Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трех необходимых элементов:
субъекты правоотношения;
объект правоотношения;
Содержание правоотношения (субъективные права и обязанности сторон правоотношения и их фактическое (реальное) поведение).
Участники правоотношений именуются субъектами.
Правоотношение — индивидуализированное общественное отношение, то есть отношение между конкретными лицами (гражданами, организациями, государством в лице государственных органов, субъектами федеративного государства, муниципальными образованиями). А также — между одним и тем же лицом, представляющим взаимоисключающие интересы различных своих правовых статусов. Связанными между собой субъективными правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения. Возможность и долженствование реализуются в конкретных действиях, в реальном поведении.
Субъекты правовых отношений — это социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения. То есть это лица, а также государство, наделённые правами и обязанностями; это непосредственные участники правоотношения.
|
|
Субъекты правовых отношений подразделяются на две категории:
1. Юридические лица, как таковые. У них нет обособленных правовых статусов.
2. Государство (лицом назвать его можно чисто условно). Правовыми статусами здесь являются так называемые ветви государственной власти, например:
Президент;
Правительство;
Законодательная власть;
Судебная власть;
Муниципальные образования.
Физические лица это всегда только люди, они с правовой точки зрения характеризуются правоспособностью и дееспособностью.
Юридические лица — коммерческие и некоммерческие организации всегда полностью правосубъектны, то есть они всегда обладают правоспособностью и дееспособностью в полной мере. Под юридическим лицом понимается организация, выступающая в гражданском обороте под собственным именем, имеющая на праве собственности или иных правах имущество, и может быть истцом и ответчиком в суде.
Государственные и муниципальные органы являются частью аппарата по управлению государством. Государственные органы — это созданные в соответствии с законом структурные подразделения государственного аппарата, которые наделены своей компетенцией. Компетенция государственных органов определяется через их предметы ведения. В административном праве совокупность предметов ведения иногда также называют юрисдикцией. Органы государственной власти вне своей юрисдикции имеют статус юридического лица.
|
|
Одно и то же лицо, представляющее взаимоисключающие интересы различных своих правовых статусов, одновременно является несколькими различными субъектами правовых отношений.
Для того чтобы участвовать в правоотношениях, необходимо обладать правоспособностью. Правоспособностью участников гражданских правоотношений наделяет государство, признавая тем самым их в качестве субъектов права.
Для того чтобы своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их, субъекты правоотношений наделяются дееспособностью.
Иногда в научной литературе применяется термин «правосубъектность», объединяющий правоспособность и дееспособность. Правосубъектность определяется как «социально-правовая способность быть участником соответствующих правоотношений».
Объект правоотношения[править | править вики-текст]
Вопрос об объекте правоотношения в правовой науке является спорным. В целом, под ними понимают материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правоотношение.
В юридической литературе предложен ряд различных определений объекта правоотношения.
Одни авторы называют объектом «то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности»[4], другие — «то, по поводу чего складывается правоотношение»[5]. Причем нередко в оба эти выражения вкладывается один и тот же смысл. В ряде случаев тот внешний предмет, который является поводом установления правоотношения, может указывать и на направленность прав и обязанностей сторон.
Более точным является следующее определение объекта правоотношения —