double arrow

Сознание и гипотеза идентичности (монизм) - Апперцепция

Апперцепция или внимание представляет собою, как мы видели, своего рода блуждающую в нейронах большого мозга maculam luteam нашей мыслительной деятельности, иначе говоря, максимум ея интенсивности, который старые, дремлющие ассоциированные энграммы экфорирует, снова усиливает и перерабатывает в новые сочетания или разряжает в ряд центробежных действий, и в то же время, чрез посредство органов чувств, постоянно возбуждается внешним миром, с которым он работает в адэкватном взаимоотношении. Во время этого процесса, соответствующего настоящему мышлению, постоянно вариируют и интенсивность и экстенсивность внимания и его поля.

Во сне и гипнозе деятельность внимания изменена, очевидно затруднена, замедлена, но отнюдь еще не ослаблена. Это — правда, загадочный, но несомненный факт, что сны и внушения с одной стороны чрезвычайно диссоциированы, а с другой — воспринимаются необыкновенно тонко. В гипнозе необыкновенно точные в известном направлении апперцепции могут даже весьма быстро следовать одна за другой. Об этом я не могу здесь распространяться подробнее. (См. гл. IV, § 16).

Как известно, с интенсивностью апперцепции субъективно представляется нам усиливающимся и освещение ее сознанием. Но кто из этого заключит, что субъективизм, т.-е. сознание, ощущение, вовсе или отчасти не присуще мозговым процессам, концентрированным или не концентрированным, находящимся вне сферы апперцепции, совершит, как мы видели, ошибку. В действительности же, при очень интенсивной, концентрированной апперцепции остальные категории мыслительной деятельности только кажутся более или менее бессознательными. Их связь с главной апперцептивной деятельностью, и чрез это с верхним сознанием, ослабляется, оттого оне в свете последнего представляются более бедными и почти даже совсем стушевываются. Диссоциация и амнезия обыкновенно идут рука об руку. И (функциональная) амнезия означает лишь полный или частичный перерыв в освещении сознанием различных мозговых процессов.






Сейчас читают про: