Понятия человек, индивид, личность, субъект, индивидуальность

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных приобретенных качеств. К числу личностных особенностей не относятся генотипически или физиологически обусловленные, никак не зависящие от жизни в обществе особенности человека.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «человек», «субъект».

«Человек» – биосоциаль­ное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать ору­дия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти спе­цифические человеческие способности и свойства не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижиз­ненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшеству­ющими поколениями.

«Индивид» – биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биоло­гического вида (индивидами мы рождаемся).

«Лич­ность» – социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, опыта человечества (личностями мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

«Субъект» – человек как носитель психической активности, познания и деятельности, источник активности, направленной на объект. Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения сознания, самосознания.

«Индивидуальность» выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента. Индивидуальность воспринимается как неповторимая личность.

Организм и личность составляют единство: компоненты личности, такие как темперамент, способности, характер, мотивация объединены системообразующими признаками: направленностью, активностью, саморегуляцией, эмоциональностью.

Структура личности.

Современная наука при описании психологии личности представляет ее в виде структуры, включающей в себя следующие компоненты: направленность, мотивации, темперамент, характер, волевые качества, способности, эмоции.

Все эти компоненты, интегрируясь в психическую структуру личности, выражают ее индивидуальность и определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения в различных ситуациях.

Направленность — важнейшее свойство личности, в котором выражаются динамика развития человека как общественного су­щества, главные тенденции его поведения. Направленность личности — это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.

Формы направленности: влечение, интерес, склонность, идеал, мировоззрение (пассивное мировоззрение – миросозерцание), убеждения, мораль, совесть.

Моральные свойства личности, убеждения, моральные отражают нравственные нормы и регулируют нравственные поступки данной личности

Мотивация – относительно устойчивая и индивидуально не­повторимая система мотивов. Мотивы – связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос «Ради чего она совершается?». Активность – мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и часто­та выполняемых действий или деятельности любого рода.

Темперамент (от лат.–«смесь, соразмер­ность». Древнейшее описание темпераментов принадлежит Гиппократу. Он считал, что темперамент че­ловека определяется тем, какая из четырех жидкостей организ­ма преобладает: если преобладает кровь («сангвис» по-латыни), то темперамент будет сангвинистический, если желчь («холе»), то человек будет холериком, если слизь («флегма»), то темперамент флегматичный, если черная желчь («мелана холе») – меланхолик. Эту теорию называют гуморальной (от лат. «гумор» – жидкость).

В структуре темперамента выделяют три главных компонента:

1) Общая активность индивида, которая может колебаться от инертности, на одном полюсе до мощной стремительности действий – на другом.

2) Двигательный, или моторный, компонент характеризует качества, связанные с функцией двигательного, в том числе речедвигательного, аппарата.

3) Эмоциональность. Этот компонент характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения чувств, аффектов и настроений.

Свойства темперамента – это врожденные и устойчивые индивидуальные особенности психики. Принято выделять следующие свойства темперамента:

Сенситивность – наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для возникновения психической реакции человека, скорость развития реакции.

Реактивность – степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия (угроза, неожиданный резкий звук).

Активность – степень энергичности, которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям.

Темп реакций – скорость протекания различных психических реакций и процессов (скорость движения, темп речи, скорость запоминания).

Пластичность – легкость, гибкость и быстрота приспособления человека к меняющимся внешним условиям (новая компания, другая школа и т.д.).

Ригидность – выражается в инертности, косности поведения, суждений.

Экстраверсия – поведение и реакции человека, преимущественно определяемые внешними впечатлениями, возникающими в данный момент. Экстравертированный человек направлен вовне.

Интроверсия – преимущественная обусловленность поведения и реакций человека образами и представлениями, связанными с прошлым и будущим. Интровертированный человек обращен внутрь себя.

Эмоциональная возбудимость – уровень воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, скорость возникновения этой реакции.

Существует традиционное деление на четыре типа темперамента.

1. Холерический темперамент. Чувства у холерика ярко выражены в мимике, пантомимике. Люди этого типа отличаются быстрыми, энергичными движениями, общей подвижностью, общительностью, стремлением постоянно действовать, активностью. Для них характерна цикличность в работе. Любят общество сверстников. Им свойственны обидчивость и гнев.

2. Сангвинический темперамент. Сангвиники очень продуктивны, но только тогда, когда дело им интересно. Эмоции легко возникают и легко сменяются. Склонны к остроумию, быстро схватывают новое, легко и быстро переключают внимание, приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни. Сангвиники за многое берутся, но часто не доводят начатое до конца. Они могут легко обидеться, но быстро забывают обиды. Не злопамятны.

3. Флегматический темперамент. Чувства флегматиков внешне выражены слабо. Психические процессы протекают у них довольно медленно, темп речи невысокий. Спокойны, уравновешенны, медлительны, малообщительны, неторопливы, настойчивы, терпеливы. Увлекаются надолго, однолюбы.

4. Меланхолический темперамент. Меланхолики склонны к устойчивым, длительным настроениям, слабо проявляют свои чувства (хотя бывают «взрывы»). Склонны к преувеличениям, видят мир в серых тонах, депрессивны. Медлительны, быстро устают. Ведут себя тихо, стеснительны, избегают общения. Обидчивы, обиды таят долго. Легкоранимы, склонны к сильным переживаниям.

Для темперамента неприменимы понятия «хороший» или «плохой». Все типы темперамента равнозначны, каждый из типов темперамента имеет свойство, которое компенсирует его отрицательные качества.

Тип нервной системы не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических трениро­вок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться. Среди детей преобладают хо­лерики и сангвиники (энергичны, веселы, легко возбуждаются). Среди пожилых людей много флегмати­ков и меланхоликов.

Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамен­та. Редко встречаются «чистые» типы темперамента, но преобладание той или иной тенденции всегда про­является в поведении человека.

Характер – совокупность приобретенных устойчивых психо­логических особенностей, определяющих поведение, поступки человека, его отношение к себе, к людям, вещам, деятельности. Слово «характер» - от греч. «черта, примета, печать, отпечаток». Физиологические основы характера – сплав черт типа нервной системы и сложных, устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта и воспитания.

Под чертами характера понимают индивидуальные, привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

Попытки построить типологию характера предпринимали многие учение: Э.Кречмер, У. Шелдон, Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и др.

Немецкий психиатр К. Леонгард считал, что у 20-50% людей некоторые черты характера столь акцентуированы, что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.

Акцентуация характера – это преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии. Психопатия – болезненное состояние характера, при котором резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми.

Выделяют 12 типов акцентуации (гипертимический, дистимический, циклоидный, педантичный и другие типы) каждый из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, склонность к частым однотипным конфликтам, к нервным срывам. Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов (тест Шмишека).

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. Ребенок через подражание и прямое научение усваивает формы поведения взрослых. Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет.

Воля – потребность в преодолении препятствий, сознатель­ная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий.

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные. Непроизвольные действия совершаются в результате возник­новения неосознаваемых побуждений, имеют им­пульсивный характер. Произвольные действия предполагают осознание цели, пред­варительное представление тех операций, которые могут обеспе­чить ее достижение.

Преодо­ление препятствий требует волевого усилия – особого состоя­ния нервно-психического напряжения, мобилизующего физи­ческие, интеллектуальные и моральные силы человека. Волевые действия свя­заны с функционированием мозга. Поражение лобных долей приводит к абулии – болезненному безволию.

Структура волевого действия:

1. Осознание цели и стремление достичь ее,

2. Осознание ряда воз­можностей достижения цели,

3. Появление мотивов, утвержда­ющих или отрицающих эти возможности,

4. Борьба мотивов и выбор,

5. Принятие одной из возможностей в качестве решения,

6. Осуществление принятого решения,

7. Преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достиже­нии поставленной цели,

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых влечений, сознательное подчинение их другим, более важным целям, умение подавить непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульс.

Волевые качества личности: целеустремленность, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, организованность, решительность и др.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, быстроту и легкость овладения деятельностью. Способности обеспечивают быстрое приобретение знаний, умений и навыков, фиксацию и эффективное практическое применение. Способности – психические свойства, являющиеся условия­ми успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Способности подразделяются на природные (или естественные) и специфические человеческие. Специфические способности подразделяются на:

- общие: умственные, уровень интеллекта, развитые память и речь,

- специальные: математические, коммуникативные, художественные и др.

Человек, способный ко многим различным видам деятельности, обладает общей одаренностью.

Способности – прижизнен­ные образования, их развитие идет в процессе индивидуаль­ной жизни, что среда, воспитание активно формируют их. Задатки – это некоторые генетически детерминирован­ные (врожденные) особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способнос­тей.

Формирование и развитие способностей происходит в процессе организованной деятельности и общения. Многие задатки, данные человеку от природы, могут остаться нереали­зованными. Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Эмоции. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятель­ности человека в форме переживаний. Простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей и неудовольствие, связанное с невоз­можностью это сделать.

Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.

Аффект – силь­ное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное пе­реживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом, про­текают бурно.

Эмоции – более длительные состояния. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемы­ми ситуациями. Они воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, сопереживаются.

Чувства – высший продукт культурно-эмоционального раз­вития человека. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). В зависимости от направленности чувства делятся на: моральные (переживание человеком его отношения к другим людям), интеллектуальные (связанные с позна­вательной деятельностью), эстетические (чувство красоты при восприятии), практические (связанные с деятельностью человека). Чувства могут быть очень устойчивыми и длительными.

Эмоциональность – совокупность качеств, описывающих ди­намику возникновения, протекания и прекращения эмоциональ­ных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.

Настроение – эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнеде­ятельность человека. Первые называются стеническими, вто­рые – астеническими.

Возникновение и проявление эмоций связано со сложной комплексной работой коры, подкор­ки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей рабо­ту внутренних органов. Этим определяется тесная связь чувств и эмоций с деятельностью сердца, дыханием, с изменениями в де­ятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика).

Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, скон­центрированных вокруг определенного вида деятельности, предмета, человека.

Стресс и фрустрация - одни из наиболее распространенных видов аффек­тов. Стресс чрезмерно сильное и длительное психологическое напряжение, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоци­ональную или информационную перегрузку. Фрустрация – конфликтное эмоциональное состояние, вызванное непреодолимыми для данного индивида трудностями, препятствиями к достижению цели, крушением планов, крахом надежд, переживанием крупной неудачи. Устойчивость к фрустраторам, перенесению трудностей называется толерантностью.

Тема VI. Психология общения

1. Психология общения. Структура, функции, виды и средства общения.

2. Трансактный анализ общения.

3. Вербальные и невербальные средства общения.

4. Деловое общение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: