На культурном уровне биотические принципы проявляются в виде следующих принципов:
(1) принцип конкуренции;
(2) принцип господства;
(3) принцип последовательности (succession).
Принцип конкуренции является основным (формообразующим) для пространственной (= экологической) организации сообществ. Однако он претерпевает на социальном уровне видоизменения: если в экономике он проявляется как экономическая конкуренция, то в политике — как конфликт. Общественные нормы накладывают ограничения на действие этого принципа.
"...Общество, с точки зрения экологии, являясь территориальной единицей, есть всего лишь область, внутри которой биотическое соревнование уменьшается, а борьба за выживание (естественный отбор) принимает более совершенные и сублимированные формы" [2, с.49].
Принципы господства и последовательности производны от принципа конкуренции, являются его функциями.
Принцип господства: "В каждом живом community существует один или более господствующий вид" [2, с.49]. = Непосредственное действие этого фактора проявляется в образовании естественных (функциональных) районов сообщества, например, банковских центров, торговых центров, трущоб и т.д. Принцип последовательности: "упорядоченная согласованность изменений, через которые проходит биотическое сообщество в своем развитии от низшей и относительно нестабильной стадии до относительно постоянной, или кульминационной стадии. Главным является то, что само community, т. е. система отношений между видами, вовлечено в упорядоченный процесс изменений и развития..." [2, с.51]. = Действие принципа проявляется в "серийном" (последовательном; поэтапном) характере развития сообщества.
|
|
СУЩЕСТВЕННОЕ ОТЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ ОТ РАСТИТЕЛЬНОЙ И ЖИВОТНОЙ [2, с.54].
Взаимоотношения людей с другими людьми и своим habitat не идентичны взаимоотношениям других форм жизни — вследствие того,
(1)что человек физически относительно независим от природных ресурсов своей среды обитания;
(2) отношение человека к окружающей его среде опосредовано вмешательством в него других людей;
(3) технические новшества значительно увеличивают возможности человека в преобразовании среды;
(4) институциональная структура, закрепленная в обычаях и традициях, оказывает сопротивление изменениям (а значит — и конкуренции): "В отличие от обществ животных в человеческом обществе соревнование и свобода индивида ограничены обычаями и согласованностью на каждом уровне после биотического".
"Сфера действия... контроля, навязываемого обычаями и согласованностью естественному социальному порядку, усложняет социальный процесс, но кардинально его не изменяет. В том случае, если она изменяет социальный процесс, эффект биотического соревнования все равно будет проявляться в наследуемом социальном порядке и в последующем ходе событий" [2, с.54]
|
|
Сдерживание (традиции, обычаи, социальные нормы).
"Общество является организацией контролирующей. Его функция заключается в организации, интегрировании и направлении энергий, заключенных в индивидах. Наверное, можно добавить, что функцией общества всегда являлось сдерживание, и, таким образом, достигалась наиболее эффективная кооперация составляющих его органических единиц" [2, с.55].
Функция общества = "сублимирование" конкуренции
Сами социальные нормы = продукт коммуникации:
"Обычаи, конвенции и закон, посредством которых общество контролирует индивидов и самоконтролируется, оказываются, в конечном счете, продуктом коммуникации"
(R.Park. Society: Collective Behavior, News & Opinion,
Sociology & Modern Society. Glencoe (III.): Free Press,
1955, p.313). __________________________________
Cp. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
КОММУНИКАЦИЯ (взаимодействие):
Взаимодействие = это прежде всего физический (пространственный) контакт, основанный на "ожиданиях":
"...нравами является просто то, что человек ожидает в определенной ситуации".
Коммуникация = интегрирующий и социализирующий процесс = обеспечивает согласованность действий:
именно согласованность действий (а не структура) придает обществу специфически социальный характер.
Согласие, институционализированное в традициях, морали, привычках, осуществляет контроль над естественными проявлениями конкуренции,
НО,
все равно:
экономический, политический и моральный порядок = сублимированные формы биотической конкуренции: без конкуренции общество не могло бы существовать; даже пространственный контакт (взаимодействие) — выражение конкуренции,
однако в коммуникации происходит ее сублимирование.
Социальные чувства = результат сублимации естественных качеств.
Социальные силы = сублимированная форма естественной силы (биотической конкуренции).
Примерно так же у Фрейда и других психоаналитиков.