Тренируем зевок

Вот как определяется акт зевания в популярной медицинской энциклопедии: " Зевота - рефлекторный акт; появляется при утомлении, пребывании в душном или накуренном помещении, ухудшении работы сердечно-сосудистой системы, отсутствии мышечной деятельности, а также в сонливом состоянии. Зевота выражается в глубоком затяжном вдохе через рот и относительно быстром выдохе при широко открытом рте, зеве, голосовой щели, сопровождается своеобразным звуком; Зевота легко возникает как подражательное действие." (Популярная медицинская энциклопедия с. 242).

А вот что пишет о зевоте цитировавшийся выше знаменитый английский этнограф - Э.Б.Тайлор: " Для нашей цели еще более важно отметить существование соответственного ряда воззрений и обычаев, связывавшихся с зевотой. Зулусы считали частую зевоту и чиханье признаком предстоящей одержимости злым духом. Индус при зевоте должен сжать большой и еще какой-нибудь палец и несколько раз произнести имя какого-нибудь бога, например Рамы: пренебрежение к этому обряду такой же большой грех, как убийство брахмана (представителя высшей касты Индии). Персы приписывают зевоту и чиханье одержимости злым духом. У мусульман человек, когда зевает прикрывает рот левой рукой и говорит: << Аллах, укрой меня от проклятого сатаны!>>. Вообще-то, по мусульманскому воззрению, зевоты следует избегать, потому, что дьявол имеет привычку прыгать в рот зевающего. Таков, вероятно, смысл еврейской пословицы: << Не открывай своих уст сатане >>. К этой же категории воззрений относится и рассказ Иосифа Флавия (знаменитого древнееврейского историка О.Е.), который видел, как один еврей, по имени Елизар, излечивал бесноватых во времена Веспассиана, вытаскивая у них демонов через ноздри. Он делал это при помощи кольца, заключавшего в себе корешок, который имел мистическую силу и о котором упоминал Соломон.

Рассказы о секте мессалиан, отплевывавшихся и сморкавшихся, чтобы выгнать бесов, которые могли попасть в нос при дыхании, свидетельства о средневековых заклинателях, изгонявших чертей через ноздри больных, обычай и теперь соблюдаемый в Тироле, креститься при зевоте, что - бы что-нибудь недоброе вошло через рот, все - это заключает в себе подобные же воззрения". (Тайлор с. 85). "

""Сто болезней входит через рот" гласит китайская пословица. Действительно, рот - входные врата многих заболеваний дыхательных органов и желудочно-кишечного тракта. Вы никогда не задумывались пишут Плужников и Рязанцев, почему раньше, особенно в крестьянской среде, было принято крестить рот после зевоты? Движение это выполнялось механически, было доведено до автоматизма, и вряд ли сам "осенявший рот крестным знамением" задумывался над смыслом этого жеста. А символ этот имеет давнюю, еще языческую традицию. Считалось, что через рот в организм мог попасть "злой дух" и вызвать какую-либо болезнь. А чтобы его туда не пустить, надо открытый рот защитить каким- либо магическим символом, позже -крестом. Не умея еще правильно объяснить этого факта человек сделал интереснейшее наблюдение: через полость рта в организм могут проникать самые разнообразные заболевания." (Плужников, Рязанцев с. 166 -167).

Диалог

Л.Ч. Правильно ли я понял, прочитав вышеизложенное, что зевать опасно?. А как же быть в том случае, если очень хочется?

А. Ну конечно же зевать опасно, в такой же степени, в какой опасно возвращать дыхание через рот. Особенно при зевании если Вы возвращаете воздух ртом, то вдох выходит очень глубоким, как правило, насильственным. Получается именно "вдох", а не нормальный возврат дыхания. Конечно зевают все. Зевание - это безусловнорефлекторный акт. Посмотрите как "сладко" зевает после пробуждения домашняя кошка, грациозно потягиваясь. Но нужно овладеть "правильным" зевком, и все проблемы с "сатаной, влетающем в рот при зевке", будут решены.

Л.Ч. А так ли важно, "зевать правильно", ведь это происходит не так часто, и в достаточно короткое время.

А. Повторимся еще раз- вдох ртом при акте зевания, рефлекторно оказывается чрезвычайно глубоким и достаточно долгим, рот при этом широко открывается, гортань низко опускается, "вход" в легкие оказывается незащищенным, и в этот незащищенный "вход" воздух "всасывается" с силой. Иначе говоря интенсивность вдоха через рот при зевании значительно выше, чем при обычном разговоре. К чему это приводит мы уже подробно говорили выше, повторяться не будем.

Л.Ч. Так как же все таки зевать?

А. При зевании нужно соблюдать все то же основное правило

трехфазного дыхания - возврат дыхания носом.

Л.Ч. А это возможно?

А. Да, и на тренировку этого навыка и направлены предлагаемые ниже упражнения трехфазного дыхания.

Л.Ч. Вы только что упомянули о вдохе, извините, возврате дыхания через рот при разговоре.

А. Да.

Л.Ч. А нет ли тут какой-либо связи.

А. Вы затронули очень важную, на мой взгляд проблему. Давайте посмотрим любую литературу по дыханию (и "правильному" и "неправильному"). Практически в каждой работе говорится о необходимости носового возврата дыхания. Доказывается польза носового дыхания, вред дыхания ртом, а люди все равно продолжают дышать ртом при разговоре. Почему?

Л.Ч. Ну, наверно потому, что не все интересуются литературой по дыханию.

А. Да, конечно, а как же быть в этом случае с медиками, и авторами ряда дыхательных систем, выступающими по телевизору? Я всегда в этих случаях вспоминаю любимую поговорку моей бабушки: «Врач! Исцели Самого Себя».(Евангелие от Луки. 4.23).

По-видимому возврат дыхания ртом при разговоре происходит потому, что люди просто не обращают на это внимание. Можно предположить, также, что одной из причин, обуславливающих это явление т.е. возврат дыхания через рот при разговоре является неразвитость зевка.

При этом имеется в виду, что у говорящего, в момент разговора не поднимается небный язычок, небная занавеска неподвижна, гортань не опускается, а следовательно объем глотки оказывается слишком мал, и поэтому воздуха, возвращаемого через нос не хватает, и приходится "добирать" через рот. А поскольку дышать ртом и "проще" и "легче" то такой дыхательный стереотип закрепляется и становится автоматизмом.

Таким образом вывод: для того, чтобы при разговоре нормально возвращать дыхание носом необходимо тренировать зевок.

Л.Ч. А как же дышать во время собственно зевка?

А. По правилам трехфазного дыхания: возвращать дыхание через нос.

Л.Ч. А получится?

А. Вы попробуйте прямо сейчас. Это упражнение Лобановой, которое было дано в первой главе как модификация №1. Сейчас давайте проделаем модификацию этого упражнения №2. Выдохните как обычно на "пффф" слегка открытым ртом, сделайте небольшую паузу и максимально вертикально откройте рот так, чтобы губы со стороны щек образовывали бы своеобразную «стенку», а расслабленный язык положите как можно глубже в глотку. Такой максимально открытый рот оставьте на все время возврата дыхания носом. Закройте рот и снова выдохните на "пффф". Опять откройте рот и вдохните носом. Несколько раз проделайте весь цикл. (Кстати на такой форме рта пела в Ла Скала великая Мирела Френи в том случае, когда с силой звука в 130 Дб. брала высокую ноту) Уже на второй или третий раз Вас обязательно "потянет" зевать. Это очень хорошо. Не бойтесь этого. "Отзевайтесь" и продолжайте возвращать дыхание через нос, а рот оставьте широко открытым. (Читателям настоятельно рекомендуется "не отходя от кассы" проделать это упражнение несколько раз).

Получилось?

Л.Ч. Вроде, да.

А. Попробуйте еще раз, только не злоупотребляйте слишком частым выполнением этого очень простого упражнения. Главное четко ощутить, что Ваше дыхание возвращается при широко отрытом рте только и исключительно лишь через нос. Кстати, если Вы постарались открыть рот как можно больше по вертикали, то в этом случае носовой возврат дыхания произойдет очень быстро. Попробуйте еще раз и обратите внимание на скорость возврата дыхания.

Л.Ч. Похоже, что действительно, скорость вдоха достаточно велика. Но в таком случае, не совсем понятно - Вы предлагаете постоянно ходить с широко открытым ртом? Это все же не совсем прилично, и более того – не эстетично.

А. Тут, вне всякого сомнения Вы совершенно правы. Однако Вы здесь забежали "раньше батьки в пекло". Упражнения трехфазного дыхания тренируют так называемый "вежливый зевок". Это значит - что Ваш рот прикрыт, а внутри образуется достаточно объемное пространство за счет поднятия неба и опускания гортани, при этом нижняя челюсть опускается вниз и назад. Вы сладко и глубоко зеваете, губы при этом как-бы складываются в подобие трубочки к середине рта, и очень не намного уходят вглубь рта, а не наружу, как при поцелуе. Вот это и есть положение "вежливого зевка".

Особо подчеркнем, что такое состояние речевого аппарата, образующееся в результате "вежливого зевка", будем в дальнейшем называть положением зевка. Положение зевка чрезвычайно важно в принципе для большинства упражнений трехфазного дыхания. Многие звуки и звукосочетания выполняются наиболее эффективно и наиболее правильно только на положении зевка.

Итак, еще раз сформулируем основные цели, на которые направлены упражнения на зевок:

1. Возврат дыхания при зевании и речи только через нос.

2. Зевок с закрытым ртом.

3. Тренировка гибкости, подвижности гортани и небной занавески, а тем самым и укрепления этой части речевого аппарата.

Образование гласных в речи и пении при развитой мускулатуре зева способствует ровному выдоху, а также создает наиболее благоприятные условия для оптимального резонирования звуков. Еще раз скажем о том, что положение зева с поднятым мягким небом и опущенной гортанью называется положением зевка или формой зевка. Это положение наиболее естественно и просто получается тогда, когда человек, начав зевок, вдруг, застеснявшись, прерывает его. При этом внутри процесс зевания как-бы еще продолжается, а человек уже закрывает рот, но не за счет сближения челюстей, а тем, что губы сближаются к центру рта. Положение получается следующим: челюсти разомкнуты, гортань опущена, а мягкое небо поднято, губы рот закрыли.

Работа над формой зевка требует особой тщательности и занимает от трех до пяти месяцев систематических тренировок. Начинать работу над зевком можно только после как основное упражнение трехфазного дыхания достаточно хорошо освоено. Критерием этого должно стать ощущение естественности трех фаз в дыхании.

Итак, начинаем тренировку.

Упражнение:"Картофелина"

Поскольку "прерванный зевок" организовать довольно трудно, для этого как предварительное условие, нужно, по крайней мере первоначально зевнуть, а зевать не всегда хочется, то более распространенным упражнением является "классическая картофелина". "Классическая" постольку, поскольку это упражнение уже очень давно используется для тренировки зевка в различных певческих и сценических школах.

Представьте себе, что после выдоха, паузы и возврата дыхания, Вам нужно спрятать во рту целую, среднюю по величине (Вашего рта), но еще не остывшую картофелину, спрятать так, чтобы ее никто не увидел.

Нельзя, чтобы картофелина была холодной - в этом случае ваши челюсти обязательно тесно сомкнутся и губы потеряют напряжение. Теплота картофелины - это как-бы дополнительный тонус, для поддержания речевого аппарата в нужном состоянии.

Итак - картофелина во рту - губы сомкнуты, прикрывают рот, челюсти широко открыты. Это состояние возможно только в том, случае если губы интенсивно стремятся собраться к центру рта. Лицо при этом удлиняется. Само собой получается, что небная занавеска поднимается (не забудем, что картофель еще горячий), а гортань опускается. Это и есть положение "вежливого зевка" - Вы и сладко зеваете, и никто вроде бы ничего и не замечает. Мало ли почему у человека вытянулось лицо?

При начальной тренировке этого упражнения нужно начинать с максимально открытого рта, с такого, с какого Вы привыкли сладко, без стеснения, зевать. Это требование необходимо постольку, поскольку у большинства людей и небо и гортань совершенно не развиты. Вызвать правильные ощущения поднятия неба и опускания гортани в условиях неразвитого дыхательного аппарата просто невозможно. Поэтому то единственный способ хоть как-то "растянуть" небо и гортань заключается в том, чтобы начинать упражнение с широко открытого рта, только в этом случае небо и гортань "сдвинутся" с мертвой точки.

Итак - мы начинаем с максимально открытого рта, лучше постараться основание языка "загнать" вглубь, в горло, хотя на первых порах это не обязательно. Ощущение "правильной" позиции языка в последствии придет само собой. Это положение точно такое же как и при акте обычного зевания. Затем, слегка сближая челюсти, но не смыкая их, интенсивно прикрываем отверстие рта за счет губ. При этом губы должны находиться постоянно как-бы в условной плоскости, образованной зубами нижней и верхней челюсти, не выдаваться вперед, как при поцелуе, и не "уходить" внутрь, под зубы. Они должны плотно прилегать к воображаемой стенке, которую можно мысленно провести между зубами. Для контроля правильности собранности губ, можно воспользоваться карандашом. Возьмите его в рот, и попробуйте удержать его губами, не загибая их, однако, внутрь рта. Вот эта форма губ, удерживающих карандаш и будет правильной, только не забудьте, пожалуйста, что в случае формы вежливого зевка, между губами нет "дырки".

Схема упражнения:

Выдох -пффф

пауза

возврат дыхания

(основная стойка)

пфффф

пауза: в начале паузы широко открываем рот,

закрываем его постепенно (в течении 1-2 секунд) губами,

смыкающимися к центру. Челюсти не сближаются.

После того как губы плотно сомкнулись в центре рта,

возвращаем дыхание через нос.

пфффф

пауза: в начале паузы широко открываем рот,

закрываем его постепенно (в течении 1-2 секунд) губами,

смыкающимися к центру. Челюсти не сближаются.

После того как губы плотно сомкнулись в центре рта,

возвращаем дыхание через нос.

пфффф

пауза: в начале паузы широко открываем рот,

закрываем его постепенно (в течении 1-2 секунд) губами,

смыкающимися к центру. Челюсти не сближаются.

После того как губы плотно сомкнулись в центре рта,

возвращаем дыхание через нос.

пффф

пауза

возврат дыхания (вольно).

При неразвитой мускулатуре зева упражнение чрезвычайно утомительно, поэтому нельзя повторять его более трех раз подряд. Лучше проделывать это упражнение неоднократно в течении дня, по два-три раза, чем много раз подряд.

Постепенно, по мере тренировки мускулатуры Вы сможете организовывать "вежливый зевок", начиная не с широко открытого рта, а напротив, с обычно закрытого рта. Зевок будет образовываться за счет опускания нижней челюсти и уплотнению губ к центру рта, которые так и не будут открываться.

Л.Ч. Так что же Вы обрекаете нас всегда так зевать с закрытым ртом?

А. Нет, почему же. Если Вы хотите расслабиться, и Ваше окружение позволяет Вам зевать обычным образом - ради Бога, зевайте. Кроме пользы, как говорится, никакого вреда. Но только помните о том, что и в этом случае необходимо, если и не креститься, то уж возвращать дыхание только через нос.

Л.Ч. Наверное это трудно.

А. По первоначалу очень трудно. Ведь надо же все время помнить о носовом возврате дыхания, а так хочется потянуться, расслабиться, забыть обо всем, а тут трехфазное дыхание "со своим носом".

Поэтому и необходимо сделать навык возврата дыхания через нос - автоматизмом. Перебить стойкий многолетний условный рефлекс. Подчеркну еще раз, что для акта зевания - это особенно трудно. Выход только один - тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться.

Л.Ч. Спасибо.

Возможные ошибки.

Одна из типичных ошибок у начинающих - неверная форма губ. Еще раз подчеркнем, что в этом упражнении собранные к центру губы должны находиться в плоскости рта, быть как-бы строго вертикальными.

а) они либо очень сильно "подгибаются" под зубы, так, что их края как бы совсем уходят внутрь рта;

б) либо наоборот, выпячивают губы трубочкой как при поцелуе.

И в том и в другом случае происходит сближение челюстей. Упражнение теряет смысл. Небная занавеска опадает, иногда даже и не поднявшись как следует. А о гортани и говорить нечего. Она не опустится, если не опущена нижняя челюсть (у новичков).

Всегда нужно помнить, что мы стараемся спрятать горячую картофелину, она как-бы изнутри "растягивает" наш рот, не дает челюстям смыкаться, небу опускаться, а гортани подниматься.

Для самоконтроля, во время паузы, прежде чем начать сжимать челюсти, можно вставить между ними два пальца со стороны щек, контролируя, тем самым степень сближения челюстей.

Вторая ошибка. Губы сближаются к центру слишком быстро. Этот процесс должен совершаться достаточно медленно, даже скажем "обдуманно". Мы должны обязательно мысленно контролировать траекторию движения губ к центру, следя также и за все более возрастающей степенью их напряжения. Если же процесс смыкания губ будет происходить слишком быстро, то и челюсти автоматически сойдутся. Упражнение опять-таки, потеряет смысл. Нельзя, однако, и слишком медленно смыкать губы - устанут челюсти (точнее их мышцы). Процесс смыкания должен занимать 1-2 секунды, не более.

Третья ошибка. Человек стягивает губы к центру, и где-то по пути, забывает о том, что челюсти должны быть разжатыми и смыкает их. Получается: "АМ". Упражнение в этом случае совершенно теряет смысл.

В этом случае также контролируйте смыкание челюстей пальцами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: