Из работы "Обыденная и научная интерпретация человеческого действия" [4, с. 132].
"Лишь очень малая часть знания о мире рождается в личном опыте. Большая часть имеет социальное происхождение и передается друзьями, учителями, родителями, учителями учителей. Меня учат не только определять окружающую среду.., но и строить типичные конструкты согласно системе релевантностей, соответствующей анонимной унифицированной точке зрения «мы-группы». Сюда относятся образы жизни, способы взаимодействия со средой, практические рекомендации по использованию типичных средств для достижения типичных целей в типичных ситуациях. Типизирующим медиумом par excellence, посредством которого передается социальное знание, являются словарь и синтаксис повседневного языка. Диалект повседневности — это, по преимуществу, язык имен, вещей и событий. А любое имя предполагает типизацию и обобщение... Донаучный диалект — сокровищница уже готовых, уже сконструированных типов и характеристик..."
|
|
Научная типизация строится на базе обыденных типизации.
Уже донаучное знание типизировано.
Понимание всегда предполагает отнесение данного случая к тому или иному типу.
(1) Типы мотивов.
(2) Типы действий.
(3) Типы актеров ("личностные идеальные типы").
Партнеры и современники. Анонимность
Обыденное структурирование социального мира актером (например, мной) включает и структурирование всех других людей по типам отношений, связывающих эго (например, меня) с ними.
Во временном измерении разделяются три типа:
(1) предшественники;
(2) современники;
(3) преемники.
Среди современников выделяются те, с кем я разделяю не только время, но и пространство — партнеры (или сообщники): партнеры находятся в чистом "мы-отношении".
Если партнер может быть понят в его уникальности, то современники понимаются в той или иной типичности. Любой человек, которого мы намерены понять, находится в континууме "уникальная личность — идеальный тип".
Современники могут быть классифицированы по степени их анонимности, вплоть до полной анонимности.
Увеличение анонимности влечет уменьшение полноты содержания взаимодействия; однако чем выше степень анонимности, тем выше степень предсказуемости поведения другого.
В случае полной анонимности люди воспринимаются как взаимозаменяемые.
Литература
1. Ионин Л.Г. Понимающая социология. М., 1979. С. 113-138.
2. Ионин Л.Г. Альфред Шютц... // Современная американская социология. М., 1994. С. 180-194.
3. Шютц А. Создание понятий и теории в социальных науках // Социальные и гуманитарные науки. РЖ. Серия 11 "Социология". М.: ИНИОН, 1992. № 3. С. 154-169.
|
|
4. Шютц А. [Структура повседневного мышления] // Социологические исследования. 1988. №2. С. 129-137.
5. Schutz A, Some Leading Concepts of Phenomenology // Social Research. 1945. Vol. 12. №1. P. 77-97. ~
6. Schutz A. On Multiple Realities // Philosophy and Phenomenological Research. 1945. Vol. 5. №4. P. 533-576.
7. Schuetz A. Phenomenology and the Social Sciences // Kockelmans J. (ed.). Phenomenology. N.Y., 1967. P. 450-472.
8. Schuetz A. Scheler's Theory of Intersubjectivity and the General Thesis of the Alter Ego // Philosophy and Phenomenological Research. 1942. Vol. 2. № 3. P. 323-347.
9. Schuetz A. The Problem of Rationality in the Social World // Economica (London). 1943. Vol. 10. № 38. P. 130-149.
10. Schuetz A. The Stranger//Amer. J. of Sociology. 1944. V. 49. №6. P. 499-507.
11. Schuetz A. The Homecomer // Amer. J. of Sociology. 1945. Vol. 50. № 5. P. 369-376.
12. Schutz A. The Social World and the Theory of Social Action // Social Research. 1960. Vol. 27. №2. P. 203-221.
13. Schutz A. The Well-Informed Citizen // Social Research. 1946. Vol. 13. № 4. P. 463-478.
14. Schutz A. Tiresias, or Our Knowledge of Future Events // Social Research. 1959 Vol. 26. №1. P. 71-89.
15. Schutz A. Equality and the Meaning Structure of the Social World // Bryson L., Faust C.H., Finkelstein L. (eds.). Aspects of Human Equality. N.Y., 1957.
16. Schutz A. The Phenomenology of the Social World. Evanston, 1967.
17. Wagner H. Glossary //Alfred Schutz on Phenomenology and Social Relations. Chicago, 1971. P. 316-323.
18. Schutz A. Symbol, Reality and Society // Bryson L, Finkelstein L, Hoagland H., Maclver R.M. Symbols and Society. 1955. Chap. 7.
Страница преподавателя