Художественно-публицистические жанры

Особенность художественно-публицистических жанров заключается в образном отображении действительности, моделировании ситуации или действительно происшедших или придуманных событий. Важно эстетическое удовольствие. Публицистичность выражается, прежде всего, в присутствии документальности, пафоса.

Как правило, жанр выбирается самим авторов. Это может быть:

Ø Зарисовка – небольшой по объему жанр – в нем отсутствует сюжет.

- отсутствует проблема

- зарисовка показывает цепь картин, ассоциаций

- образность преобладает над информативностью

- не обязательна композиционная завершенность

- виды зарисовки: пейзажная, ассоциативная, портретная

Ø Очерк – пограничный жанр между исследованием и рассказом.

- основа – жизненный факт

От рассказа очерк отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей

Документальная основа очерка:

- конкретность фактов

- действительные герои

- невыдуманные обстоятельства их отношений

Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением, близким к композиции драматических произведений. Предмет очерка не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек как субъект действия.

Ø Эссе – жанр философско-эстетической, литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто-индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

- нет строго заданных жанровых канонов

- это продукт двух очевидно противоположных авторских намерений – описать действительность такой, какая она есть, и навязать свой взгляд

- структура эссе: прерывистость, изменчивость, наложение, отступление

Ø Фельетон – сатирический жанр художественной публицистики, в котором сущность отрицательных явлений и ситуаций раскрывается путем инверсии, ассоциативной разработки текста

- фельетон: документальный (написан по реальным материалам и чаще всего имеет конкретный адрес критики) и проблемный (нет подлинных действующих лиц, герои вымышлены, но в центре – общественно-значимая проблема, бытующая в нашей жизни)

- виды фельетонов: фельетон-статья, фельетон-корреспонденция, ф.-очерк, ф.-зарисовка, ф.-жалоба, ф.-заявление, ф.-пьеса и т.д.

- важным элементом фельетона является ирония.

Ø Памфлет – произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляет сарказм, патетика, гневная экспрессивность, а публицистическое – злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект разоблачения (крупное социальное явление, государственные или общественные деятели)

- памфлет привязан ко времени (через сто лет читать его не интересно).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: