Определения. В этой главе обсуждаются некоторые важнейшие понятия, свя

В этой главе обсуждаются некоторые важнейшие понятия, свя

занные с психотерапевтической работой с лесбиянками, геями

и бисексуалами, а именно понятия гомофобии и гетеросексиз-

ма. Обычно считают, что слово «гомофобия» впервые исполь

зовано Вейнбергом (Weinberg, 1972), хотя на самом деле до

него это слово применил Смит (Smith, 1971). Однако именно

Вейнберг дает этому понятию определение, на которое ориен

тируется большинство современных авторов и которое мы

предлагаем использовать в качестве основы для его понимания.

Гомофобия по Вейнбергу — это «страх контакта с гомосексуа-

лами, а если речь идет о гомосексуалах, то под гомофобией по

нимается их отвращение к самим себе». Данное определение

было дополнено Хадзоном и Риккетсом (Hudson and Rickets,


1980),


предложившими использовать этот термин также для


обозначения чувств тревоги, отвращения, гнева, дискомфорта

и страха, которые могут испытывать гетеросексуалы в отноше

нии лесбиянок и геев. Именно такого расширенного толкова

ния данного термина мы будем придерживаться в этой главе и

в книге в целом.

Важно отметить, что слово «гомофобия» в современной ли

тературе принимается далеко не всеми. Некоторые авторы счи

тают его неточным и несоответствующим клиническому поня

тию фобии. Было предложено пользоваться такими понятия-


88

ми, как


Часть I. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

гомоэротофобия (Churchill, 1967), гомосексофобия


(Levitt and Klassen, 1974), гомосексизм (Lehne, 1976), гомоне-

гативизм (Hudson and Rickets, 1980), а также «стыд, связанный

с гетеросексизмом» (Neisen, 1990). Херек (Herek, 1991) выска

зывается против дальнейшего использования понятия «гомо

фобия», поскольку оно возлагает основную вину на индивида,

вместо того чтобы рассматривать антигомосексуальные прояв

ления как отражение культурных влияний, и предлагает

пользоваться термином «антигомосексуальные предрассудки».

Хотя на социальном уровне термин «антигомосексуальные

предрассудки» вполне приемлем, было показано (Freund et al.,

1973; Langvin et al., 1975; Shields and Harriman, 1984), что мно


гие люди испытывают страх перед


гомосексуальностью. Не


смотря на то, что этот страх может быть культурно обусловлен,

одним людям он присущ в большей степени, чем другим, что

заставляет считать его проявлением индивидуальной анома

лии. Поэтому, мне кажется, имеет смысл продолжать употреб

лять термин «гомофобия», хотя я также буду использовать и

понятие «антигомосексуальные предрассудки» — в тех случа

ях, когда оно соответствует контексту обсуждения.

Кроме того, я постараюсь показать разницу между поняти

ем «интернализированная гомофобия», обозначающим ситуа

ции, когда лесбиянки, геи и бисексуалы боятся или испытыва

ют отвращение к гомосексуальности, и понятием «институци

онализированная гомофобия», обозначающим ситуации, когда

социальные институты проявляют дискриминацию в отноше

нии лесбиянок, геев и бисексуалов. Для обозначения этих про

явлений используют также термин «гетеросексизм», определя

ющий «систему, при которой гетеросексуальность рассматри

вается как единственно приемлемая форма сексуального

поведения» (Blumenfeld and Raymond, 1988, p. 244) либо такая

форма сексуального поведения, которая признается в качестве

более естественной и предпочтительной.

Слово «бифобия» обозначает страх бисексуалов или пред

взятое к ним отношение. Иногда оно может характеризовать

антибисексуальные настроения, свойственные некоторым лес

биянкам и геям, поскольку негативное отношение гетеросексу-

алов направлено против гомосексуальной составляющей би-


Глава 3. Гомофобия и гетеросексизм 89

сексуальной идентичности и может поэтому быть расценено

как проявление гомофобии. Термин «бифобия» иногда прини

мают за обозначение жесткого подхода к пониманию челове

ческой сексуальности, допускающего лишь две «противопо


ложные» (гетеро- и


гомосексуальную) ориентации или две


идентичности (мужскую и женскую). Более того, эти явления

можно было бы квалифицировать как свидетельства биполяр

ного мышления и не связывать их с фобией.

И наконец, следует рассмотреть более общие понятия пред

рассудков и дискриминации, введенные Гордоном Олпортом

(Allport, 1954) в его исследованиях расовых предрассудков.

К сожалению, эти слова сохраняют свою значимость и по про

шествии сорока лет:

«Предрассудки связаны с проявлением антипатии, основанной на

ложных и ригидных обобщающих суждениях. Они могут ощу

щаться или проявляться в поведении. Они могут быть связаны с

ется членом этой группы» (Allport, 1954, р. 9).

«Слово дискриминация обозначает то, когда мы отказываем от

дельным людям или целым группам людей в уважении наравне с

другими людьми» (Allport, 1954, р. 51).

Роль предрассудков

Прежде всего, важно выяснить, почему существует гомофобия,

какова ее цель и почему люди продолжают следовать ложным

представлениям о лесбиянках, геях или бисексуалах.

Одной из причин существования гомофобии может быть то,

что мужская гомосексуальность воспринимается как угроза

для социума и патриархального уклада жизни, при котором

характерно признание главенства мужчин и «мужских» ценно

стей. Геев рассматривают как людей, не вписывающихся в этот

уклад жизни (Weinberg, 1972), как «немужчин». С ними свя

полицейских характерно, например, стремление по малейшему

поводу привлекать геев к уголовной ответственности, когда


90


Часть I. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


они вместе снимают домики в кемпингах или путешествуют,

в чем, в сущности, нет никакого преступления, потому что все

это делается взрослыми людьми по их взаимному согласию.

Кроме того, полицейские нередко устраивают рейды по барам,

где собираются геи, или являются на вечеринки, проводимые в

частных домах геев. Полицейские редко позволяют себе обра

щаться таким же образом с лесбиянками, что позволило одному

из специалистов по социальной работе с лесбиянками сказать

о том, что «любой половой акт лишен какой-либо социальной

значимости до тех пор, пока в нем не участвует пенис» (Bernard,

1992, р. 27).

Некоторые психологические корни сохранения предрассуд

ков были обозначены Тереком (Herek, 1991). Во многих случа

ях в основе предвзятого отношения к геям лежит желание че

ловека повысить свою самооценку за счет унижения другого.

Так, например, представитель евангелической церкви предает

гомосексуальность анафеме, утверждая посредством этого акта

свою религиозную идентичность; другой человек может гряз

но шутить по поводу геев, для того чтобы получить одобрение

своих друзей. Можно достаточно легко утвердить свою принад

лежность к той или иной социальной группе, «атакуя» предста

вителей другой группы (феномен «поляризации»). Кроме того,

предвзятое отношение к другим людям, в частности к геям,

помогает некоторым упорядочить свои представления о мире,


который кажется им слишком сложным и


противоречивым.


Они добиваются этого, разделяя людей на разные группы и

устанавливая с некоторыми из них более тесные отношения,

чем с другими. Стереотипы являются достаточно простым

средством регулирования таких отношений.

Еще одна причина сохранения предрассудков в отношении

геев связана с тем, что они помогают некоторым людям компен

сировать собственную неадекватность или разрешать внутри-

психические конфликты. Так, например, делая из лесбиянок,

геев и бисексуалов «козлов отпущения», некоторые гетеросек-

суалы пытаются преодолеть свойственное им ощущение соб

ственной неполноценности. Другим вариантом подобной «за

щитной» функции предрассудков может быть постоянное

стремление некоторых людей связывать гомосексуальность с


Глава 3.


Гомофобия и гетеросексизм 91


педофилией. Тем самым гетеросексуалы пытаются отвлечь

внимание общества от того факта, что 95 % всех актов сексуаль

ного насилия в отношении детей совершают гетеросексуалы.

В обоих приведенных примерах нападающие на геев тем самым


дистанцируются от


неприемлемых для них собственных


чувств, проецируя их на других, что можно рассматривать в

качестве типичной фобической реакции.

Олпорт (Allport, 1954) разработал шкалу для оценки пред

рассудков, в соответствии с которой каждый новый уровень их

развития характеризуется усилением степени предвзятости в

отношении какой-либо группы лиц. В отношении лесбиянок,

геев и бисексуалов эта шкала выглядит следующим образом:

1. Вербальное отрицание (вербальное открытое выражение от

вращения и ненависти к лесбиянкам, геям и бисексуалам;

грязные шутки, использование унизительных кличек — «пе

дик», «голубой» и другие).


2.


Дискриминация (отказ обеспечить соблюдение прав лесби

янок, геев и бисексуалов, например, в получении ими обра

зования, работы, аренды или покупке жилья и т. д., а также

отказ в отношении к ним, как к равным).


3. Физическое насилие (избиения и убийства геев, изнасилова

ние лесбиянок и геев).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: