Проблема периодизации историко-лит. процесса. Осн. этапы. Представление о ведущих направлениях и методах – соцреализме, постмодернизме, новом реализме

Обобщающей и авторитетной точки зрения на литературный процесс и историю культуры ХХ в., как и на политическую историю этого времени, не сложилось. Литература - одна из сфер воплощения русского национального характера. Вся русская литература ХХ века существует в русле трех подсистем: метрополии (советской лит-ры, подчиненной государству), потаенной литературы (созданной художниками, которые не могли или не хотели по идейно-политическим соображениям публиковать свои произведения) и русской диаспоры за рубежом. Еще одна «странность» – смена художественных парадигм, т.е. вытеснение художественного кода рубежа веков «художественным языком» социалистического реализма, утвердившегося к началу 30-х годов. Литературный процесс советского времени характеризуют новые отношения между литературой и властью. Революция несомненно была «срывом в духовную пропасть», «помрачением русской народной души», жертвой чего стал сам русский народ, потому что революции было суждено «не удовлетворить вожделения русских масс, а разочаровать и образумить их» (философ Ильин). Ключевые моменты, сформировавшие русский характер – бескрайность русского пространства и исторический момент – коренная переориентация на Запад, создавшая в стране два противопоставленных общественных класса с различными культурными традициями: народ и дворянство, «почву» и «цивилизацию». При столкновении двух этнически разных культур противоположных генотипов возникает антикультура, химерическая культура (по определению Гумилева). Черта, отделяющая интеллигенцию и народ, непереступима (Блок). В литературе доминирует коллективное начало ( пр-я А. Фадеева, И. Эренбурга и В. Маяковского). В диаспоре же литература воплощала идею самоценности человеческой личности. В начале века появляется «человек массы». Старые основания культуры рушатся, а новые еще не сложились личности (И. Бунин, В. Набоков, М. Алданов). Художник оказался перед выбором собственной культурной ориентации. Появляются социальные маски – литературные амплуа (аристократа (М. Булгаков), матроса – «братка» (Вс. Вишневский), еретика (Е. Замятин), отшельника (А. Грин), «мятущегося» (С. Есенин), крестоносца, утверждающего новую идеологию (Д. Фурманов и А. Фадеев), революционера (Маяковский), юродивого (Платонов)). Между «почвой» и «цивилизацией» возник «зазор» - культура примитива, творцы и потребители - городская беднота, мещанство – люди, «выломившиеся» из прежних социальных структур и не нашедшие себе места в новых; утратившие связь с деревней, но не обретшие связей с городом. К ней обратились писатели-«юродивые». Соцреализм: становление социалистического реализма явилось результатом совпадения партийной политики и имманентных законов литературного развития. К рубежу веков реализм уже явно утрачивал свои мировоззренческие и литературоведческие позиции под давлением модернизма и в результате кризиса позитивистского сознания, и реалистическая эстетика получила свое обновление в творчестве таких художников, как М. Горький, Л. Леонов, А. Фадеев, А. Толстой, К. Федин, М. Шолохов. В их творчестве, представлен «нейтральный» или «авторитарный» стиль, характеризующийся монологическим типом повествования. Новый реализм был адаптирован к мироощущению человека ХХ столетия: «открылась та истина, что действительность намного сложнее, чем казалось раньше, что мироздание и частная судьба человека вовсе не всегда вписываются в простую совокупность причин и следствий».

Нормативизм -ответвление от реализма: «утверждая права личности на преобразование мира, эта литература также утверждала права личности на насилие в отношении к этому миру – пусть и в благих целях» (с ним связаны имена Ю. Либединского, Н. Островского, В. Ильенкова, А. Аросева, Ф. Гладкова).

Модернизм - неотъемлемая часть литературного процесса, две наиболее мощные его ветви - импрессионизм и экспрессионизм (отличие экспрессионистической эстетики от импрессионистической – строгая заданность детерминант характеров и сюжета, роль – в утверждении права на сомнение; задача модернистской эстетики - в постановке проблем несовершенства общественной жизни).

Литературный процесс 20-х гг. обусловлен полемикой между реалистическим и модернистским направлениями. Нормативизм: искусство как орудие политической борьбы, модернизм: искусство - самоценный художественный мир.

Направления в развитии драматургии 30-50х гг. Жанры, новые формы («оптимистическая трагедия»), тип героя, традиционное и новаторское (связь с «новой драмой», драматургией 20х гг в решении темы революции и гражданской войны). Горький «О пьесах»

Драматургия развивалась в сложных условиях: с одной стороны, энтузиазм «наступления социализма по всему фронту», патриотизм в годы войны побуждали к поиску новых форм и новых героев. С другой стороны – конкретные человеческие характеры и нависшая над художниками тень партийного руководства, идеологическая цензура. В конце 30х гг дала о себе знать тенденция «затухания конфликта», прервавшись во время войны. «Перековка» человеческого сознания рождало ощущение переворота в искусстве. В условиях подготовки к I съезду сов.писателей развернулась дискуссия традиционалистов и новаторов. Новаторы – Вишневский, Погодин, Ромашов: «новый мат-л требует новых выразит.средств, отстаивали «массовидность» героя и отрицали психологическую индивидуализацию как рецидив буржуазного искусства. Вишневский: монологи ведущего обращены к залу, разрушил театр «четырех стен», действие перемещено в окопы, ввел массовые сцены. Погодин: создал пьесу-очерк, тема: преобразующая сила коллективного труда («Темп»). Вывел на сцену толпу крестьян. Бросил вызов тем, кто не хотел видеть поэзии в созидательных буднях (Поэма о топоре). Главная тема лит-ры 30х гг – социалистическое строительство. Новаторы иногда впадали в нигилизм по отношению к классическому наследию Чехова, Островского, Ибсена. Традиционалисты (Александр Афиногенов, Киршон, Файко, Олеша) видели путь к новаторству не в разрушении классической формы, а в ее творческом освоении: изображение злободневных идей, человеческих отношений, новые идеи, отношения, чувства, новое разрешение волнующих человечество проблем (Киршон на выступлении на I cъезде сов.писателей). Фокус драмы – человек, конфликты д.б.переданы через психологию героя (А.Н.Толстой, Тренев). Ближе к «новой драме». Раскрывается внутренний мир героев со всей гаммой переживаний, связанных не только с социальной, но и с личной жизнью. Афиногенов: «Чудак»: как простое чувство изменяется в условиях действительности. «Страх»: «уничтожьте страх…, и вы увидите, какой богатой творческой жизнью расцветет страна». Оппонент герою – сам герой. Нет ощущения прямолинейного решения конфликта.Был исключен из Союза писателей.

Горький примирял крайние позиции в спорах о новой драме, пьесы которого явились школой создания полнокровных характеров. Статья «О пьесах» (1933):призыв к осмыслениию «всесторонне драматической» эпохи «драматизма разрушения и созидания» через «живого, цельного человека», критиковал поверхностные, схематичные образы. Призывал создавать героический образ современника с той силой, какой он достоин.

Герои: тенденция к психологизму. Погодин стал освобождаться от очеркизма, обращаясь к индивидуализации – эволюция. Пьесы об интеллигенции и трудном преодолении устаревших взглядов, психологические коллизии, жанр – социально-психологическая драма:Лавренев «Мы будем жить», Билль-Белоцерковский «Жизнь зовет», Леонов «Скутаревский». 2 ½ 30х гг – глубже во внутренний мир обыкновенног человека: «Обыкновенный человек» Леонова, «Таня» Арбузова – перерождение героини в общественного человека, «Машенька» Афиногенова.

Тема революции: в условиях строительства нового мира актуальны пьесы о революции и Гр.войне.: «Оптимистическая трагедия» Вишневского, «Гибель эскадры» Корнейчука и др. Поиск в жанре трагедии (социалистической) – нужны были жертвы Гр.войны во имя нового мира. «Оптимистическая трагедия» Вишневского дала название новому жанру. Героико-трагедийный пафос – монументальное обрамление «гигантским хором» матросского полка. Галерея живых характеров, преодолена «массовидность». Хрупкая женщина – Комиссра – олицетворяет собой коллективную силу, хотя не лишена женственности. Умирая, сказала «держите марку военного флота» - торжественно возвышенный финал принял оптимистическое звучание.

В 1930 гг возникает драматургическая лениниана – образ Ленина в непосредственном зримом действии. «Человек с ружьем», «Кремлевские куранты», «Третья, патетическая» (трилогия) Погодина - показ.единство вождя с народом. Житейская простота. Удачная попытка психологического изображения человека.

Драматургия военных лет: освоение классич.традиций + худож.открытия. Симонов «Русские люди»: простота и героика, противостояние гуманизма и жестокости. С.предопределил тему «правды о войне» в послевоенной лит-ре. Леонид Леонов «Нашествие»: логическая цепь: война-горе-страдание-ненависть-месть-победа=симфония войны. Борьба стихий. Путь одинокого мстителя. Александр Корнейчук «Фронт»: конфликт противоположных образов мышления. Историческая тема: А.Н.Толстой «Орел и орлица» и «Трудные годы» - трагедии об Ив.Грозном. Концепция культа сильной личности, идеализация. Кризис военной драматургии: Художественный просчеты: слабо разработанный драматургический конфликт, отсюда – бесхарактерность. Кризис – конец 50х гг. Офицеры и солдаты оказались в тени монументальной фигуры Сталина. После войны – тема перехода к мирной жизни (искл. – Леонов «Золотая карета» 1946 - правда о нанесенных войной ранах, непобежденное зло - трусость). Кризис: конфликт между творческой инициативой народных масс и отсталостью руководства сводился к производственным спорам «Суворов «Далеко от Сталинграда» и др.). Сатирические комедии прибегали к гротеску, шаржу, но были далеки от классического наследия и страдали скольжением по поверхности критикуемого явления. Яркие народные типажи, народный колорит и юмор («Свадьба с приданым» Дьяконова). Бесконфликтность породила схематизм героев и надуманные коллизии. Печать детективного жанра («Великая сила» Ромашова и др.)

Билет

Ахматова получила признание как великий рус поэт. Ее исключительное лир дарован не только передавало душевные состояния чела, но и чутко откликалось на большие события нар жизни. Лит путь, начавшийся еще в дореволюц годы и завершивш в советское время, был длительным и нелегким. С самого нач поэзия ее отлич правдивостью поэтического слова. Поэзия сразу же заняла особое место уравновешенностью тона и четкостью мыслевыражения. Было ясно, что у молодого поэта свой голос и своя интонация. Детство и юность связаны с Царским Селом, появляются стихи о Пушкине. "Вечер", первая книга, имела огромный успех. В меткости эпитетов, в экономии-до скупости-расходовании поэтич ср-в была видна уверенная и искусная работа. Умело выбран деталь, примета внешн обстановки всегда наполнены большим психолог содерж. Через внешнее поведение чел, его жест раскрывается душ сост героя. Сказать многое в немногом-в этом сила поэзии. Некот критики сочли нужным обвинить в том, что поэзия ее "миниатюрна" в дурном смысле, то есть по содержанию и по чувствам, что не может выйти из тесноты собственного "я". Это опровергли подтвердили "Четки" и "Белая стая". В миниатюрах отобраз не только ее душа, но и души ее современников, а также прир Рос. В "Белой стае" лирич нач более сильно выражено. Серия стихов этого сборника связана с войной 1914 года. И здесь лиризм расширяется и углуб до религиоз чувства Родины. Она всегда осозна свою миссию-миссию поэта Рос. Она могла бы уехать за границу, как многие из ее близких и друзей, но не сделала это. В 1917 году она писала. Она все приняла: голод, серость новых хозяев, участь Блока, Гумилева, осквернение святынь, повсюду разлитую ложь. Приняла, но не склонилась ни перед чем. В тяжелые годы репрессий пришлось заним перевод, пришл выслушив окрики невежд, пришл молчать, когда был замучен Мандельштам, повесилась Цветаева. Не молчала, пытаясь спасти сына. Сыну по ложному обвинению был вынесен смерт приговор, заменен лагерями. В поэме "Реквием" нашли выраж народ муки и скорбь по невинно осужд и убит.

Ее лир гер-не окруженная бытом и сиюминутными тревогами, но бытийная, вечная женщина. Она предстает в стих не отражем ее судьбы, а всеми проявлен женск доли и женск голоса. Это и юная девушка в ожидании любви («Молюсь оконному лучу»); и зрелая женщ, соблазненная и соблазняемая, поглощен сложной любовью-борьбой («Сколько просьб», «Смятение»); и неверн жена, утвержд правоту своей преступн любви и готов на любые муки и расплату за мгновения страсти («Я и плакала и каялась»). Лирич гер не совпадает с личн автора, она-лишь своеобр маска, представляющ ту или иную грань женск души, женск судьбы. Она не переживала всех тех ситуаций, кот присутствуют в ее поэзии, но сумела воплотить их силой худож воображ. Она не была бродячей циркачкой («Меня покинул в новолунье») или крестьянкой («Песенка»), отравительницей («Сжала руки под темной вуалью») или староверкой («Я с тобой не стану пить вино»), «бражницей и блудницей». Благодаря своему дару сумела воплот в стих все ипостаси рус женщ. Однако не огранич воплощ одной грани лирич гер-сферой ее любви. Она затронула все грани женск доли: сестры, жены, матери («Магдалина билась и рыдала», «Реквием»). В зрелом творч лирич гер предстает в необычном для женск поэзии ракурсе поэта и гражданина. Если основой женск поэзии всегда счит любовь, то А показала трагич путь женщ-поэта. Трагизм лирич гер углубл мотивом непонимания, неприятия лирич адресатом-мужчиной. Лирич гер любовной поэзии-это всегда гер любви несбывшейся, безнадежной. Христ мировоспр проявл во всем творч. По-христиански восприн свой поэтич дар-это велич Божья милость и велич испытание. Глубокое религиоз нач в частом обраще к теме христ праздников, к библейским сюжетам и образам, к религиозным обрядам. Началом исторического крушения стала, первая мировая война-«страшная книга грозовых вестей». Она накладывает отпечаток на творчество поэта, прежде всего изменяет суть ахматовской Музы: в стихах о трагическом времени русского XX века, о его войнах и революциях ахматовская Муза все настойчивее заявляет о себе не как «я», а как «мы», видя себя частью поколения. Голос лирической героини звучит теперь голосом поэта земли Русской, общим голосом поколения. Голос стал голосом всего русского народа, голосом его совести, его веры, его правды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: