Маслова Н.В.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНЦЕПЦИИ
НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
практика образования, методологические, гносеологические, научно-теоретические основы образования
Содержание
Понятия и определения
Воспитание целостного мышления
Задачи образования
Создание передовой системы образования – это ключевая этическая, экономическая, стратегическая задача России на пути в XXI век.
Концепция ноосферного образования является частью концепции ноосферного пути развития России, разработанной Академией естественных наук в 1993–1995 гг., и исходит из её базовых понятий и принципов.
Концепция ноосферного образования – это система научно-теоретических, гносеологических, методологических и практических взглядов на природу образования и возможности его эффективного достижения в обществе на этапе ноосферного перехода.
Концепция ноосферного образования является конвергенцией естественнонаучных, гуманитарных концепций и практик образования конца XX в.
Концепция отвечает на следующие вопросы времени:
|
|
1. Каковы научно-теоретические, гносеологические, методологические основы образования?
2. Как практически организовать педагогическое пространство, чтобы обрести необходимые условия и оптимальные технологии в подлинноэкологичном, гуманном образовательном процессе?
3. Как организовать жизнеспособную систему управления образованием в рамках программ сквозного развития всех звеньев воспитательно-образовательного процесса (семья–сад–школа–вуз)?
4. Как экономично организовать саморазвивающийся процесс образования?
5. Как избежать авторитаризма и неподвижности системы образования?
6. Как вести перестройку педагогического процесса, технологии образования в сторону гармонизации и экологизации образования на этапе ноосферногоперехода?
7. Как в существующей системе подготовки и переподготовки педагогических кадров организовать учебный процесс так, чтобы в короткое время дать толчок к естественной трансформации мышления, методологии и мировоззрения каждого отдельного педагога?
8. Как сориентировать человека в современном обществе?
В концепции представлено неразрывное единство 4-х частей: научно-теоретической, гносеологической, методологической и практической. Структура концепции ноосферного образования представлена на схеме 1.
Схема 1
Содержание концепции раскрывается в следующей последовательности:
v Понятия и определения.
v Цели, задачи, принципы ноосферного ноосферного образования.
v Технология ноосферного образования.
v Методика преподавания учебных дисциплин.
v Учебники для ноосферного образования.
v Педагог нового поколения.
v О программе перехода к ноосферному образованию. образования.
v Научно-теоретические основы ноосферного образования.
v Теория познания на современном этапе.
v Методология