Гигиенические требования к детским книгам, учебникам и учебным пособиям, принадлежностям

С давних пор основным средством передачи информации является чтение. С детского возраста ребенок сталкивается с не­обходимостью усвоения значительного объема информации. Несмотря на появление новых путей и средств передачи и ус­воения знаний, чтение остается одним из основных способов восприятия информации. В школьном возрасте чтение являет­ся главным видом учебной деятельности как в школе, так и дома, дополняющимся в свободное время чтением художествен­ной литературы.

Чтение влияет на величину общей умственной и статичес­кой нагрузки детей и подростков и нуждается в регламента­ции по длительности, режиму и организации условий его про­ведения. Чтение должно проводиться в оптимальных условиях: соответствие размеров мебели нормируемым показателям, ис­пользование пюпитра, поставленного под углом 45° к горизон­тали для размещения книги, освещение рабочей поверхности в 300 лк от люминесцентных ламп.

Физиолого-гигиеническое нормирование чтения невозможно без знания возрастных особенностей физиологии чтения. Основным условием работы над книгой является легкость зрительного восприятия, которая возможна, если:

· предмет резко выделяется на окружающем фоне и по­
этому дает на сетчатке резко очерченное изображение;

· изображение предмета образуется на самой сетчатке, а
не впереди или позади нее;

· изображение имеет достаточную величину, занимая на
сетчатке дугу не менее одной минуты (чем дальше пред­
мет, тем он должен быть больше, чтобы давать изображение требуемой минимальной величины).

Минимальной работа глазных мышц бывает в том случае, если рассматриваемый предмет находится далеко от глаза. При таком положении предмета глазные оси стоят параллельно, глазное яблоко находится в состоянии равновесия, а весь гла­зодвигательный аппарат — в состоянии покоя. Если предмет приближается к глазу, глазные оси должны пересечь друг дру­га под острым углом. Это достигается путем конвергенции — вращения глазных яблок внутрь.

Чем ближе предмет приближается к глазу, тем больше ста­новится угол между осями и, следовательно, усиливается ра­бота мышц, которые движут глазные яблоки при сведении и разведении зрительных осей во время фиксации предмета.

При дальнейшем приближении предмета начинают усиленно работать мышцы радужной оболочки, влияя на величину зрач­кового отверстия, и аккомодационная мышца, изменяющая кривизну хрусталика.

Продолжительное рассматривание предметов на близком расстоянии ведет к переутомлению глазных мышц. Утомление может возникать и в светоощущающем аппарате глаза (сетчат­ка, светочувствительные волокна палочек и колбочек, а также оптические центры в головном мозге). Светоощущающий ап­парат глаза под влиянием световых раздражителей через ко­роткое время (минуты, секунды) приходит в такое состояние, когда его чувствительность устанавливается на определенном уровне. Утомление мышечного аппарата нарастает в течение работы при длительном чрезмерном напряжении или при ча­сто повторяющихся сменах напряжения и расслабления. Такие условия для глаза создаются при необходимости фиксирова­ния очень близких субъектов либо при рассматривании мел­ких деталей. В случаях длительной работы в подобных условиях аккомодационная мышца от переутомления может потерять способность сокращаться, или остается в состоянии напряже­ния, спазма (глаз находится в положении, приспособленном для рассматривания предметов вблизи), или приходит в состо­яние паралича.

Учитывая вышесказанное, необходимо регламентировать расположение головы читающего школьника по отношению к тексту. Так, расстояние головы школьника 8—9 лет от текста, расположенного на пюпитре, в среднем должно составлять 24,2 см; в возрасте 11—12 лет — 29,1 см; лишь в более стар­шем возрасте расстояние от книги при чтении становится боль­ше и достигает 30—35 см. Это обеспечивает хорошие условия для зрительного восприятия и соответствует возрастным осо­бенностям школьников.

Значительны возрастные различия собственно процесса чте­ния как физиологического акта. Чтение является сложным пси­хофизиологическим процессом, включающим как технику чте­ния, так и понимание текста. Чтение, особенно на начальных этапах зрительного восприятия, требует не только остроты зрения, аккомодации, движения глаз, но и участия таких пси­хических функций, как быстрота зрительного различения, зри­тельное внимание и зрительная память.

Тактика чтения включает перемещения глаз вдоль строки, прерывающиеся остановками взора (фиксациями). Именно в это время (а не в период движения) глаза собственно восприни­мают, обрабатывают и передают в зрительные центры голов­ного мозга информацию, содержащуюся в данном фиксаци-g онном поле. Кроме поступательных движений глаз вдоль стро-| ки, возможны и возвратные движения с повторной фиксаци-1 ей элементов текста (рефиксациями). Длительность фиксаций! и количество движений глаз позволяют характеризовать про-| цесс чтения. С возрастом, по мере развития навыка чтения,! совершенствуется организация движений глаз и происходит! ускорение чтения. Однако этот процесс идет неравномерно.

Совершенствование процесса чтения осуществляется за счет: I

· увеличения числа фиксаций без существенного измене-1
ния их длительности, т.е. путем увеличения объема узна-|
вания в период каждой фиксации;

· уменьшения продолжительности фиксаций при опреде-1
ленном их числе, т.е. путем ускорения узнавания при со-1
хранении прежнего объема;

· одновременного изменения числа фиксаций и их продол- [
жительности.

В 1-м классе чтение строк происходит с большим количе-! ством фиксаций и движений глаз от одной фиксации к дру-1 гой, со значительным разнообразием их длительности и сме­щением в область длительных фиксаций по сравнению с дру­гими возрастами, 60 % строк прочитывается без рефиксаций, но очень медленно.

Во 2-м классе наблюдается больше всего коротких фикса­ций, причем их число на строку уменьшается; большинство строк прочитывается либо без рефиксаций, либо с одной ре-фиксацией. Скорость чтения в этом возрасте в 2 раза больше, чем у первоклассников.

В 3-м классе чтение сопровождается большим числом фик­саций, причем отмечается значительное разнообразие их ко­личества по строкам. При чтении почти всех строк отмечаются возвратные движения глаз на уже прочитанный текст. Таким образом, у третьеклассников имеются неустойчивость глазо­двигательных функций, нерациональность движений глаз и трудность чтения.

В 5-м классе процесс чтения ускоряется за счет меньшего количества фиксаций и рефиксаций, но вновь расширяется диапазон фиксаций по длительности и увеличивается их сред­няя продолжительность.

В 7-м классе учащаются рефиксаций, увеличиваются фик­сации в строке, хотя длительность их уменьшается.

У девятиклассников организация движений глаз еще не до­стигает совершенства, характерного для взрослых, у которых чтение осуществляется почти при полном отсутствии рефиксаций, регулярно, с высокой организованностью движений глаз.

Особенности движения глаз при чтении определяются воз­растными функциональными возможностями и различными требованиями к чтению на разных этапах жизни детей. Чем младше школьник, тем более развернутым является чтение. Все элементы текста зрительно воспринимаются без пропусков, что ведет к прочитыванию строк без рефиксаций и способствует медленному чтению. С возрастом повышаются требования к скорости чтения. К концу 1-го года обучения скорость чтения должна достигнуть 40—50 слов в минуту, на 2-м — 60—70, к 3-му — до 80—90 слов в минуту и составить Уз—У2 скорости такового взрослых. Во 2—3-м классах школьники переходят от слогоаналитического чтения к целостным приемам восприятия, т.е. к начальному этапу синтетического чтения. Основным при­емом чтения в 3-м классе становится беглое чтение, но узна­вание слова и понимание текста часто идут как два параллель­ных процесса. Школьники этого возраста не успевают справить­ся со сложными операциями восприятия и переработки зри­тельной информации, что ведет к замедлению чтения. Повтор-ность чтения, ошибки в пересказе прочитанного говорят о затруднении понимания читаемого. В среднем и в старшем школьном возрасте движения глаз хорошо организованы, од­нако нет ритмичности и регулярности движений глаз, что ха­рактерно для взрослых.

С возрастом формируется навык чтения и происходит со­вершенствование процесса чтения, что выражается в его ус­корении. Младшему возрасту при обучении в школе более свой­ственны изменения по третьему и первому пути, а в старшем возрасте совершенствование чтения идет путем уменьшения продолжительности фиксаций.

Важным требованием, которому должны соответствовать учебники и книги для детей, является удобочитаемость, т.е. обеспечение максимальной продуктивности при длительной работе органа зрения с минимальным напряжением и утомле­нием. Это создается доброкачественным внешним оформлени­ем учебника, размером наборного знака (шрифта), его рисун­ком и начертанием, интенсивностью и равномерностью печа­ти, цветом бумаги и другими элементами оформления. Особен­но важно качество издания для детей младшего школьного возраста в связи с возрастными особенностями зрительного восприятия и недостаточным развитием навыка чтения, что делает процесс чтения трудным и утомительным.

Санитарные правила устанавливают требования к мас­се, шрифтовому оформлению и качеству учебных изданий, а также требования к полиграфическим материалам, применяе­мым для изготовления учебников, учебных пособий, практи­кумов.

Употребление больших форматов, утяжеленных переплетов, толстой бумаги, завышение объема учебника делают его не­удобным в использовании, увеличивают массу ежедневно пе- [ реносимого школьного груза.

Масса учебных изданий не должна быть более 300 г для 1~з I (4)-х классов; 400 г для 5—6-х классов; 500 г для 7—9-х клас-1 сов; 600 г для 10—11-х классов.

Масса изданий для 1—3 (4)-х классов, предназначенных для работы только в школе (при этом на титульном листе книги обязательно указывается эта специфика использования), не должна превышать 500 г. Допускается увеличение массы изда­ния не более чем на 10 %.

Качество полиграфических материалов и бумаги определяет санитарное состояние учебника. Низкое качество переплета, ис­пользование шероховатой, рыхлой, непроклеенной бумаги (лег­ко впитывающей влагу) способствует быстрому загрязнению и порче учебника, что затрудняет воспитание гигиенических навыков и может оказаться небезопасным в санитарно-эпиде-мическом отношении.

Учебные издания могут быть изготовлены в мягкой облож­ке или в жестком переплете. Не допускается применять спосо­бы скрепления блока издания, приводящие к ухудшению ус­ловий чтения: шитье проволокой втачку, клеевое бесшвейное скрепление.

Для изготовления учебников должна применяться бумага, предназначенная только для печати книжных изданий (офсет­ная, типографская, книжно-журнальная) с показателем белиз­ны 74—88 %. Не допускается применение газетной бумаги.

Величина зрительной нагрузки при чтении зависит от усло­вий видимости и удобочитаемости. Видимость текста опреде­ляется качеством бумаги (цвет, просвечиваемость, гладкость), печати (контрастность наборного знака и фона, насыщенность и прочность краски), а удобочитаемость — характером печат­ных знаков (размер шрифта — кегль), гарнитурой (рисунок шрифта), цветом печатной краски, форматом полосы набора и расположением текста на странице (длина строки, увеличе­ние интерлиньяжа — пробел между нижними выносными эле­ментами знаков верхней строки и верхними выносными эле­ментами знаков нижней строки, измеряемый в пунктах1, раз­мер полей).

Печать школьных учебников должна быть четкой, интенсив­но черного цвета и равномерной. Не допускается печать текста с нечетким, «рваным» и серым очком.

В типографской практике для определения размера шрифта пользуются понятием «кегль», который представляет (рис.7.2) собой высоту площадки ли­теры, выраженной в типог­рафских пунктах.

Гигиенические требова­ния к шрифтовому оформ­лению учебников зависят от класса, для которого пред­назначено издание, и учеб­ных дисциплин (гуманитар­ные, математические, есте­ственные и специальные — для начального профессио­нального образования).

Для букварной и после-букварной части букваря (гуманитарные дисципли­ны) оптимальными пара­метрами шрифтового офор­мления являются кегль шрифта — 20 пунктов; дли­на строки — 126—130 мм; увеличение интерлиньяжа — 4 пункта; шрифты — из

группы рубленых нормального светлого прямого (для буквар­ной части полужирного) начертания. Примеры гарнитур из группы рубленых шрифтов: «букварная», «азбука», «журналь­ная рубленая», «гельвеника», «прагматика».

Не допускается двухколонный набор основного текста, кро­ме стихов. Двухколонный набор стихов разрешается только при расстоянии между колонками не менее 18 мм.

Для изданий, предназначенных детям 2—4-го класса, оп­тимальными являются следующие параметры: кегль шрифта — 16 пунктов; длина строки — 120—130 мм; увеличение интер­линьяжа — 2—4 пункта; шрифты — из группы рубленых нор­мального светлого прямого начертания.

Не допускается двухколонный набор основного текста, кро­ме стихов. Двухколонный набор стихов разрешается только при расстоянии между колонками не менее 9 мм.

Оптимальные параметры шрифтового оформления изданий для 5—11-х классов представлены в табл.7.10.

Для изданий 5—11-х классов оптимальными являются шриф­ты группы малоконтрастных нормального светлого прямого начертания (например, гарнитуры «школьная», «журнальная», «Петербург»), а также шрифты из группы медиевальных с наклонными осями округлых букв (например, гарнитуры типа «Тайме»).

Масса учебников из расчета на один учебный день (без массы ранца или портфеля и письменных принадлежностей) не должна превышать допустимых уровней переноса учебных комплек­тов: учащимся 1—2-го классов до 1,2 кг, 3(4)-го класса — до 2,2 кг, 5—б-го классов — до 2,2 кг, 7—8-го классов — до 3,2 кг, 9—11-го классов — от 3,2 до 3,7 кг [Храмцов П.И., Тек-шева Л.М., 1998].

В последние годы значительный объем информации посту­пает к детям посредством видеодисплейных терминалов, в связи с чем к ним предъявляются определенные требования.

Технические требования к мониторам определяются Россий­ским стандартом ГОСТ-27954-88 на ВДТ и ПЭВМ (табл.7.11).

К требованиям по эргономике можно отнести и нормируе­мые СанПИНом 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к ВДТ и ПЭВМ и организации работы» параметры видеотерминала (табл.7.12).

Яркость нормируется для облегчения приспособления к са­мосветящимся объектам. При этом имеется в виду яркость свет­лых элементов, т.е. знака для негативного изображения и фона — для позитивного. Ограничены также (в пределах + 25 %) и колебания неравномерности яркости. Помимо этих парамет­ров, нормируется внешняя освещенность экрана (от 100 до 250 лк). Исследования показали, что при более высоких уровнях осве­щенности экрана быстрее и значительнее снижаются показа­тели видимости.

До сих пор спорным остается вопрос о том, что лучше для зрения: темный экран и светлые символы (негативное изобра­жение) или наоборот (позитивное изображение). Специалис­ты приводят много доводов за и против по каждому варианту. Гигиенисты считают, однако, что если работа с ПЭВМ пред­полагает одновременно и работу с бумажным носителем (тет­радь, книга), то лучше и на экране монитора иметь темные символы на светлом фоне, чтобы глазам не приходилось все время перестраиваться. При выборе цветовой гаммы предпоч­тение следует отдавать зелено-голубой части спектра.

Часто фактором, способствующим быстрому зрительному утомлению, становится контраст между фоном и символами на экране. Если он мал, это затрудняет различение символов, однако и слишком большая контрастность тоже вредна. Поэтому контраст должен быть в пределах от 3:1 до 1,5:1. При более низких уровнях контрастности регистрируется больше жалоб на усталость глаз и общую усталость.

Размеры знаков на мониторе должны составлять от 16 до 60 угловых минут, а если пользователь смотрит на экран с рас­стояния 50 см (минимальное расстояние, допустимое с гиги­енических позиций) — от 0,46 до 1,75 см.

Гигиенистами отмечено, что чтение, особенно у детей, значительно затрудняется и вызывает большое утомление, если буквы имеют непривычные, вычурные очертания. У школьни­ков начальных классов при чтении шрифтов сложного рисунка быстрее падает скорость чтения, чаще отмечается сниже­ние критической частоты слияния световых мельканий, что свидетельствует о развитии более выраженного утомления. этой причине гигиенисты отрицательно относятся к увлечение разнообразнейшими шрифтами, особенно в образовательны программах для детей.

Для облегчения работы с различными знаками нормирует ся отношение ширины знака к его высоте (от 0,5 до 1,0; ше от 0,7 до 0,9).

Основными причинами утомления глаз при работе с В/ являются нестабильность изображения и его возможные иска-| жения на экране. В связи с этим нормируются смещение одно-1 типных знаков, отклонение формы рабочего экрана монитора! от правильного прямоугольника, пространственная нестабиль-1 ность изображения (рассчитываются по специальным форму-1 лам). Временная нестабильность изображения не должна отме-| чаться 90 % наблюдателей.

Отражательная способность экрана должна быть не более! 1 %. Для снижения количества бликов и облегчения концент-1 рации внимания корпус монитора должен иметь матовую по­верхность одного цвета с коэффициентом отражения 0,4— 0,6 (светло-серый, светло-бежевый тона) без блестящих дета­лей и с минимальным числом органов управления и надписей | на лицевой стороне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: