Автомобильный транспорт занимает важное место в единой транспортной системе Республики Башкортостан. Автомобильный транспорт сыграл огромную роль в формировании современного характера расселения людей, в территориальной децентрализации промышленности и среды обслуживания. В то же время он вызвал и многие отрицательные явления: ежегодно с отработавшими газами в атмосферу поступают вредные вещества; автомобиль – один из главных факторов шумового загрязнения; дорожная сеть, особенно вблизи городских агломераций, «съедает» ценные сельскохозяйственные земли (Государственный доклад, 2010).
Наметившаяся тенденция к увеличению составляющей автотранспортных средств в общем объеме вредных выбросов не только сохраняется, но и существенно возрастает. Так, за период 1998-2008 гг. вклад автотранспорта в загрязнение атмосферного воздуха вырос в целом по республике с 49,3 до 63 %. В крупных городах республики с развитой промышленностью доля выбросов от автотранспорта соизмерима с выбросами от промышленных предприятий: в Уфе она достигает 62%, в Стерлитамаке – 49%, в Салавате – 44% (Государственный доклад, 2009).
|
|
По данным Управления ГИБДД МВД по РБ на начало 2009 года на территории республики насчитывалось в собственности юридических лиц и граждан 1226 тыс. единиц автомототранспортных средств, что на 78 тыс. (6,4%) больше, чем в 2007 году (Государственный доклад, 2009).
По данным Управления ГИБДД МВД по РБ на начало 2010 года в собственности юридических лиц и граждан насчитывалось более 1206 тыс. автомототранспортных средств, включая более 950 тыс. легковых автомобилей, 114 тыс. грузовых автомобилей и 21 тыс. автобусов. Мировой финансовый кризис оказал определенное негативное влияние на развитие автомобильного парка РБ – количество автотранспорта увеличилось незначительно – на 0,5%. Деятельность транспорта в 2009 году характеризовалась уменьшением объема перевозок грузов, в связи с чем объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух снизился на 8 % и составил 656,2 тыс. т. (Государственный доклад, 2010).
Низкий уровень экологических характеристик эксплуатируемого в республике автотранспорта обусловлен следующими причинами:
· Подавляющая часть отечественных моделей АТС сертифицирована на соответствие требованиям, действовавшим в Европе до 1992 года, а весьма значительная часть автопарка вообще не проходила сертификации;
· Только незначительная часть отечественных автомобилей оснащена каталитическими нейтрализаторами;
· Низкая конструктивная надежность производимых в России автомобилей и неудовлетворительное техническое обслуживание, некачественный ремонт и. зачастую, неэффективный экологический контроль приводят к быстрому росту выбросов в процессе их эксплуатации;
|
|
· Плохие дорожные и сложные климатические условия приводят к ускоренному износу узлов и агрегатов автомобилей и увеличению выбросов (Минигазимов и др., 2004).
Поступление в атмосферный воздух загрязняющих веществ от автомототранспортных средств составило: оксида углерода – 506, 2 тыс. т., или 87 % объема валового выброса СО по республике, летучих органических соединений – 89,6 тыс. т., или 46 % объема валового выброса ЛОС по республике, оксидов азота – 46, 7 тыс. т., или 53 % объема валового выброса NOx по республике, твердых веществ – 5,3 тыс. т., или 18 % объема валового выброса твердых веществ по республике, сернистого ангидрида – 8,4 тыс. т., или 13 % объема валового выброса SO2 по республике (Государственный доклад, 2010).
Таким образом, проблема загрязнения атмосферного воздуха выбросами от автотранспорта, а также проблема загрязнения салонов АТС вредными веществами стоит очень остро.
Микроклимат в салоне автомобиля оказывает большое влияние на состояние водителя. Поэтому следует важное значение уделять условиям и качеству воздуха в салоне автомобиля.
Наиболее благоприятная температура в салоне 22 0С, оптимальная влажность – 30 – 70 % (Трофименко и др., 2004). Работа в условиях температуры воздуха выше +25 °С быстрее утомляет, приводит к снижению внимания и увеличению времени реакции. При дальнейшем повышении температуры до + 35 °С умственная деятельность ухудшается, замедляется реакция, появляются ошибки, внимание снижается примерно на 10 %. Пониженная температура воздуха также отрицательно влияет на работу мышц, на быстроту и точность движений, водитель делает больше ошибок (www.proufu.ru/content/view/4122/38/).
Вредные вещества, присутствующие в салоне и их воздействие на человека, приведены в таблице 4 (Трофименко и др., 2004).
Таблица 4
Вредные вещества, присутствующие в воздухе салона автомобиля
(по данным Трофименко и др., 2004)
Вещество | Концентра-ция | ПДКсс | ПДКмр | Источник | Оказываемое воздействие |
мг/м3 | |||||
ПАУ, мкг/м3: бензол, бенз(а)пирен | 57,1 0,37 | 0,00015 | 1,5 -- | Отработанные газы (ОГ), лакокрасочные покрытия, РТИ, пластмассы | Канцерогены, мутагены, прямое повреждающее действие на нервную систему, нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, раздражение слизистых оболочек, при хроническом воздействии – возникновение гипоксии |
СО | 79,1 | ОГ | Воздействует на ЦНС, связывает гемоглобин. при высоких концентрациях – потеря сознания и смерть | ||
SO2 | 0,5 | ” | Раздражение слизистой дыхательных путей, отек легких, астматические реакции, спазмы | ||
NO | 5,87 | 0,4 | ” | Раздражение слизистой глаз и дыхательных путей, отек легких | |
NO2 | 1,12 | 0,085 | ” | То же | |
Формаль-дегид | 0,5 | 0,035 | Фенолформальдегидные смолы, лаки,клеи | Раздражение слизистых, канцероген, угнетающее действие на нейроны головного мозга | |
Метанол | 3,7 | Жидкости омывателя | Раздражение слизистых дыхательных путей, воздействие на ЦНС, потеря зрения и смерть | ||
Сажа | 0,03 | -- | 0,15 | ОГ | Адсорбция канцерогенов |
Акролеин | 2,6 | 0,2 | 0,2 | Дизельное топливо | Нарушения функционирования печени и почек, изменения в легких |
Фенол | 0,1 | 0,3 | 0,01 | Стеклопластики, фенолформальдегидные смолы, клеи | Разъедание слизистых глаз и дыхательных путей, отек легких, поражение ЦНС, кома |