегодня она живет в народной мудрости пословиц, традициях и обычаях, особенностях языка разных народов. Народная педагогика создается творцами из народа, подчас не имеющими профессиональной подготовки, представляя собой мифы, легенды, эпос, сказания, песни, танцы, сказки, основанные на традициях данной местности.
В. А. Сухомлинский из всех средств воспитания наиболее значимым считал родное слово («язык — духовное богатство народа»). Принцип народности и патриотизма в воспитании у Сухо- млинского реализовывался через пробуждение у учащихся братских чувств к народам нашей родины и через организацию эмоционально-ценностной конкретной практической деятельности.
Духовное богатство народа тесно связано с народной педагогикой, нравственными проповедями, духовными заповедями религии. Передача подрастающему поколению социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа осуществляется через труд, добротворче- скую созидательную деятельность и через приобщение молодежи к своей истории и произведениям народного творчества: музы- кально-танцевального, художественно-прикладного. Народные праздники, ритуалы, эпос, легенды, сказки, пословицы и поговорки, в которых воплощена народная мудрость, содержат морально-этические назидания, наставления, отражают бесценный педагогический опыт, направленный на приобщение к богатствам национальной, а через них мировой культуры, приобщение к общенациональным ценностям, следование нравственным законам жизни.
Все это связано с так называемым менталитетом. Менталитет — относительно целостная совокупность мыслей, верований, создающих картину мира и скрепляющих единство культурной традиции или какой-либо общности. История показывает, что педагогические идеи и концепции, учитывающие менталитет, всегда более органично вписываются в образовательную практику, так как отражают идеальный образ человека — представителя определенного народа. Менталитет является частью традиции, совокупностью сознательных и бессознательных установок, сопряженных с этнической традицией. В основе менталитета этноса лежит идея, составляющая духовный идеал, который цементирует народ в нечто единое, цельное, пронизывающее всю систему ценностных ориентаций. Менталитет фиксирует устойчивую настроенность внутреннего мира человека, объединяет его в социальные группы и исторические общности. Природное и культурное, рациональное и эмоциональное, сознательное и бессознательное, индивидуальное и общественное — все это пересекается на уровне ментальности, растворяясь в ее структурах. Характерными особенностями национальных ценностей образования следует признать глубокие исторические корни в народной педагогике; органическую связь с духовными и материальными национальными ценностями; их способность обновляться и обогащаться в процессе исторического развития, сохраняя в то же время преемственность с народными традициями.
Национальная образовательная и воспитательная системы в России всегда строились на основе особой ментальное™. Эта особенность носит национально ориентированный характер, который проявляется в том, что человек думает и как он поступает. Национальная система воспитания определяется национальным менталитетом, демонстрирующим свои ценности миру в целом, другому народу, другому человеку. Проблема национальных ценностей в образовании, региональное своеобразие воспитания должны рассматриваться на основе общечеловеческих, философских, гуманистических подходов. С точки зрения ученых, национальное воспитание и образование являются органической частью развития общества. Национальные ценности только тогда становятся ценностями образования, когда они не допускают противопоставления одного ребенка другому, когда они учат каждого из них понимать национальные чувства другого, видеть величие и историческую значимость вклада каждого народа в культуру и духовное развитие человечества. Школа способна не только решить проблему использования национальных ценностей как средства объединения детей на уровне человеческого эмоционально-насыщенного общения, но и раскрыть перед каждым из них возможности внесения своего вклада в укрепление и обогащение этих ценностей. Благодаря образованию и воспитанию каждый ребенок может понять, как можно научиться использовать то, что до тебя и для тебя наработано, открыто, достигнуто, решено, и то, что ты лично можешь для себя, для своего народа, для своей страны сделать.
Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим. Любя и понимая свой народ, свою семью, человек будет больше любить и понимать другие народы, другие семьи и других людей. Если в человеке доминирует общая настроенность к восприятию чужих культур, то она неизбежно приводит его к ясному осознанию ценности своей собственной культуры.
В октябре 1995 г. странами ООН была провозглашена Декларация принципов терпимости, в статье 1 терпимость рассматривается как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культуры нашего мира, форм самоуважения и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость общения и свобода мыслей, совести и убеждений. Терпимость — это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость — это то, что делает возможным достижение мира. Терпимость — это прежде всего активное отношение к жизни, формируемое на основе признания прав и основных свобод человека. К сожалению, в современном обществе часто проявляются крайние формы нетерпимости: дискриминация, расизм, агрессивный национализм, апартеид, геноцид, религиозный фанатизм, этническая чистка.
Воспитательная работа в образовательных учреждениях должна способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и через чувства, стремление видеть прекрасное в инонациональном, инорелигиозном.
У детей следует развивать понимание того, что каждый человек, будь то мусульманин или христианин, выходит за пределы рамок определенной религии, под влиянием которой он формировался. В свою очередь общечеловеческая культура богаче и разнообразнее любой религиозной и национальной культуры, а гармонии между ними можно достичь при наличии высокой культуры межнационального и межрелигиозного общения. Отсюда понятие веротерпимость — это терпимость к чужой религии, признание ее права на существование. Воспитание веротерпимости является составной частью воспитания культуры межнационального общения и направлено на формирование уважения религиозных взглядов другого человека.
Наиболее активное усвоение, «присвоение» образцов деятельности и поведения, социальных норм происходит вместе с социализацией личности в подростковом возрасте. Вместе с тем в это время дети испытывают большие трудности в самостоятельном осмыслении, сопоставлении образцов нравственно-этического поведения и реального поведения сверстников. И в этом отношении народные традиции, этнопедагогическая, духовная культура выступают реальным регулятором развивающегося самосознания и поведения растущего человека. Знание культуры своего этносо- циума способствует зарождению интереса к традициям и культуре других народов, что является основой развития этнокультурных взаимодействий.
Национальные ценности образования и воспитания органично включаются в общечеловеческие педагогические ценности и наоборот. Национальные ценности образования и воспитания, как и общечеловеческие не статичны, а историчны, т.е. находятся в постоянном развитии и изменении под влиянием перемен в движении определенной общественной формы, социально-экономических и культурных условий данной страны. Все наиболее значимые достижения духовной культуры, литературы и искусства, науки и техники, материального производства той или иной страны посредством отражения их в содержании школьного и вузовского образования приобретают значение его национальных ценностей и активно влияют на формирование гражданственности и патриотизма подрастающих поколений. Одним из решающих условий такого функционирования национальных ценностей образования следует признать их четкую гуманистическую направленность и демократическую сущность (связь с народными истоками) и полное, решительное размежевание с любыми проявлениями национализма и шовинизма.
Культура межнационального общения невозможна без сформированное™ у субъектов воспитательного процесса такого качества личности, как толерантность, представляющая проявление отношений человека к другим людям, это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность — это часть культуры человека XXI века. Ее можно рассматривать с точки зрения философии, психологии, медицины. Толерантность — это ценность социокультурной системы, она является внутренним стержнем всего бытия человека. Толерантность — это и принцип, руководящая идея, основное положение во взаимодействии людей. Рассматриваемое понятие можно определить как норму в жизнедеятельности общества, основанного на согласии, сотрудничестве, взаимопонимании и взаимоуважении. Основными признаками толерантного общества являются: общественные отношения, общественный порядок, политические процессы, отношение к меньшинствам, культурные традиции, отношение к религии, средства массовой информации, язык.
Самый высокий уровень проявления толерантности личности — наличие толерантности как идеала, совершенного образца в решении любых вопросов, касающихся общения людей.
Толерантность — это важнейший компонент взаимодействия, который является главным условием успеха человека в общении и организации совместной деятельности. Основная идея воспитания толерантности состоит в необходимости привития каждому ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности. На 28-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1995 г. был провозглашен Международный день толерантности (16 ноября), содействующий развитию и укреплению терпимого отношения друг к другу.
В связи с этим генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор сформулировал следующие принципы воспитания толерантности в духе терпимости:
- воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;
- обучение пониманию отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
- привитие идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, которые базируются на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах.
Рассматривая толерантность как психосоциальную характеристику личности, ученые выделяют в ее структуре три подсистемы:
1) когнитивную — знания человека (само понятие толерантности, процессы толерантного взаимодействия и др.);
2) эмоциональную — определенные чувства человека (выражаются в эмоциональной оценке к иному мнению, ценностям, своим чувствам);
3) деятельностную — предрасположенность к разнообразным вариантам поведения (на основе понимания, сотрудничества, компромисса).
Когнитивная составляющая толерантности определяется «информационным полем», обладая которым, человек знает, как поведет себя тот или иной человек (группа людей), исходя из их личностных (групповых) особенностей, специфики социокультурной среды. По сути, это теоретическая готовность к толерантному восприятию других и ответному поведению.
Активная эмоциональная направленность состояния человека возможна только при условии владения механизмом регулирования собственного поведения и деятельности. Важно, чтобы по любым межличностным вопросам человек умел сдерживать и в то же время корректно проявлять собственные эмоции.
Деятельностная подсистема толерантности имеет особое значение, так как именно в процессе деятельности реальные события выстраиваются в смысловой последовательности, идентифицируя толерантность каждого человека.
Толерантность как неотъемлемый компонент профессионализма педагога основывается на отношенческих связях. В основе любого отношенческого поведения лежит оценка. Дружба или ненависть, доверие или недоверие, зависть или уважение, ревность или любовь — все это отношения, в той или иной мере присутствующие в педагогической деятельности. Проявление положительного или отрицательного отношения к чему-либо — это фактор субъектности. В профессиональном общении педагога с учениками на основах толерантности возможно только субъект-субъектное взаимодействие, а значит, воспитанник тоже имеет право действовать, исходя из собственного жизненного опыта, из своих оценок. Но чаще всего он так действует на основе образцов, привычек, стереотипов, которые сложились у него в процессе жизнедеятельности. Такие образцы поведения дает в первую очередь семья, а в дальнейшем педагоги дошкольного и школьного этапов образования. Поскольку чаще всего человек обобщает образы и образцы поведения (развивая, стабилизируя, активизируя имеющуюся информацию), то и реализует себя, т.е. демонстрирует собственное отношение к чему- либо или кому-либо, основываясь на устоявшихся или имеющихся нормах, правилах, взглядах, позициях. Для человека как существа социального необходимы другие люди. Следовательно, в какой-то степени он в той или иной мере зависит от других. Такое состояние всегда ведет к проблеме выбора проявления отношения — толерантного или интолерантного.
Действенность толерантного подхода в воспитании будет проявляться только тогда, когда каждый человек, и в первую очередь педагог и родитель, каждодневно будет демонстрировать детям, всем окружающим терпимость и принятие других. Воспитывать толерантность невозможно, не обладая этим элементом культуры.
Ребенок с рождения имеет возможность общения с самыми близкими ему людьми: матерью, отцом, дедушкой, бабушкой. Такое общение, чаще всего несущее положительный эмоциональный настрой (улыбка, ласковый тембр голоса, интонации), обязательно «овеяно» национальным, культурным колоритом. Обыденное человеческое общение с родителями дает возможность ребенку с детства научаться быть толерантным, способным воспринимать, понимать и признавать человека таким, какой он есть, с его достоинствами и недостатками. Все семейное воспитание может создавать в ребенке доминанту человека благополучного и доброжелательного. Ни что так эффективно не действует на восприятие мира, как яркие ассоциации, параллели, которые мы проводим при сравнении многих вещей и понятий. Народные пословицы, поговорки, предания, притчи — замечательный методический материал для воспитания подрастающего поколения в духе терпимости: «Не ищи красоты, а ищи доброты», «В мире жить — с миром быть», «Терпение и труд — все перетрут».
Организуя толерантное взаимодействие с детьми в учебно-воспитательном процессе, педагогу следует опираться на развитие таких личностных качеств, как профессионализм, установка на толерантное поведение и корректное взаимодействие.
2. ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
В нашей стране в современных условиях постепенно снижается воспитательное воздействие на человека российской культуры, искусства и образования. В общественном сознании наблюдается утрата традиционного российского патриотического сознания, проявление таких негативных качеств, как равнодушие, нетерпимость, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, падает престижность военной и государственной службы. Обозначилась необходимость создания и развития в стране обновленной системы воспитания гражданственности и патриотизма граждан, направленная на формирование социально значимых ценностей и предполагающая при этом объединение деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных и других общественных и религиозных организаций, творческих союзов, средств массовой информации.
Патриотизм относится к числу идеалов, утрата которых делает общество нежизнеспособным. Он тесно связан с концепцией национальной безопасности. В этой ситуации актуальны слова президента РФ В.В.Путина о том, что, утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения. Отсюда воспитание патриотизма у подрастающего поколения является в настоящее время важнейшей задачей государственной политики.
В статье 2 Закона РФ «Об образовании» среди приоритетов в области образования отмечается формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
В Федеральной программе развития образования указывается на необходимость «усиления воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе» (см.: Известия РАО. - М., 1999. - № 4. - С. 12).
История показывает, что идея патриотизма в России всегда занимала особое место. Она изменялась вместе с развитием общественной жизни и опиралась на народность, на особенности национального характера.
Патриотизм — любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде (см.: Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2003. — С. 185). Патриотизм как моральный принцип, как социальное и нравственное качество включает любовь к Родине и родным местам, родному языку; уважение и знание истории своей Родины, традиций и обычаев своего народа; понимание общеполитической ситуации в мире и задач, стоящих перед страной, нетерпимость к расовой, национальной неприязни, стремление к отстаиванию чести и достоинства Родины; осознание своего патриотического долга; уважение армии, готовность служить и защищать интересы Родины; активно участвовать в трудовой деятельности, сочетая личные и общественные интересы.
Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости. Он включает также любовь к своей семье, своим родителям. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, в основе которого лежит уважение ко всем большим и малым нациям и народностям, их государственному суверенитету, готовность людей жить в мире и дружбе со всеми государствами. Патриот — это прежде всего гражданин. Многие педагоги рассматривают патриотизм в качестве составляющей такого понятия, как «гражданственность».
Гражданственность — интегральное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине, к той стране, в которой он живет и трудится (см.: Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993. — С. 224).
К основным компонентам гражданственности относят политическую, правовую, духовно-нравственную, трудовую культуру человека, проявляющуюся в чувстве собственного достоинства, уважении и доверии к государственной власти, соблюдении своих прав и обязанностей при одновременном доверии и уважении к живущим рядом людям, сочетании патриотических и интернациональных чувств.
Любое государство заинтересовано в том, чтобы каждый человек был гражданином, обладал высокой политической и демократической культурой, уважал людей других национальностей, был тружеником, любил и берег свою Родину, преумножал ее богатства.
Выдающиеся деятели, ученые, педагоги прошлого, изучая вопросы воспитания, выявили ряд идей и обосновали значимость подлинно гражданского воспитания. Например, французский писатель и философ Ж. Ж. Руссо главной функцией государства считал воспитание хороших граждан и утверждал, что гражданское воспитание возможно лишь в свободной стране, где дети воспитываются в условиях равенства. Подлинный гражданин должен служить обществу, четко выполнять гражданские обязанности, его чувства и поступки должны быть направлены на защиту большинства людей.
Основоположник научной педагогики в России К.Д.Ушин- ский считал, что гражданин — это патриот, обладающий чувством национального самосознания. Идея народности воспитания в его педагогической теории является основополагающей. Он доказал, что народное, национальное начало формируется историей народа, воздействием жизни во всех ее проявлениях. Цель воспитания К.Д.Ушинский видел в духовн