РАБОТА С МОЛОДЫМИ
ЛЮДЬМИ
Эта глава призвана помочь психотерапевтам лучше понять осо
бенности молодых лесбиянок, геев и бисексуалов и дать специ
алистам определенные представления, касающиеся психотера
певтической работы с молодыми гомосексуалами. Рекоменду
ем читателям также обратиться к материалам четвертой главы,
где речь идет о процессе «обнаружения» и связанных с ним
проблемах.
В нашем обществе подростковый возраст нередко рассмат
ривается как время очень бурных эмоциональных и поведен
ческих проявлений, связанных с сексуальностью. В настоящей
главе я постараюсь избежать негативного представления о под
ростковом возрасте и акцентировать внимание на его положи
тельных сторонах.
Первым делом необходимо уточнить некоторые моменты,
в частности содержание некоторых понятий. Поскольку значи
тельное число подростков имеют опыт сексуальных отношений
с лицами того же пола, но лишь 5-10 % из них в дальнейшем
идентифицируют себя в качестве геев, следует обозначить раз
личия между понятиями сексуальной ориентации и сексуаль
ной идентичности.
Сексуальная ориентация — это «склонность человека к пережива
нию сексуальных или эротических чувств, мыслей, фантазий оп
ределенного содержания с характерными для них формами пове
дения... Она проявляется с раннего возраста, возможно, определя
ется уже в момент зачатия» (Savin-Williams, 1990, p. 3).
Глава 8. Психотерапевтическая работа с молодыми людьми|223
Сексуальная идентичность — это «устойчивый набор характери
стик, к которым человек прибегает, пытаясь определить свою сек
суальную ориентацию и
1990, р. 3).
сексуальное
поведение» (Savin-Williams
ти,
Одним из наиболее серьезных исследований в этой облас
проведенных за последнее время, является исследование
Савин-Вильямса (Savin-Williams, 1990), где в деталях обсуж
даются данные, касающиеся распространенности разных форм
сексуальной ориентации и сексуальной идентичности. Кроме
f того, я обратил внимание на пять важных наблюдений, сделан
ных
Савин-Вильямсом. Все приводимые в этой главе цитаты
являются фрагментами интервью лесбиянок и геев-подростков,
проведенных
Бурбидж и
Уолтере (Burbidg and Walters, 1981).
Не все
подростки-гомосексуалы
активно
проявляют
свою
;
гомосексуальность.
юношей и 6 %
Боксер (Boxer, 1988)
девушек характеризуют себя в
обнаружил, что 9%
качестве геев и
лесбиянок еще до того, как начинают вступать в гомосексуаль
ные связи. Маносевич (Manosevitz, 1970) пишет, что среди об
следованных им юношей-геев 22 % составляли девственники, а
по данным Хедблом (Hedblom, 1973) девственницы составля
ли 66 % всех обследованных девушек-лесбиянок.
вится. Когда же мне нравится какая-нибудь девушка, я боюсь к ней
подойти, даже если знаю, что она лесбиянка» (Burbidge and Wal
Многие
подростки-гомосексуалы
проявляют
гетеросексу-
ъную
активность. Белл и
Вейнберг (Bell and Weinberg, 1978)
ообщают, что 78 % геев и 79,5 % лесбиянок испытывают сексу-
ьное возбуждение при интимном контакте с лицами проти-
оположного пола.
Многие подростки-гетеросексуалы проявляют гомосексуаль-
ую
активность, а именно 20-30 %
молодых людей (Fay et al.,
989; Ramsey, 1973) и 5-10%
oode and Haber, 1977).
девушек (Kinsey et al., 1953;
Стивен, 21 год: «"Могу я задать тебе один вопрос? — спросил Крис,
когда я оделся. — Ты — гей?" Раньше мне никто не задавал таких
2 2 4 | Часть II.
ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ
вопросов, хотя я уже вступал в сексуальные отношения с другими
парнями. Я ответил: "Да, наверное, гей". "А я — нет", — сказал
Крис. Мы с Крисом регулярно занимались сексом. Можно сказать,
мы были любовниками более трех лет» (Barbidge and Walters,
1981, p. 27).
Проявления гомосексуального поведения вызывают у многих
подростков, независимо от их сексуальной идентичности, выра
женные тревожные реакции и связаны со стрессом.
У очень большого числа людей их сексуальность не является
чем-то окончательно установившимся и может со временем
изменяться. Люди могут со временем изменить свою идентич
ность в зависимости от того, какие формы сексуального пове
нако, чувствуют себя вполне нормально, не изменяя своей сек
суальной идентичности. Росс-Рейнольде (Ross-Reynolds, 1982,
р. 70) пишет, что
«большинство подростков, склонных к гомосексуальному поведе
31 % взрослых геев не занимались сексом с лицами того же пола,
пока не закончили школу».
Приведенная выше информация позволяет лучше понять
подростков-геев, лесбиянок и бисексуалов. Многие подростки
вступают в сексуальные отношения с лицами того же пола, од
нако одни из них при этом характеризуют себя как гетеросек-
суалов, другие — как гомосексуалов, а третьи — как бисексуа
лов. Возможно, повзрослев, они будут характеризовать свою
сексуальную идентичность совсем по-другому. Некоторые же
подростки, даже не имея опыта сексуальных контактов с лица
ми своего пола, характеризуют себя как лесбиянок, геев и би
сексуалов.
И наконец, важно отметить, что большая часть исследова
ний подростковой гомосексуальности (так же как и многие дру
гие исследования) была проведена на клинических группах.
Это объясняет, почему полученные данные отражают негатив
вают реальной картины. Скорее всего, большинство подрост-
Глава 8.
Психотерапевтическая работа с молодыми людьми J225
ков, склонных к гомосексуальному поведению, хорошо адапти
рованы ко взрослой жизни.