Эпифеноменализм Томаса Гоббса

Томас Гоббс (1588— 1679) выступил против учения Декарта о двух субстанциях. Субстанция и тело означают одно и то же, поэтому «бестелесная субстанция» суть слова, которые при соединении взаимно уничтожают одно другое, как если бы человек сказал: «бестелесное тело». Под телесным бытием подразумевается существование, без остатка определимое в отношении пространства, времени, числа и движения. Все так называемые чувственные качества являются лишь разнообразными движениями материи внутри вызывающего их объекта. То же и человек: свойственные ему явления сознания нельзя отнести за счет души, они лишь проявления движения тела. Человек — это тело в ряду бесчисленного множества природных тел. Его движения — это реальность. Сознание — параллельно возникающие проявления этих движений. Ощущения — это проявление движений в наших органах чувств, которые возникают под влиянием внешних предметов. «Причиной ощущения является внешнее тело (объект), который давит на соответствующий каждому ощущению орган непосредственно (как при вкусе и осязании) или опосредованно (как при зрении, слухе, обонянии). Это давление, продолженное внутрь посредством нервов до мозга и сердца, вызывает здесь сопротивление или обратное давление или усилие сердца освободиться. Так как это усилие направлено вовне, то оно кажется нам чем-то находящимся снаружи. И это кажущееся или этот призрак люди называют ощущением». Удовольствие — это проявление движения в сердце.

Как именно телесные движения порождают сознание, Гоббс объяснить не может и даже восклицает: «...самое удивительное обстоятельство — то, что нечто вообще может стать явлением, феноменом сознания».

Таким образом, психика — это тень реальных материальных процессов, она — эпифеномен. Вывод является результатом механистического понимания соотношения психики и мозга в духе параллелизма. Всю психику Гоббс сводит к образам. Начало всех представлений — ощущение. Представление воображения — это ослабленные ощущения. Память — тоже представление, когда мы хотим обозначить, что оно отошло в прошлое. Понимание — это образ, который возникает под влиянием слова. Мышление суть течение образов, связь представлений в соответствии с правилом ассоциаций. «Все представления суть движения внутри нас, являющиеся остатками движений, произведенных в ощущении, и те движения, которые непосредственно следуют друг за другом в ощущении, продолжают следовать в том же порядке и по исчезновении ощущения, так что если предыдущее движение снова имеет место и является преобладающим, последующее в силу связанности движимой материи следует за ним таким же образом, как вода на гладком столе следует в том направлении, в котором какая-либо капля ее водится пальцем. Однако так как за одной и той же воспринятой вещью в ощущении иногда следует одна вещь, а иногда — другая, то с течением времени случается, что, представляя себе одну вещь, мы не можем сказать с уверенностью, какое будет наше ближайшее представление. Одно лишь можно сказать с уверенностью, а именно, что это будет нечто, следовавшее за имеющимся у нас представлением в то или иное время раньше». Таким образом, мышление — это не особый, не сенсорный процесс: человеческий ум не имеет никакого другого движения, кроме ощущения, представления и связи представлений. Идеи, которые не могут быть выражены в образах, пустые звуки. Гоббс ограничивает человеческое познание явлениями, что логически вытекает из установок эмпиризма и сенсуализма.

Следы ощущений и представления менее отчетливы, чем восприятия и ощущения. Поэтому они легко сливаются, если являются сходными. Так возникают общие представления, обозначаемые словами. Соединения и разделения слов составляют суждения. Гоббс уделяет большое внимание языку и речи как специфической особенности человека. «Свет человеческого ума — это вразумительные слова». При помощи речи человек регистрирует то, что открывает путем размышления, сообщает другому знание и намерения и др. Однако человеческое превосходство оборачивается нередко своей отрицательной стороной: ни одно животное не подвержено опасности абсурда, а человек часто делает абсурдные заключения, особенно тот, который занимается философией.

Чувства и воля — вторая, кроме познания, составляющая сознания. Они суть субъективные знаки того, благоденствует или разрушается тело. Подчеркивается, что страсти возникают из опыта, лишь некоторые из них врожденны. Хотя страсти и выражаются в языке, «лучшими признаками наличных страстей являются выражение лица, движения тела, действия или намерения и цели, о наличии которых мы узнаем опытным путем».

Составной частью психологических взглядов Гоббса является учение о способностях. Оно выступает в остром политическом значении. Гоббс доказывает, что люди не имеют врожденных преимуществ друг перед другом, выступая тем самым выразителем интересов буржуазии, предоставляя ей научное обоснование для борьбы с феодальной идеологией наследственных преимуществ.

«...Нет другой способности ума, вложенной природой в человека таким образом, чтобы для ее применения требовалось лишь одно, а именно родиться человеком и жить, пользуясь своими пятью чувствами. Те другие способности, о которых я буду говорить позже и которые кажутся присущими лишь человеку, приобретены и умножены изучением и трудолюбием, а у большинства ученых людей — просвещением и дисциплиной... Ибо человеческий ум не имеет никакого другого движения, кроме ощущения и связи мыслей, но при помощи речи и метода эти способности могут быть развиты до такой степени, что человек делается отличным от всех других живых существ». Но если все люди имеют одинаковые способности, возникает вопрос о причинах, порождающих ежедневно наблюдаемые различия в способностях и талантах. Физические различия между людьми, хотя и существуют, но они не настолько значительны, чтобы могли давать решающее преимущество одному человеку перед другими людьми. Различия между людьми в отношении ума складываются прижизненно или в неорганизованной житейской практике без какого-либо метода и культуры обучения (природный ум, по терминологии Гоббса), или формируются путем систематического обучения наукам (благоприобретенный ум, по Гоббсу). По мысли Гоббса, если бы люди были поставлены в одинаковые условия, они приобрели бы одинаковый ум. Однако в уме есть один компонент, по которому люди существенно отличаются друг от друга, собственно, даже и не умственный компонент, но неразрывно связанный с ним — некоторая активность, инициативность или, наоборот, пассивность, индифферентность. «Причины различий ума кроются в страстях...ибо мысли играют по отношению к желаниям роль разведчиков и лазутчиков, ищущих путей к желанным вещам».

От эпифеноменализма Гоббса начинается бессубъектная психология, в которой сознание рассматривается как механическое сплетение его содержаний. Понятие «личность» не имеет психологического содержания и вводится для решения вопроса о вменяемости при рассмотрении совершенных человеком действий. Личностью является тот, чьи слова или действия рассматриваются как его собственные.

5 Понятие об опыте по Локку.

Джон Локк (1632-1704) – отец эмпирической психологии. Основное сочинение – «Опыт о человеческом разуме». Задача психологии – изучение явлений сознания как продукта индивидуального опыта. Это психология без души. Методология исследования строилась по аналогии с исследованиями явлений материального мира, вещей. Законы действия человека в материальном и идеальном мире одинаковы.

Цель – исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания.

Критиковал теорию врожденных идей.

Душа – некоторая пассивная, но способная воспринимать среда. Метафора чистой доски, пустой комнаты, «tabula rasa». Эти сравнения касаются только знаний. Локк не отрицает природных наклонностей, задатков, конституционных различий между людьми.

Источник знаний – опыт как индивидуальная история жизни индивида.

Источники опыта

Источник опыта Ощущение (внешний) Рефлексия (внутренний)
Объект Объекты природы, внешние материальные вещи Идеи, приобретенные ранее
Орган Внешнее чувство (зрение, слух и др.) Деятельности (способности) нашего ума (восприятие, мышление, сомнение, вера, рассуждение, желание и др.)
Продукт Идеи. Знания об окружающем мире. Идеи другого рода, которые не могли быть получены от внешних вещей. Знание человека о самом себе, о различных процессах сознания и понятии об этих процессах.

Все идеи происходят из одного из источников. Ощущение – начало познания, рефлексия возникает на основе ощущения®ощущение – источник всякого знания. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве».

Ощущения рассматриваются как пассивный процесс, в результате которого появляется более или менее точная копия (идея) вещи.

Отрицал активность ощущений®отрицание объективности®невозможность познания внешнего мира.

Виды знания по Локку:

1. Интуитивное – душа сразу усматривает согласие или несогласие двух представлений. Оно является самым достоверным, т.к. предполагает ясное видение отношений между идеями. Это знание человека о самом себе.

2. Демонстративное знание – усмотрение необходимых отношений между идеями посредством других идей. Достоверно, в его основе лежит интуитивное знание. Это выводы, доказательства, которые требуют напряжения внимания и памяти. Оно может быть ошибочным: чем больше опосредующих звеньев, тем больше вероятность ошибки. Познание Бога, этические и математические понятия.

3. Сенситивное знание – сравнение представлений связано с теми данными, которые были получены органами чувств. Это наименее достоверное знание. Знания о внешнем мире.

4. Мнение. Недостоверное знание. Согласие или несогласие идей только предполагается с большей или меньшей степенью вероятности.

По мере увеличения количества идей душа посредством упражнения развивает свою способность к мышлению; затем сочетанием ощущения и рефлексии она увеличивает свой запас и развивает легкость запоминания, воображения, рассуждения и др. способов мышления.

Деление опыта на внешний и внутренний дало начало интроспективной психологии как науке о внутреннем опыте, методом которой является интроспекция.

6 Монадология Лейбница кратко

Лейбниц очень много внес в разработку этих проблем. Свое учение назвал монадологией. Понятие монады - ключевое. Кроме монад, ничего нет, каждая монада - субстанциальная единица. Картина мира плюралистическая, в отличие от Спинозы.

Главные характеристики монад.

1) Монада характеризуется двумя взаимоисключающими характеристиками, она абсолютно проста и бесконечно сложна. Интересен сам выбор этих понятий - простота и сложность. Лейбниц усилил это противоречие простоты и сложности, говоря, что простота абсолютна, а сложность бесконечна. Как возможно сочетание взаимоисключающих характеристик в одной и той же сущности? Монада - не физический атом, не материальная точка, это - духовная сущность. Пример монады - человеческая душа, проста в смысле неделимости, поэтому бессмертна. Душевный мир любого человека бесконечно богат, поэтому монада бесконечно сложна. В мире есть только духовные сущности, телесных нет в принципе. Декартовская протяженность - всего лишь видимость. Материальность - эпифеномен, видимость, придание значения чего-то реально существующего.

2) Монада - самодеятельная субстанция. Mv-квадрат - характеристика движения, потому что это выражение указывает на наличие той силы, которая меняет скорость. Если скорость постоянна, возникает инерция. Монада - центр деятельной силы, поскольку это духовная сущность. Отсяда следует критика механистической картины мира. Все те свойства мира, которые воспринимаются нами как телесный мир и изучаются механикой, связаны с существованием духовных сущностей. Монады - деятельные силы, отсюда вытекают наши представления о внешнем мире. Сила не может быть материальной, поэтому монада не материальна.

3) Монады индивидуальны. Каждая монада индивидуальна настолько, что отличается от всех других монад. Принцип неразличимости тождества, или принцип тождества неразличимых. Если существуют нумерически два объекта, значит эти объекты в чем-то различны. Прогуливаясь по саду с дамами, он раъяснял этот принцип. Одна из дам сказала: «Сколько листьев.» Лейбниц предложил ей найти два одинаковых. Неразличимые объекты тождественны. Каждый объект индивидуален. Отсюда несовместимость плюрализма и абсолютизации количественных параметров и необходимость качественного подхода к миру, важность аристотелевской формы.

Из этого же принципа вытекает необходимость введения принципа постепенности всех переходов от одного объекта к другому, т.е. закона непрерывности. Аллюзии к дифференциальному исчислению очевидны. Поэтому же Лейбниц подчеркивал значение бессознательного в нашей духовной жизни. Все изменения наших восприятий происходят непрерывно, бесконечно малыми приращениями. Следовательно, есть явления, которые происходят бессознательно.

Позиция Локка: то, что не осознается, не существует для сознания. Лейбниц: изменения в духовной жизни непрерывны, мы не можем их осознавать. Говорит о бессознательном.

4) Абсолютная замкнутость монады самой на себя. Каждая монада замкнута в себе так, что в ней нет окон и дверей. Нет каналов, по которым что-либо может поступать в монаду и выходить из нее. Человеческая душа тоже монада. Полное одиночество, аналогия с Богом в монотеистической религии. Нет возможности вступать в контакт.

5) Монада - живое зеркало вселенной. Всеобщая связь всего со всем. Мельчайшие изменения в картине универсума вызывают последствия в остальных частях. Как совместимы принципы 4 и 5? Лейбниц приходит к выводу, что существует предустановленная гармония. Содержание понятия монады - есть абсолютно простое единство бесконечного богатства содержания, что репрезентирует принцип органицизма. Монада - живой организм.

«Представление» можно понимать в двух смыслах: представление чего-то, кого-то (посол представляет страну) и содержание нашей психической жизни (представляем себе стол, окно).

«Представление» можно понимать в двух смыслах: представление чего-то, кого-то (посол представляет страну) и содержание нашей психической жизни (представляем себе стол, окно).

Представление - форма духовной жизни. Составляет природу и является содержанием любой монады. Монады отличаются друг от друга только отчетливостью и ясностью представлений. Камень - тоже монада, но ее представления очень смутные; у растений содержание монады - менее смутные представления. Кошка - более совершенная монада по степени отчетливости представлений. Гармония предустановлена творцом монад. Есть монада монад - Бог (форма форм - всего лишь разумная душа), который сотворил мир и все монады. Творение очень мудро, Бог - столь совершенная монада, что прежде чем сотворить мир, он обозрел всю бесконечную палитру возможных миров, выбрал из них единственный, наилучший, и реализовал его. Поэтому мы живем в лучшем из возможных миров. В мире ничего, кроме монад, нет. Монады обладают способностью саморазвития. Каждая монада развивается, причем по определенной программе. Бог-творец заложил в каждую монаду такую программу развития, что каждая монада развивается несмотря на замкнутость. Программы развития всех монад настолько согласованы, что то, что происходит на Альфа Центавра, согласуется с тем, что происходит с континентом на земле. Неприятные следствия - фатализм.

Полемика Лейбница с Локком. Исторический смысл полемики

Локк (1632-1704) Лейбниц (1646-1716) Локк - "Опыт о человеческом разумении" Лейбниц - "Новые опыты о человеческом разумении" (написано в 1704, но не опубликовано, т.к. Лейбниц посчитал неэтичным публикацию полемической работы, в то время как оппонент уже умер). Немного о Лейбнице: За 3 года до Ньютона опубликовал сообщение об открытии дифференциального исчисления. В 20 лет написал диссертацию "О комбинаторном искусстве" (начало кибернетики), изобрел счетное устройство. Психологические идеи: можно охарактеризовать как объективный реализм и рационализм. Душа и тело являются полюсами в одной монаде. Тело характеризуется пассивностью, бессознательностью, душа - активностью, ясностью представлений. Мир состоит из монад - духовных единиц, не имеющих частей, бестелесных, активных. 3 вида монад: • простые, "голые" (неорганическая природа). Имеют жизненную силу и познавательную активность в форме восприятия • души (животные). Отчетливое восприятие и память. • духи (разумные человеческие души). Обладают высшими духовными свойствами. Монады качественно отличаются друг от друга, создавая тем самым разнокачественные объекты. Душа и тело подчинены разным законам. Объединение происходит благодаря "предустановленной гармонии", т.к. все субстанции есть выражения одного универсума. Мир физический не разобщен с нравственным, это последовательные ступени жизни. Направления спора с Локком: 1. Душа - tabula rasa. Душа, по Лейбницу содержит изначально принципы различных понятий и теорий, а внешние стимулы являются поводом для их пробуждения. Указывает на невозможность выведения из индивидуального опыта все знания. Всеобщую истину невозможно установить путем индукции (всегда останется возможность ее опровержения новыми данными опыта). 2. Роль активности души в восприятии внешних воздействий. Лейбниц считает, что любая монада "отражает весь мир". При этом восприятие мира определяется "внутренним законом монады", т.к. внешняя причина не может иметь влияния внутри монады. Деятельность внутреннего принципа Лейбниц называет стремлением. Т.о. утверждается активность сознания и при получении элементарных ощущений, а не только образовании сложных идей, как говорил Локк. 3. В душе нет ничего бессознательного. По Лейбницу мир является непрерывным, в нем нет скачков. Но т.к.некоторые восприятия мы осознаем только по прошествии какого-то времени, необходимо предположить существование бессознательного. Самая малая степень сознания - малые перцепции. Они определяют наши сознательные желания и страсти, под их воздействием совершаются непроизвольные поступки. Осознанное восприятие - апперцепция - особая сила духа, которая вместе с внешними воздействиями определяет поведение человека. Полемика Лейбница и Локка отражает крайние позиции в психологии сознания на ее природу. Раскрывается недостаточность понимания опыта как индивидуального. 23. Французская эмпирическая психология XVIII века(Кондильяк, Ламетри, Гельвеций, Дидро, Руссо). В становлении эмпирической психологии во Франции определяющим было воздействие теории Локка об опытном происхождении человеческого знания и полемика с Декартом. Научная основа – естественные науки и медицина, истоки – философы просвещения: Ламетри, Гельвеций, Дидро, Вольтер, Кандильяк, Мотескье, Руссо. Существенные черты: – Внимание к проблемам активности человеческого сознания – Оказание на него обусловленности общественными условиями Этьен Бонно де Кандильяк (1715-1780). Истолкователь Локка, указал на ограниченность его эмпиризма. Признавал только один источник опыта – ощущения. Его произведения «Трактат об ощущениях». Методический прием: статуя, внутренне организованная, как человек, и обладающая духом, лишенная всяких идей и чувств. Кандильяк наделяет её обонянием и выводит из него все идеи и психические способности: внимание, память, сравнение, рассуждение, потребности, воображение, воля. Удовольствие - неудовольствие – обязательные эмоциональные спутники ощущений. Потребности – результат познания. Воображение возникает на основе потребностей, является стремлением восстановить образ, отвечающий потребностям. Потребность вместе с активным стремлением создают желание или волю. Все деятельности души – суть измененные ощущения, их превращения. Игнорируют социальную обусловленность сознания (у одинокой статуи возникают человеческие чувства и мысли). С осязанием связывает переход своих ощущений у выводу о существовании других тел (не с помощью рассуждений, а посредством ощущений). Указывает на трудности самонаблюдения, говорит, что для этого нужно известное искусство. Жюльен Офре де Ламетри (1709 – 1751). Естественнонаучный подход к проблеме человека и его психики. Отвергает дуализм Декарта: приписывает материи на ряду с протяженностью, способность к движению (движущую силу), способность к ощущению и мышлению. Нет душу как особой субстанции. Животные имеют способность чувствовать, а не являются простыми машинами. Человек рассматривается как часть природы. Указывает на преемственность развития от животных к человеку (трактат «Человек – Растение). Сознает что, изучение природы будет неизменно создавать неверующих людей. Источники превосходства человека над животными: 1. Человек – высшая ступень в развитии природы 2. Образование, воспитание Душа – это лишенный содержания термин, за которым не кроется никакой идеи, и которым здравый ум может пользоваться лишь для обозначения той части нашего организма, которая мыслит (трактат «Человек – Машина). Разделяет позиции Локковского эмпиризма: только опыт и наблюдение является источником познания. Познание сводится к воображению и вниманию. Воображение – способность фантазировать, суждение, размышление и память. Не делает различия между чувственным и мысленным началом в организме. Познание – начинается с ощущений и сводится к построению образов, с помощью воображения. Порядок в эту деятельность вносит внимание. Познание – акт свободы и требует воли, которая «известна под названием внимания – матери наук». Выделил потребности, как своеобразную сторону душевной жизни и подчеркивал их особую роль в поведении. Чем больше потребностей, тем больше ума. Основные потребности – в пище, безопасности, размножении, наслаждении. Счастье состоит в удовлетворении органических потребностях и телесных удовольствиям. Высшие удовольствия производные от чувственных и доступны немногим людям. Клод Адриан Гельвеций (1715-1771). Его мучила проблема откуда берется неравенство умов. Человек рождается с памятью. Все умственный операции сводятся к ощущениям, игнорирует качевственное своеобразие мышления. Выполнять все умственные операции, сравнимать идеи можно при наличии внимания, внимание предполагает усилия, человек лишенный желания не будет проявлять внимания. При одинаковой заинтересованности познания люди обнаруживают одинаковую способность напрягать внимание. Интерес предполагает стремление к счастью, а счастье – физические удовольствия. В них начала всех поступков, действий, мыслей, дружбы, любви и др. ® вопрос о зависимости неравенства умов от совершенства органов чувств. Дает отрицательный ответ. Вопрос о связи между умом и географическими условиями расовыми различиями между людьми, пищей, темпераментом. Нет связи. Таким образом все люди обладают равными предпосылками для развития своих умственных способностей. Существует две причины неравенства умов – случай, стремление, страсть к славе. Страсть – источник умственной активности, продукт воспитания. Биологизирует понятие интереса: жажда славы – замаскированная жажда наслаждений. Общий вывод Гельвеция: «неравенство умов можно объяснить воспитанием, ибо воспитание делает нас тем, кем мы являемся». Дени Дидро (1713 – 1784). Полемизировал с Гельвецием. Высказывал материалистические и диалектические идеи в понимании сознания, природы человеческих интересов и страстей. Дал трактовку способностей, признал их врожденность. Критиковал сенсуализм Гельвеция, указывал на специфику мышления, Высказывал диалектические идеи о соотношении между ощущением и разумом. Жан Жак Руссо (1712 – 1778). Проблемы человека в центре внимания. Идеализирует естественного человека, каким его создала природа. Характеризует его как существо доброе, чувствующее, способное испытывать сострадание при виде гибели и страдании другого, имеющее только необходимые потребности. В общественном состоянии человек меняет свою природу. Идеи противопоставления естественного, вытекающего из самой природы, всему искусственному лежат в основе всех работ Руссо. Автор системы воспитания (Трактат «Эмиль, или о воспитании», «Новая Элоиза»). В автобиографическом произведении исповедь показана сосредоточенность на внутреннем мире, его индивидуальности, размышлениях о переживаниях. Эта книга расширяла представления о предмете психологического познания – им могут быть не только общие особенности, явления душевной жизни, но и отдельный человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: