Сложные и составные заголовочные комплексы, их структура и композиция

Заголовочный комплекс – неотъемлемая и важнейшая часть текста.

Вспомогательные элементы заголовочного комплекса носят дополнительный характер, увеличивают информативность, выразительность, указывают на жанр.

Заголовочный комплекс демонстрирует профессионализм того или иного издания. Сегодня тенденция к максимальному использованию заголовочного комплекса, который стал важным элементом концепции. Заголовок становится все больше и больше.

Функции заголовочного комплекса:

· рейтинговая ориентация читателя в потоке публикаций

· рекламная активизация читательского внимания к тексту

· выразительная презентация текста и авторской позиции

В деловой прессе главная задача заголовкаточно передать суть тему проблемы, идеи, о которых идет речь в тексте. Рекламная роль – вторична (для этой аудитории важна суть дела, а не то, насколько ярко представляет ее заголовок).

В общественно-политической прессе заголовок должен выполнять две главные задачи — п оказывать суть, содержания текста и привлекать внимание аудитории. То есть номинативная и рекламная функции заголовка являются одинаково приоритетными. Аудитория общественно-политического издания, как правило, не так однородна, как аудитория делового СМИ, поэтому для привлечения внимания разных групп читателей заголовок должен быть не только точным, но и ярким.

В «желтой прессе» на первое место выходит рекламная функция заголовка: привлечь внимание максимально большого количества самых разных людей — это главное для него. Именно эту сторону ценят в заголовке в первую очередь создатели и потребители бульварной прессы. Ради этого журналисты нередко выхватывают из контекста интригующие фразы, некорректно используют понятия, интригуя аудиторию, даже «на пустом месте». О чем может подумать читатель. И встречая, скажем, в газете заголовок: «Что делает муж, когда жены нет дома»? Возможно, о чем-то очень пикантном. И лишь прочитав следующие за заголовком кулинарные рецепты, он оценит интригу, заложенную лукавым автором в названии публикации.

Конечно, заголовки подобного рода до поры до времени привлекают внимание публики и повышают рейтинг конкретных материалов. Но если рекламное начало не будет продолжением содержательного, смыслового содержания заголовков (а то и будет противоречить им), то читатель может понять, что его дурачат, обманывают, дезориентируют. А значит, и журналист, и издание могут потерять авторитет у читателя, доверие к себе.

Заголовок нельзя путать с тем, что называется «хедлайном» и выглядит внешне как заголовок. «Хедлайн» — это один из элементов особой организации новостного текста, выработанной в западной журналистике. Он существует в органичной взаимосвязи с такими элементами данного рода текстов, как «лид» и «корпус»: в «хедлайне» излагается суть новости, в «лиде» она углубляется, а в «корпусе» дополняется второстепенными деталями. Понятие «хедлайн» в западной журналистике существует параллельно с понятием «заголовок», под которым, как правило, подразумевается то, что в нашей прессе называется «рубрика».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: