Основные идеи. Главной идеей, предложенной К.Юнгом, можно считать идею существования наряду с индивидуальным бессознательным кол­лективного бессознательного

Главной идеей, предложенной К.Юнгом, можно считать идею существования наряду с индивидуальным бессознательным кол­лективного бессознательного, содержанием которого являются так называемые архетипы, т.е. некие общие для всего человечества формы мыслительных представлений (или древние образы), на­полняемые в ходе индивидуальной жизни личным эмоциональ­ным и образным содержанием. Архетип может найти свое выра­жение в целом ряде образов и идей, но сам он не сводится ни к одному своему частному выражению, он является смыслом, ко­торый стоит за всеми способами своего выражения.

За подобные идеи Юнг заслужил у Фрейда прозвание «мисти­ка» и «святоши».

Коллективное бессознательное существует, конечно, в голове каждого отдельного индивида, коллективное оно только потому, что является одним и тем же у многих людей и тем самым объеди­няет их в народы, нации и человечество в целом. Архетипами со­держание коллективного бессознательного называется потому, что это идущие из древних времен формы психических реалий, отра­жаемые в мифологии того или иного народа, а также потому, что они носят достаточно обобщенный, абстрактный характер, конк­ретизирующийся в индивидуальной жизни человека. Например, архетип матери имеет некоторые обобщенные черты у каждого народа, отличные от черт, приписываемых матери у других наро­дов, есть и более обобщенный архетип матери — один и тот же для всего человечества. В жизни индивида он наполняется конк­ретным эмоциональным и образным содержанием, связанным с взаимоотношениями с собственной матерью, но архетип органи­зует и объединяет этот опыт.


Архетипы заряжены для человека большим энергетическим потенциалом, и обычно человек не может управлять собственны­ми архетипами, скорее они управляют человеком. Они соответ­ствуют некоторым важнейшим понятиям в жизни человека, свя­занным с отношениями к родителям, рождению и смерти, вре­мени и пространству, к душе и Богу.

Пример.

Побывав в Индии, К. Юнг отметил, что время у индусов организовано цик­лично, поэтому все повторяется, и при этом жизньтам как бы застыла в одной точке и то, что было пять тысяч лет назад, также происходит и сейчас. Задача индуса недобиться прогресса, авырваться за эти круги кармы, освободиться от постоянных повторений. На Западе же время представляется как непре­рывно продолжающаяся вперед прямая линия, события не повторяются, че­ловек не перевоплощается, но происходит непрерывный социальный прогресс и задача личности — осваивать все новыетерритории и знания.

Невроз в современном мире, ощущение распада личности и утраты смысла жизни по большей части происходят из-за изоля­ции Эго-разума от бессознательного, что равносильно изоляции от нашей души, от жизни духа. Можно сказать, что если мы не идем к духу, то дух сам приходит к нам в образе невроза.

Личность каждого человека строится также в соответствии с определенными личностными архетипами.

Юнг выделяет несколько основных для понимания структуры личности архетипов: это Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость.

Персона — это то, какими мы представляем себя миру. Это наш характер, наши социальные роли, одежда, которую мы предпо­читаем носить, наш индивидуальный стиль выражения и т. п.

Эго — центр сознания, он создает ощущение последователь­ности и направления в нашей сознательной жизни.

Тень — центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания, он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидом как несовместимые с его персоной или противореча­щие социальным стандартам и идеалам. Однако большая часть ас­пектов нашей Тени на самом деле представляет для нас огромную ценность, содержит много позитивной энергии, которую мы смо­жем использовать, если сумеем интегрировать ее в нашу личность, тем самым дополнив ее.

Анима и Анимус — это идеальные бессознательные структуры, отражающие представление об образе женственности и, соответ­ственно, мужественности. Все отношения с противоположным полом находятся под сильным влиянием этих архетипов. Мужчи­на стремится дополнить себя, найдя в реальности воплощение своей Анимы, женщина, соответственно — Анимуса.


Самость — центральный архетип, архетип порядка и целостно­сти личности. По Юнгу, сознание и бессознательное не обяза­тельно противостоят друг другу, они дополняют друг друга в це­лостности, которая и есть самость [6]. Достижение самости (то, что называется «найти себя») происходит примерно к 40 годам и только в результате серьезной работы по постижению своего бес­сознательного. Самость проявляется в форме мандалы (восточный медитативно-религиозный символ), содержащей в себе круг (пол­нота и целостность) и четырехчастные фигуры (крест или квад­рат, обозначающие объединение противоположностей).

Глубже самости лежит коллективное бессознательное, содер­жанием которого являются архетипы, одним из них является, с точки зрения Юнга, и знаменитый Эдипов комплекс, не случай­но нашедший свое отражение в древней мифологии. Таким обра­зом, архетипы составляют фундамент, на котором строится чело­веческая личность.

По Юнгу, каждый индивид обладает стремлением к индивиду-ации, становлению единым, однородным существом, и посколь­ку индивидуальность — это наша наиболее внутренняя, постоян­ная и ни с чем не сопоставимая уникальность, то индивидуация подразумевает становление собой или «самореализацию», это про­цесс развития к целостности и благодаря этому — движение к большей свободе. Этот процесс состоит в постижении своего бес­сознательного, прежде всего своей самости, но также и в разво­рачивании, проявлении своего бессознательного потенциала в реальной жизни.

В то же время Юнгу принадлежит глубокая и детально разра­ботанная типология личности. В основе этой типологии лежит ставшее уже классическим понятие экстраверсии и интроверсии, характеризующее человека, чья энергия (либидо) преимуще­ственно направлена либо к внешнему, либо, соответственно, к внутреннему миру. Никто не является чистым экстравертом или интровертом, однако каждый индивид более склонен к одной из этих направленностей.

Далее Юнг подразделяет людей по принципу доминирования одной из основных четырех психологических функций: ощуще­ний, интуиции, эмоций и мышления. Соответственно, можно говорить об ощущающем (сенсорном), интуитивном, эмоциональ­ном ж мыслительном типах личности. В сочетании с качеством экстраверсии или интроверсии уже получается восемь основных типов, подробно охарактеризованных Юнгом в книге «Психоло­гические типы». Современный подход к этому вопросу позволяет выделить еще два типа: решающий и воспринимающий. Экстраверт противоположен интроверту, решающий — воспринимающему, мыслительный — эмоциональному, ощущающий — интуитивно­му. Всего, таким образом, можно определить 16 основных типов


личности (например, данный человек может быть экстравертом, мыслительным, интуитивным и решающим, и т.п. 16 сочетаний основных качеств).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: