Психотерапевтическая

РАБОТА С МОЛОДЫМИ

ЛЮДЬМИ


Эта глава призвана помочь психотерапевтам лучше понять осо

бенности молодых лесбиянок, геев и бисексуалов и дать специ

алистам определенные представления, касающиеся психотера

певтической работы с молодыми гомосексуалами. Рекоменду

ем читателям также обратиться к материалам четвертой главы,

где речь идет о процессе «обнаружения» и связанных с ним

проблемах.

В нашем обществе подростковый возраст нередко рассмат

ривается как время очень бурных эмоциональных и поведен

ческих проявлений, связанных с сексуальностью. В настоящей

главе я постараюсь избежать негативного представления о под

ростковом возрасте и акцентировать внимание на его положи

тельных сторонах.

Первым делом необходимо уточнить некоторые моменты,

в частности содержание некоторых понятий. Поскольку значи

тельное число подростков имеют опыт сексуальных отношений

с лицами того же пола, но лишь 5-10 % из них в дальнейшем

идентифицируют себя в качестве геев, следует обозначить раз

личия между понятиями сексуальной ориентации и сексуаль

ной идентичности.

Сексуальная ориентация — это «склонность человека к пережива

нию сексуальных или эротических чувств, мыслей, фантазий оп

ределенного содержания с характерными для них формами пове

дения... Она проявляется с раннего возраста, возможно, определя

ется уже в момент зачатия» (Savin-Williams, 1990, p. 3).


Глава 8. Психотерапевтическая работа с молодыми людьми|223

Сексуальная идентичность — это «устойчивый набор характери

стик, к которым человек прибегает, пытаясь определить свою сек


суальную ориентацию и

1990, р. 3).


сексуальное


поведение» (Savin-Williams


ти,


Одним из наиболее серьезных исследований в этой облас

проведенных за последнее время, является исследование


Савин-Вильямса (Savin-Williams, 1990), где в деталях обсуж

даются данные, касающиеся распространенности разных форм

сексуальной ориентации и сексуальной идентичности. Кроме

f того, я обратил внимание на пять важных наблюдений, сделан


ных


Савин-Вильямсом. Все приводимые в этой главе цитаты


являются фрагментами интервью лесбиянок и геев-подростков,


проведенных


Бурбидж и


Уолтере (Burbidg and Walters, 1981).


Не все


подростки-гомосексуалы


активно


проявляют


свою


;


гомосексуальность.

юношей и 6 %


Боксер (Boxer, 1988)

девушек характеризуют себя в


обнаружил, что 9%

качестве геев и


лесбиянок еще до того, как начинают вступать в гомосексуаль

ные связи. Маносевич (Manosevitz, 1970) пишет, что среди об

следованных им юношей-геев 22 % составляли девственники, а

по данным Хедблом (Hedblom, 1973) девственницы составля

ли 66 % всех обследованных девушек-лесбиянок.

вится. Когда же мне нравится какая-нибудь девушка, я боюсь к ней

подойти, даже если знаю, что она лесбиянка» (Burbidge and Wal


Многие


подростки-гомосексуалы


проявляют


гетеросексу-


ъную


активность. Белл и


Вейнберг (Bell and Weinberg, 1978)


ообщают, что 78 % геев и 79,5 % лесбиянок испытывают сексу-

ьное возбуждение при интимном контакте с лицами проти-

оположного пола.

Многие подростки-гетеросексуалы проявляют гомосексуаль-


ую


активность, а именно 20-30 %


молодых людей (Fay et al.,


989; Ramsey, 1973) и 5-10%

oode and Haber, 1977).


девушек (Kinsey et al., 1953;


Стивен, 21 год: «"Могу я задать тебе один вопрос? — спросил Крис,

когда я оделся. — Ты — гей?" Раньше мне никто не задавал таких


2 2 4 | Часть II.


ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ


вопросов, хотя я уже вступал в сексуальные отношения с другими

парнями. Я ответил: "Да, наверное, гей". "А я — нет", — сказал

Крис. Мы с Крисом регулярно занимались сексом. Можно сказать,

мы были любовниками более трех лет» (Barbidge and Walters,

1981, p. 27).

Проявления гомосексуального поведения вызывают у многих

подростков, независимо от их сексуальной идентичности, выра

женные тревожные реакции и связаны со стрессом.

У очень большого числа людей их сексуальность не является

чем-то окончательно установившимся и может со временем

изменяться. Люди могут со временем изменить свою идентич

ность в зависимости от того, какие формы сексуального пове

нако, чувствуют себя вполне нормально, не изменяя своей сек

суальной идентичности. Росс-Рейнольде (Ross-Reynolds, 1982,

р. 70) пишет, что

«большинство подростков, склонных к гомосексуальному поведе

31 % взрослых геев не занимались сексом с лицами того же пола,

пока не закончили школу».

Приведенная выше информация позволяет лучше понять

подростков-геев, лесбиянок и бисексуалов. Многие подростки

вступают в сексуальные отношения с лицами того же пола, од

нако одни из них при этом характеризуют себя как гетеросек-

суалов, другие — как гомосексуалов, а третьи — как бисексуа

лов. Возможно, повзрослев, они будут характеризовать свою

сексуальную идентичность совсем по-другому. Некоторые же

подростки, даже не имея опыта сексуальных контактов с лица

ми своего пола, характеризуют себя как лесбиянок, геев и би

сексуалов.

И наконец, важно отметить, что большая часть исследова

ний подростковой гомосексуальности (так же как и многие дру

гие исследования) была проведена на клинических группах.

Это объясняет, почему полученные данные отражают негатив

вают реальной картины. Скорее всего, большинство подрост-


Глава 8.


Психотерапевтическая работа с молодыми людьми J225


ков, склонных к гомосексуальному поведению, хорошо адапти

рованы ко взрослой жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: