Роман-эпопея Шолохова «Тихий Дон»

Рожд р-эпопеи связ с соб рус ист, имеющ миров знач. Перв рус революц 1905 г, мир война 1914-1918 г. Октябр революц, гражд война, период мирн строит вызвали стремлен писаи созд произв шир эпич охвата. В20-е г почти одноврем стали работ: Горький-над р-э Жизнь Клима Самгина, Толстой-над р-э Хождение по мукам, Шолохов созд р-э Тихий Дон.

Р-э Тихий Дон заним особ место в ист рус лит. События нач в 1912 году, перед 1 мир в, заканч в 1922 году, когда прошла на Дону гражд в. Зная жизнь и быт казаков Донск края, будучи участн борьбы на Дону, осн вним уделил изображ казачества. Тесно соедин документ и худож вымысел (много подлинных назв хуторов и станиц, центром событий явля стан Вешенская; изобража действит участников событий: Иван Лагутин, председатель казачьего отдела ВЦИКа, член ревкома казак Михаил Кривошлыков. Вымыш осн гер: семьи Мелеховых, Астаховых, Кошевых, х. Татарский). Р нач изображ мирн довоен жизни казач. Дни х Татарского проходят в труде. На 1 план выдвиг семья Мелеховых, типич середняцк семья. Война прервала труд жизнь казач. 1 мир война изображ как народн бедствие. С мастерст опис ужасы войны, калеч людей физич и нравств. Казак Чубатый поучает ГрМ: "В бою убить человека-святое дело, человека уничтожай. Поганый он человек!" Но этим он отпуг людей. Смерть, страда будят объедин солдат: люди не могут привыкн к войне. Весть о свержении самодержавия не вызвала среди казачества радости, они отнеслись к ней с тревогой и ожиданием. Казаки устали от войны. Они мечтают об ее окончании. Сколько их уже погибло. Вернувшись с фронтов они еще не знали какую трагедию братоубийственной войны им придется пережить скоро. Верхне-Донское восстание предстает как одно из центр событ гражд войны на Дону. Причин было много: красный террор, неоправданная жестокость сов власти на Дону показ с больш худож силой. Многочис расстрелы казаков, убийство Мирона Коршунова и деда Тришки, который олицетворял христианское начало, действия комиссара Малкина, который отдавал приказы расстреливать бородатых казаков. Ш. показал, что восстание отразило народный протест против разруш устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков. Пис показ и обреченность восстания. Входе событ народ понял и почувств их братоубийств хар. ГрМ гов: "А мне думается, что заблудились мы, когда на восстание пошли". В образах романа обобщены черты рус нар. Среди персонажей романа, противоречивым, отражающим всю сложность исканий и заблуждений казачества, является Григорий Мелехов. Этот образ-художественное открытие. Григорий не изолир хар. Он находится в самом тесном единстве как со своей семьей, так и с казаками х Татарского и всего Дона, среди кот он вырос, с кот жил и боролся, постоянно находясь в поисках правды и смысла жизни. М не отделен от своего врем. Он не просто общ с людьми и участвует в событ, но всегда размышл, оцен, судит себя и других. М изображ как сын своего нар и своего времени. Мир М-нар мир, он не отрывал себя от своего народа, от прир. В боях, в поход он мечтает о труде на родн земле, о семье. Завершает М свое хождение возвращ в родной хут. Бросив свое оружие в Дон, он спешит к тому, что так любил и от чего был оторван. Финал имеет фил звуч. Ш оставил своего героя на пороге новых жизнен испыт. Как сложится его жизнь? Пис не дает ответа, а заставл чит задуматься над судьбой героя. Женщ заним центр место; женщ разных возрастов, разных характ, разных судеб-мать Григория Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Анна Погудко и др. Пылкой Аксинье, с ее порочной красотой, противопоставлена скромная, сдержанная в чувствах труженица Наталья. Трагична участь и Аксиньи, и Натальи. Много было тяжкого в их жизни, но они знали и настоящее человеческое счастье. Писатель показывает их трудолюбие, их огромную роль в жизни семьи. Пейзаж очеловечен, он выполн разн худож функции: помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происход событ. Использ УНТ: пословицы, поговорки, песни, кот перед настр, чувства, пережив нар, отраж мир героев. Больш смысл закл в образе Дона, кот выст символ жизни нар. Само назв "Тихий Дон" символичн: оно контраст с изображ событ. Ш показ, что путь нар в револ и гражд войне был сложн, напряж, трагич. Уничтож стар мира было связ с крушен вековых нар традиц, православ, разруш церкв, отказом от нравств заповед, кот внушались людям с детских лет.

Литература периода ВОВ

В годы ВОВ литература вышла на огневой рубеж. Нравственные категории приобретают решающую роль. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Многие работают во фронтовой печати, выезжают в командировки на места боев, чтобы потом описать их. Война изменила воспр лит-ры. Книги восприним как призыв к борьбе, к ним обращ за поддержанием веры в победу. Поэз. Тематика лирики резко изменилась с первых же дней войны. Ответственность за судьбу Родины, горечь поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность Отчизне, вера в победу-вот что отразилось в стих, поэмах, песнях. Особой популярностью пользуется лирическая песня («Священная война» Лебедев-Кумач, передавала обобщенный образ времени, его суровое и мужественное дыхание). Поэты обращались к героическому прошлому родины, проводили исторические параллели: «Слово о России» Исаковского, «Русь» Бедного, «Дума о России» Кедрина. В ряде стихов передается чувство любви солдата к своей «малой родине», к дому, в котором он родился. К тем «трем березам», где он оставил часть своей души, свою боль и радость («Родина» Симонова). Женщине-матери, простой русской женщине, проводившей на фронт мужа и сыновей, пережившей горечь невосполнимой утраты, вынесшей на своих плечах нечеловеческие тяготы и невзгоды, но не потерявшей веры посвятили поэты строки. Обостряется чувство родины. Образ России с ее просторами, полями и лесами сказочной красоты приобретает то романтически-возвышенное, то лирико-интимное звучание. «Василий Теркин» Твардовского–наиболее значительное поэтич произвед: это многоплан произвед, объемлющее не только все стороны фронтовой жизни, но и основные этапы ВОВ. В бессмертном образе Василия Теркина воплотились с особой силой черты русского национального характера той эпохи. Демократизм и нравственная чистота, величие и простота героя. Пр. Востребованы произведения малых жанров: очерк, рассказ, статья, повесть. Процветает публицистика–оптимизм, несокрушимая вера в победу. За годы войны проза пережила значительную эволюцию. Первоначально война освещалась в очерковом, схематично–беллетризованном варианте. Позже фронтовая действительность постигалась писателями в сложной диалектике героического и повседневного. Характерная примета военной прозы–появление новелл, циклов рассказов, связанных единством действующих лиц, образом повествователя, сквозн темой («Март–апрель» Кожевникова). Углубление историз, расширение временных и пространственных горизонтов-заслуга повести воен годов. Платонов «Оборона Семидворья»-мир и война, жизнь и смерть, долг и чувство. Суровые будни и драматизм воины, осмысленные в масштабе больших социально–нравственных и философских категорий, предстают со страниц повести Леонова «Взятие Великошумска». К концу войны ощутимо тяготение прозы к широкому эпическому осмыслению действительности. «Они сражались за Родину» Шолохова и «Молодая гвардия» Фадеева отличаются социальной масштабностью, открытием новых путей в трактовке темы войны. Тема-мужество советского человека и жестокость врага. Действие развивается и на фронте, и в тылу, и в оккупации, и в плену. Героями были и солдаты, и простое оккупир население. Драм. В основе оказывается военная действительность. Многие театры продолж работать до конца войны (даже в блокадн Ленинграде). Многие пьесы отличаются публицист, схематичностью. Шедевр-«Дракон» Шварца с его антифашистским пафосом. В годы войны создавались пьесы о героическом тыле, о беспримерном трудовом энтузиазме миллионов, без которого немыслимы были бы победы на фронтах. Определенных достиж добилась историч драма. Были написаны такие историч пьесы, как Толстого «Иван Грозный». В этот период возникает 2-я волна эмиграции, кот составили те, кто отказывался признавать советскую власть, бывшие военноплен, гостарбайтеры, те, кто противились сталинскому режиму. Темы 2-й волны: жизнь советской страны до вов (Мнимые величины Нарокова); события периода войны, воен действ, военноплен (Девушка из бункера Ржевского); ностальгия, жажда вернуться домой; часто герои пытаются изжить в себе всё советское. Эпоха ВОВ породила замечательную по силе и искренности поэзию, гневную публицистику, суровую прозу, страстную драматургию.

Литература периода оттепели

Смерть Сталина и наступившая за ней либерализация, съезды КПСС, осудившие «культ личности», смягчение цензурных и идеологических ограничений–эти события сказались на литературной жизни общества.

Годы с 1953 по 1964, именуют периодом оттепели–по названию одноименной повести Эренбурга. Этот период явился для писателей долгожданным глотком свободы, освобождения от догм, от диктата разрешенной полуправды. «Оттепель» имела свои этапы.

Первый отрезок «оттепели» связан с освобождением от предписаний нормативной эстетики. Статья «Об искренности в литературе», в которой автор указывал на весьма частое расхождение между лично увиденным писателем и тем, что ему же предписывалось изображать, что официально считалось правдой, призывал писателей доверять своей биографии, своему выстраданному опыту, быть искренними, а не отбирать, подгонять материал под заданную схему.

Второй этап оттепели–это уже серия художественных произведений, утверждавших право писателей видеть мир таким, каков он есть. Наиболее яркие произведения этого периода были ориентированы на участие в решении злободневных для страны общественно-политических вопросов, о пересмотре роли личности в государстве. В обществе шел процесс освоения пространства открывшейся свободы. Многие писатели были фронтовиками. Проза о войне реальных участников военных действий или, как ее называли, «офицерская проза», несла важное понимание правды о прошедшей войне. Некрасов повесть «В окопах Сталинграда». Симонов, служивший фронтовым журналистом, описал свои впечатления в трилогии «Живые и мертвые», Воробьев «Убиты под Москвой». Без прикрас описания военной жизни впервые прозвучала тема осознанного личного выбора в ситуации между жизнью и смертью. Знание фронтовой жизни и опыт выживания в лагерях легли в основу творчества Солженицына.

Большую роль в процессе «потепления» играли выпуски литературных альманахов и периодических изданий.

Наибольшую популярность в период поэтического бума снискали поэты яркого публицистического темперамента-Рождественский, Евтушенко. Их гражданская лирика была проникнута пафосом осмысления места своей страны в масштабе мировых свершений. Не менее популярный Вознесенский был больше ориентирован на эстетику новой современности-аэропортов, неона, новых марок машин и т.д. Со временем в творчестве Вознесенского стала звучать тема поиска подлинных ценностей бытия. Камерные, интимные мотивы Беллы Ахмадулиной, ее своеобразная, певучая авторская манера исполнения неуловимо напоминали поэтесс Серебряного века, привлекая к ней немало поклонников.

В кон 50-х-нач 60-х популярным становится жанр авторской песни. Наиболее ярким представителем и зачинателем этого направления стал Булат Окуджава. Вместе с Рождественским, Евтушенко, Вознесенским и Ахмадулиной он выступал в Политехническом музее на шумных поэтических вечерах.

Третий и последний отрезок оттепели–связан с романом в защиту пленных советских солдат «Пропавшие без вести» Злобина, ранними повестями и романами Аксенова, поэзией Евтушенко и с первым достоверным описанием лагеря рассказом «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.

После прихода к власти Брежнева считается, что «оттепель» закончилась. Критика была дозволена в рамках, не подрывающих существующий строй. Шло переосмысление роли Ленина-Сталина в истории-предлагались разные интерпретации. Критика Сталина шла на убыль.

19.Творчество В.Г. Распутина в контексте «деревенской прозы» Анализ любого произведения по выбору студента

В творчестве Валентина Распутина нравственные искания занимают значительное место. Его произведения представляют эту проблему во всей широте и многосторонности. Сам автор — глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует его активная общественная жизнь. Имя этого писателя можно встретить не только среди борцов за нравственное преображение отечества, но и среде борцов за экологию. В его повести “Живи и помни” нравственные проблемы поставлены писателем с наибольшей остротой.

Произведение написано со свойственным автору глубоким знанием народной жизни, психологии простого человека. Автор ставит своих героев в сложную ситуацию: молодой парень Андрей Гуськов честно воевал почти до самого конца войны, но в 1944 году оказался в госпитале и жизнь его дала трещину. Он думал, что тяжелое ранение освободит его от дальнейшей службы. Лежа в палате, он уже представлял себе, как вернется домой, обнимет родных и свою Настену, и был так уверен в этом, что даже не вызвал родню в госпиталь повидаться. Весть о том, что его снова отправляют на фронт, поразила, как удар молнии. Все его мечты и планы оказались разрушены в одно мгновение. В минуты душевной смуты и отчаяния Андрей принимает роковое для себя решение, которое перевернуло его жизнь и душу, сделало другим человеком.

В литературе много примеров, когда обстоятельства оказываются выше силы воли героев, но образ Андрея наиболее достоверен и выразителен. Возникает ощущение, что автор лично был знаком с этим человеком. Незаметно писатель стирает грани между “хорошими” и “плохими” героями и не судит их однозначно. Чем внимательнее вчитываешься в повесть, тем больше возможностей для постижения нравственного состояния героев, анализа их поступков. В произведениях Распутина жизнь сложна тем, что каждая ситуация содержит бесчисленное множество граней и градаций.

Андрей Гуськов делает свой выбор: он решает самостоятельно ехать домой, хотя бы на один день. С этого момента его жизнь попадает под влияние совсем иных законов бытия, Андрея несет в мутном потоке событий как щепку. Он начинает понимать, что каждый день такой жизни отдаляет его от нормальных, честных людей и делает возвращение назад невозможным. Судьба лихо начинает управлять безвольным человеком.

Обстановка, окружающая героев, неуютна. Встреча Андрея с Настеной происходит в холодной, нетопленой бане. Автор хорошо знает русский фольклор и строит недвусмысленную параллель: баня — место, где по ночам появляется всякая нечисть. Так возникает тема оборотничесва, которая проходит через все повествование. В сознании народа оборотни ассоциируются с волками. И Андрей научился выть по-волчьи, у него получается так натурально, что Настена думает, уж не настоящий ли он оборотень.

Андрей все больше черствеет душой. Становится жестоким, даже с некоторым проявлением садизма. Подстрелив косулю; не добивает ее вторым выстрелом, как делают все охотники, а стоит и внимательно наблюдает, как мучается несчастное животное. “Уже перед самым концом он приподнял ее и заглянул в глаза — они в ответ расширились. Он ждал последнего, окончательного движения, чтобы запомнить, как оно отразится в глазах”. Вид крови как бы определяет его дальнейшие действия и слова. “Скажешь кому — убью. Мне терять нечего”,— говорит он жене.

Андрей стремительно удаляется от людей. Какое бы наказание он ни понес, в сознании односельчан он навсегда останется оборотнем, нелюдем. Оборотней в народе еще называют нежитями. Нежить — значит, живет в совершенно ином, чем люди, измерении.

Но автор заставляет героя мучительно думать: “Чем я провинился перед судьбой, что она так со мной,— чем?” Андрей не находит ответа на свой вопрос. Каждый читатель выносит свое собственное суждение. Сам герой склонен искать оправдание своему преступлению. Он видит свое спасение в будущем ребенке. Его рождение, думает Андрей,— перст Божий, указующий на возврат к нормальной человеческой жизни, и ошибается в очередной раз. Настена и еще не родившийся ребенок погибают. Этот момент и является той карой, которой высшие силы могут наказать преступившего все нравственные законы человека. Андрей обречен на мучительную жизнь. Слова Настены: “Живи и помни” — будут до конца дней стучать в его воспаленном мозгу.

Но этот призыв “Живи и помни” обращен не только к Андрею, но и к жителям Атамановки, вообще ко всем людям. Подобные трагедии всегда происходят на глазах у людей, но редко кто отважится предотвратить их. Люди боятся быть откровенными с близкими. Здесь уже действуют законы, сковывающие нравственные порывы невинных людей. Настена даже подруге своей побоялась сказать, что ничем не замарала своего человеческого достоинства, а просто оказалась между двух огней.

Она выбирает страшный путь для выхода из своего положения — самоубийство. Кажется, автор наводит читателя на мысль о некоей моральной заразе, передающейся как болезнь. Ведь Настена, убивая себя, убивает в себе дитя — это двойной грех. Страдает уже третий человек, пусть еще не рожденный. Зараза безнравственности распространяется и на жителей Атамановки. Они не только не стараются предотвратить трагедию, но и способствуют ее развитию и завершению.

Сильное художественное произведение на тему нравственности, каковым является повесть В. Распутина “Живи и помни”,— это всегда шаг вперед в духовном развитии общества. Такое произведение уже самим своим существованием является преградой для бездуховности. Творчество такого писателя поможет нашим современникам не утратить нравственных ценностей.

Валентин Григорьевич Распутин (род. в 1937 г.)

Как прозаик Валентин Распутин обратил на себя внимание на Читинском семинаре молодых писателей Сибири и Дальнего Востока в 1965 г.; специалистам по литературе он стал известен в 1967 г., с момента публикации его первой повести "Деньги для Марии" в журнале "Сибирские огни" (№ 9); всесоюзному читателю - с появлением в печати второй повести "Последний срок" (1970), ставшей наряду с повестью В.Белова "Привычное дело" каноническим произведением деревенской прозы.

У Распутина почти не было периода ученичества: первыми его произведениями стали две книги очерков ("Костровые новых городов", Красноярск, 1966; "Край возле самого неба", Иркутск, 1966), явившиеся результатом журналистских поездок на новостройки Сибири в конце 50-х, начале 60-х годов, в которых еще не угадывался будущий писатель.

Не так уж много написано Распутиным за тридцатипятилетний период творческой жизни: пять повестей и рассказы, очерки, публицистика. Но качество сделанного таково, что ставит писателя в первый ряд литературы. В 50 лет, он, крестьянский сын, писатель из далекой Сибири, по праву получает высокое звание Героя Социалистического Труда.

Главный смысл своего творчества писатель видит в нравственном исследовании личности, в воспитании эмоций, которых так не хватает современному человеку.

В повестях В. Распутина обычно незамысловатый сюжет, и на первый взгляд кажется, что сюжету писатель не придает особого значения. Но это не так, в каждой повести у него обязательно есть хотя бы один не избитый сюжетный ход, чаще всего в финале произведения: "... Для меня важно суметь сделать особый поворот в сюжете. Писатель должен искать какие-то неожиданности в поведении своих героев. Плохо, когда читатель представляет, как поступит герой в следующую минуту. И порой приходится идти на обман читателя. Вместо очевидного - повернуть в другую сторону, пустить его в обход, а потом доказать, что это было необходимо, естественно".

Повесть "Прощание с Матерой" (1976) о преобразовании Сибири, но писатель оценивает созидательную деятельность человека не только с утилитарной стороны, но и духовной. Сюжет повести, как всегда у Распутина, прост: деревня Матера, расположенная на острове посредине Ангары, подлежит затоплению, станет дном будущей ГЭС. Автора волнует здесь все: и организационная непродуманность самого процесса затопления (попытка со стороны бригады пожогщиков на глазах у еще не уехавших стариков "расправиться" с кладбищем); и неудачно выбранное место для нового поселка, и то, как на психике крестьян сказывается вторжение технического прогресса в их жизнь.

В центре внимания в повести - три поколения семьи Пинигиных: старуха Дарья, ее сын Павел и внук Андрей. Для Дарьи, прожившей всю жизнь на Матере, где она и похоронила своих близких, затопление острова - личная трагедия. Павел прекрасно понимает, что мать, вросшая корнями в эту землю, смотрит на новый поселок, как на чужой рай, ей не привыкнуть к новому месту. Самый выразительный эпизод повести - прощание старухи с родной избой, которую она выбелила, выскоблила, обрядила перед дальней дорогой (смертью), перед тем, как ее предадут огню.

Нелегко расставаться с деревней и совхозному механику Павлу. Жаль ему родной дом, землю, но умом он понимает: ГЭС, которую строят, нужна: "Надо - значит, надо, но, вспоминая, какая будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная и удобренная дедами и прадедами, вскормившая не одно поколение, недоверчиво и тревожно замирало сердце: а не слишком ли дорогая цена? Не переплатить бы?" Павел - тип крестьянина-правдоискателя, хорошо известный русской литературе. Это человек ищущей беспокойной мысли, "задумывающийся" герой, столь привлекательный для многих современных писателей (Степан Чаузов, Николай Устинов в произведениях С. Залыгина "На Иртыше" и "Комиссия", Алеша Бесконвойный в одноименном рассказе В. Шукшина др.).

Внук Андрей, представитель последнего поколения Матеры, уже не чувствует зова земли. Больше всего обидело Дарью то, что уезжая, он не попрощался с землей, не прошелся по Матере, на которой вырос, не задумался о том, что видит ее в последний раз. Андрея влечет романтика великих строек. "Работа, она тоже вроде как по возрастам. Где новые стройки, где, значит, трудней всего - там молодежь. Где полегче - другие", - говорит он отцу. Он хочет, чтобы его работу видели все, да и время сейчас такое стремительное, что нельзя сидеть на одном месте. Но Дарью и Павла поражает другое, почему молодые столь бездумно относятся к отчему дому, почему факт затопления родной деревни не вызывает у них ни беспокойства, ни сожаления, ни сомнения. Снижение "коэффициента почтительности" к земле, к отчему дому - серьезнейшая нравственная проблема, которая вызывает беспокойство современных писателей, выходцев из деревни. Утрата этого важного духовного фактора чревата опасностью превращения человека в перекати-поле, нарушения жизненных ориентиров, одним словом, может сказаться на важных социальных сторонах личности человека.

Все средства художественной выразительности мобилизует писатель для доказательства своих наблюдений над деревенской жизнью. Это и образы-символы (царственный листвень, Хозяин острова), и в первую очередь, многолетний опыт самого уважаемого человека на Матере (это не только название деревни, но и символ матери-земли) старухи Дарьи, к которой вся деревня тянется за советом и помощью. О мудрости и незаурядном речевом даре старой женщины свидетельствуют ее монологи. Вот один из них, обращенный к внуку Андрею: "Ты говоришь машины. Машины на вас работают. Но-но. Давно уж не оне на вас, а вы на их работаете... Оне с вас все жилы вытянут, а землю изнахратят, оне на это мастаки... И в ранешнее время робили, не сидели руки в укладку, дак ить робили в спокое, а не так. Щас все бегом... В городе-то я была, посмотрела - ой, сколь их бежит! Как муравьев, как мошки!"

В. Распутин владеет редким даром индивидуализации речи персонажей, причем ему удается передавать не только лексические ее особенности, но и своеобразие интонационное. В этом ему помогает определенная манера письма: "...Когда я начинаю работу, то составляю словарик. Старуха, скажем, должна произносить такие слова и обороты, другая старуха - несколько иные, потому что каждый человек владеет активно именно "своими" словами и оборотами...". По мнению писателя, языку, которым пишут "деревенские" писатели Астафьев и Белов, выучиться нельзя: "Этот язык принадлежит только им и их героям, с которыми они долго жили, впитали его. Мои сибиризмы - это моя терминология, язык, на котором говорят сибиряки".

Сюжетная ситуация в повести "Прощание с Матерой" сугубо личная, автобиографическая. "Я сам из "утопленников", - говорит Распутин, - так у нас на Ангаре назывались те, чьи деревни от строительства гигантских плотин ушли под воду. А под воду ушла в сущности вся прежняя Ангара. Не миновала этой судьбы и моя родная деревня Аталанка, которой, как и Матере, пришлось переселяться и искать с затоплением пашни иных занятий. А занятия эти были - лес рубить... Сама жизнь заставила писать продолжение "Матеры". Сказав "а", следовало говорить "б". Жив буду - вероятно, придется продолжать эту азбуку. Материала для осмысления предостаточно, лишь бы осмысление давало хоть какой-нибудь результат. С изменением занятий изменились нравы, с изменением нравов - все тревожней за человека. Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем - плачьте о потерявшем душу и совесть"6. Одним словом, "Прощание с Матерой" и следующая повесть "Пожар" (1985) - это дилогия, причем не исключено их продолжение в будущем.

21. Русская литература на современном этапе

1991 год СССР распался. Нач нов-постсоветск пер разв росс общ и культ, характер переход от тоталит форм к более свободным и цивилизованным. Из произвед пис видно, что в Рос пришла свобода (Бутов «Свобода», Победин «Поэмы эпохи отмены рабства»). Преимущества свободы-гласность, полит и религ терпимость, появл новых возможн. Произошло воссоед метрополии и эмиграции, обогащ культ ранее запрещ и недоступн цен. Однако свобода была получена в придачу к экономич развалу и соц незащищён. Наложили свой отпечаток указанные явления и на развитие лит жизни. Лит функц в услов свободы слова и печати, что ведёт к появл и утвержд постмодерн. Между тем влияние литературы на жизнь общества уменьшилось. В то же время повыс требования к художественному уровню произведений. Книга должна быть и интересной, и талантливой. Для совр лит было хар сосущ неск лит поколений: продолж творческую деятельность писатели и поэты, пришедшие в литературу в годы оттепели, поколение восьмидесятников: Маканин, Петрушевская, Сорокин, пришло нов поколение: Пелевин, Галковский, Гостева, Гришковец. Проза. Появлению многочисленных антиутопий. Они привлекают внимание к неблагоприятным и даже опасным тенденциям развития как самой России, так и мира. В современной прозе прогнозируется гибель социума, не различающего добро и зло (Ким «Посёлок кентавров»). Проза предупреждает и о полностью не исчезнувшей опасности тоталитаризма в России (Сорокин «День опричника», «Сахарный Кремль»). Поэзия. Немало общего обнаруживаем мы между современной русской прозой и поэзией.В поэзии рубежа веков выделяются три основных мотива: подведение итогов XX столетия и всего тысячелетия; оценка современности; утверждение жизнеспособных ценностей.С подведением итогов мы встречаемся в стихотворении Бродского «1994». Доминируют разочарование, скепсис, тоска, так как глобальные исторические проекты, выдвигавшиеся в минувшие века, не осуществлены, а в СССР коммунистический проект увенчался крахом. Веру в светлое будущее сменяет ощущение конца истории. Драматургия. В создании современной драматургии принимают участие представители разных поколений: наконец легализованные представители поствампиловской волны Петрушевская, Арбатова, Казанцев, создатели постмодернистской драмы Пригов, Сорокин, представители драматургии девяностых. Сумели к себе привлечь внимание драматурги Гришковец, Курочкин. Ведущая тема современной драматургии-человек и общество. Наибольший интерес из числа представителей реалистической драмы сумела вызвать в 90-е годы Мария Арбатова благодаря новой для русской литературы феминистской проблематики.Исключительно большое место в современной драматургии занимают также римейки-новые, осовремененные версии известных произведений. Признак совр лит проц: сосуществование 3-х художественных методов, которые по сути должны были сменить друг друга: реализм, модернизм, постмодернизм. Реализм хар адекватн отраж действ, герой поним как детерминируемые средой, четкое представление об идеале, разгранич добра и зла, внятный слог без подтекстов и 2-х планов. Виды: традиционный (Астафьев «Прокляты и убиты»); жестокий (Санаев «Похороните меня за плинтусом»); религиозный (Варламов «Лох»); экзистенц-психолог проза (Маканин «Стол покрыт сукном с графин по серед»); философская проза. Модернизм хар особ предст о мире как утративш все ценности, идеал утрачен, он в прошлом, ценность прошлого при отриц наст как бездуховн, рассужд на уровне бытия, герои выступ как знаки, герой ощущ себя потерян, одиноким, стиль прозы усложнен (Гришковец «Как я съел собаку»). Постмодерн хар представлен о мире как тотальном хаосе, поним реальности как симуляции, интертекстуальн, нераздел своего и чужого слова, нового ничего не созд. Выдел 3 течен: концептуализм (реакц на зрел соцреализм) в основе язык ссср и нов авангардн; соц-арт (пародия на офиц советск искусст, эпатаж); куртуазный маньеризм (пародия на средневековое служение даме сердца, пошлые стихи). Стихи Степанцова, Былова, Григорьева. Отношение критиков к совр лит неоднозначно: она и значительная в достижен, и бесприютная, и от неё вовсе след отказ. Но вообще совр лит-это живой процесс, кот происх на наш глазах и поэтому не может быть оценен полностью и адекватно, должно про йти как мин неск десятк лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: