Тренировка грудного резонирования на жужжании

Упражнение: резонирование с звуком "ж".

Именно это упражнение целенаправленно тренирует грудное резонирование.

В этом упражнении необходимо "протянуть" звук "ж" на достаточно низкой, удобной для Вас ноте некоторое время, не тратя дыхание до конца. Звучание должно напоминать жужжание шмеля или гудение механической пилы.

Упражнение лучше всего выполнять стоя в легком смирно, хотя можно и сидя и лежа.

Для правильного выполнения упражнения чрезвычайно важное значение имеет форма губ. При произнесении "жжж..." зубы плотно сжаты (но не с силой!), а губы образуют как-бы плотное кольцо, имеющее, достаточно большое отверстие в середине, сквозь которое видны зубы. Если губы сложены неверно, упражнение не получится, поэтому будьте внимательны!

Правильно сложить губы, возможно, поможет Вам следующее представление: плотные губы как бы начали вытягиваться в трубочку, но не закончили это движение, а остановившись в начале своего оформления в трубочку слегка раскрылись. Получилась хорошо известная в геометрии фигура - тор, или по простому – баранка, бублик.

В начале тренировок низко, негромко и не долго произнесите на правильной форме звук "ж", подражая звучанию шмеля. Правильности произношения звука "ж" может помочь чувство злости: представьте себе, что Вы очень сильно рассердились на кого-либо, и выражаете свое отношение к этому человеку, тем что на низкой ноте, зло произносите звук "ж". При этом, звук отчетливо резонирует в груди. После того, как Вы несколько месяцев потренируете это упражнение, у Вас может появиться даже ощущение того, что звук "ж" резонирует не только в груди, но и во всем теле. Последнее ощущение возможно, конечно, только в том, случае, когда "ж" оформлен безупречно, т.е. на правильной форме и оперто (зло). Отметим, что форсировать подобные ощущения не следует, это отдаленная цель тренировок этого упражнения, и в том случае, если Вы будете регулярно и целенаправленно заниматься, все придет само собой.

Схема упражнения:

(основная стойка)

выдох - пффф

пауза

возврат дыхания

жжж... (с резонированием в груди)

пауза

возврат дыхания

3- 4 раза

выдох - пффф

пауза

возврат дыхания

Типичные ошибки приведены ниже после схемы упражнения на жужжание с звуком "з".

Упражнение: резонирование со звуком "З"

Это упражнение также направлено на тренировку грудного резонирования на жужжании. Однако здесь "жужжит" не "ж", а "з". Цель "жужжания" с помощью звука "з" точно такая же, как и с "ж". Единственное существенное отличие между двумя этими упражнениями заключается в форме губ. При оформлении звука "З" губы должны быть растянуты вдоль плотно сжатых зубов в улыбку.

Схема упражнения:

(основная стойка)

выдох - пффф

пауза

возврат дыхания

ззз... (с резонированием в груди)

пауза

возврат дыхания

3-4 раза

выдох - пффф

пауза

возврат дыхания

Типичные ошибки. Ошибки для "Ж" и "З" одинаковы.

1. Звук "плывет" неровной волной - это зависит от двух причин:

а) слишком сильная выдача звука. Приглушите величину выдачи; для этого представьте себе, что Вы хотите, сообщить кому-нибудь, что-либо по секрету, но с чувством большой злости, и, следовательно Вам придется "приглушить" силу звука.

б) в процессе произнесения звука либо губы периодически распускаются теряя, тем самым, необходимую плотность, либо челюсти слегка размыкаются, изменяя, соответственно степень сжатия. В данном случае нужно просто быть внимательнее и следить за степенью плотности губ и сжатия челюстей. Помогает также представление о чувстве злости, раздражения.

2. Звук не резонирует в груди. Упражнение теряет смысл. Попробуйте в этом случае произнести звук очень сердито, зло, на более низкой ноте, и очень коротко. Проконтролируйте правильность образования звука с помощью приема, описанного выше: зажмите и отпустите нос. Звук должен в обеих случаях звучать одинаково и отчетливо резонировать в груди.

Приложите раскрытую ладонь к груди и попытайтесь ощутить легкое вибрирование груди во время жужжания.

Упражнение: резонирование при соединении звуков "ж" и "з"

После того, как звуки "ж" и "з" будут хорошо освоены по отдельности, можно переходить к их соединению. На одном дыхании следует несколько раз произнести и "ж" и "з", протянув немножко, каждую из них.

Должно получиться примерно следующее: "жжжзззжжжззз...".

Важно отметить, что при этом будет меняться только форма губ: от «формы ж» она должна плавно переходить к «форме з» и обратно. Если мы начинаем с буквы "Ж" то, плотные, сложенные в "бублик" губы, переходят в положение "улыбки" и наоборот.

Сильно сжатые челюсти, ощущение злости в произношении, достаточно низкое звучание - все эти требования аналогичны требованиям двух предыдущих упражнений.

Схема упражнения:

(основная стойка)

выдох - пффф

пауза

возврат дыхания

жжжжжзззззжж.. (с резонированием в груди)

пауза

возврат дыхания

2-4 раза

выдох - пффф

пауза

возврат дыхания

Типичные ошибки.

1. Звук "ж" звучит правильно, а звук "з" резонирует не в груди, а в носу. Это очень опасная ошибка, сводящая всю пользу от упражнений на нет. Звук "з" подсознательно ощущается как звучащий выше, чем "ж", и, поэтому при смене формы губ от "ж" к "з" произошло повышение высоты звучания. Представьте себе, что звук "з" должен звучать на полтона, а то и на целый тон, ниже, чем "ж", и, кроме того, мысленно представьте, что Вы посылаете звук "з" в грудь ниже того места, где был звук "ж".

Остальные типы ошибок разобраны выше, после упражнения с звуком "з".

Отметим, что в системе правильного дыхания имеется большое количество упражнений, направленных на организацию правильного резонирования.

Теперь опишем некоторую «хитрость» этих упражнений. Поскольку зубы сжаты и не раскрываются на протяжении всего времени выполнения упражнения, то здесь следует обратить внимание то, куда подается собственно звук "Ж" или"З" – какова его условно выражаясь «траектория». Так вот звук "Ж" должен подаваться как – бы вниз, в пятки. При этом можно считать упражнение выполненным в совершенстве, если при выполнении этого упражнения вибрируют и пятки и ступни ног. Можно даже условно считать, что пол под Вами вибрирует. Если это так, то Вы достигли идеала в выполнении этого упражнения. Однако, заклинаю – не давите на звук, не густите его, не посылайте его с силой вниз, все должно придти постепенно, само по мере развития дыхательного аппарата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: