О военно-морской педагогике

55. Труды Гершельмана по вопросу о влиянии нравственного элемента на войне. В предыдущей главе мы коснулись влияния нравственного элемента на успех боя и показали, что этому элементу все полководцы придают большое {177} значение. По вопросу о влиянии нравственного элемента, кроме писателей, цитированных в предыдущей главе, много потрудился г. Гершельман, который в последние годы поместил в «Военном Сборнике» ряд весьма ценных, статей. Нравственный элемент есть действительно огромная сила на войне, и нужно стремиться, чтобы как морские, так и сухопутные войска в этом отношении были доведены до самого высокого совершенства.

Нравственный элемент создается воспитанием и образованием войск. Каждый человек получает свое воспитание и образование сперва в своей семье, потом в школе и, наконец, в жизни и на службе. Образование, получаемое в семье и школе, подлежит ведению педагогики, а на службе — науке, называемой морской администрацией. В этой главе мы рассмотрим задачи военно-морской педагогики.

56. Задачи военно-морской педагогики. Наука о военно-морском воспитании — военно-морская педагогика — должна преследовать главным образом цели военные; Надо создавать офицеров и нижних чинов, годных для войны. Все остальные условия второстепенные; надо давать общее развитие, но ни в каком случае не в ущерб главной задаче.

Говоря таким образом, мы не хотим сказать, что от офицера не требуется никакого общего развития, но общее развитие составляет показную часть дела, а потому оно никогда не забудется. Может случиться обратное, что военно-морская педагогика, увлекаясь желанием всестороннего развития молодых людей в общеобразовательном отношении, упустит из виду самое существенное, т. е. развитие в них смелости, глазомера и находчивости — трех качеств, столь необходимых на войне. Если педагогика будет внимать голосу тактики, то она никогда не вдастся в столь нежелательную крайность, и в результате получится, что молодые люди, кончившие курс, будут соответствовать условиям морского боя, а в этом и заключается главное задание.

Рассмотрим сперва, какие качества должны иметь лица, избравшие военное поприще. Это покажет нам идеалы, к которым должна стремиться педагогика. Сперва рассмотрим, какие качества должен иметь полководец, а потом — какие качества должен иметь матрос.

57. Наполеон о полководцах. Все писатели сходятся в {178} том, что от личных качеств полководца зависит очень многое. Никто, однако же не говорит так определенно, как Наполеон, который выразился следующим образом:

«Не римская армия покорила галлов, а Цезарь; не карфагенская армия заставила Рим трепетать, а Аннибал; не македонская армия прошла до самой Индии, а Александр; не прусская армия защищала Пруссию в течение семи лет, а Фридрих» (On the study of naval warfare as a Science, стр. 540).

58. Исторические справки о выдающихся полководцах, Чтобы действительно яснее представить себе тип полководца или военноначальника, нужно изучать историю. История показывает нам не идеалы, а действительность, и тут мы видим, что люди, из которых выходят военные гении, иногда начинают выказывать свою гениальность в самой ранней молодости; иногда же люди эти смолоду или беспечны, или дюжинны и ничего не обещают. Мы уже привели довольно подробный разбор личности Нельсона. Скажем, хотя в нескольких словах, о других знаменитых военных людях.

Наполеон был большой служака со дня выхода в офицеры. Он спал у своих пушек и всегда работал над изучением военного дела. Целые часы он проводил над планами и картами.

Александр Македонский считался с юношеского возраста предназначенным судьбой быть великим человеком. Его описывают нервным мальчиком и говорят, будто температура крови его была выше, чем у обыкновенных смертных. Его нервностью объясняется его пристрастие к вину.

Плутарх говорит (стр. 13): «При всей своей горячности (в смысле нравственном) Александр еще в детстве обнаруживал замечательную умеренность и равнодушие к телесным наслаждениям». Его однако упрекают за то, что у него очень долго продолжались послеобеденные пиршества.

Александр был щедр до самой высокой степени. Плутарх (стр. 38), говоря о подарках Александра перед персидским походом, прибавляет: «когда таким образом Александр расточил все свои средства, Пердикка сказал: «А себе, государь, что же ты оставляешь?» — «Надежду», отвечал Александр».

Юлий Цезарь был светский молодой человек, любивший {179} увеселения, он был всегда энергичен и чувствовал в себе силу, но лишь позднее, получив управление Галлией, начал выявлять свою гениальность.

У Плутарха (стр. 31) мы находим следующее: «Рассказывают также, что в Испании в часы досуга Цезарь иногда читал историю Александра. Раз он до такой степени был взволнован этим чтением, что долго сидел в задумчивости и наконец громко зарыдал. Когда же друзья его спросили: чего же он расплакался, то он им ответил: «как же мне не печалиться, когда в мои годы Александр уже царствовал над столькими завоеванными странами, а я еще не могу похвалиться ни одним славным подвигом?»

Цезарь был тоже щедр на подарки, и Плутарх говорит (стр. 53), что он «побеждал своих врагов оружием римских граждан и привлекал к себе последних деньгами своих врагов».

Из наших полководцев выше всех стоит Суворов, который 15 лет был записан рядовым в Семеновский полк и произведен в офицеры на 24-м году; образования школьного не получил и всему учился сам. Он был ростом мал, тощ, хил, дурно сложен и некрасив, но уже с первой войны получил аттестацию: «быстр при рекогносцировке, отважен в бою и хладнокровен в опасности». Людям, которые от природы не наделены высокими физическими качествами, нет надобности опасаться за свою карьеру, — примером может служить Суворов. Приведенный отзыв о Суворове, когда он был еще молодым офицером, краток и красноречив. Он показывает идеалы, к которым надо стремиться, и пусть педагогика поставит себе задачу готовить офицеров, про которых можно было бы сказать, что они: «быстры при рекогносцировках, отважны в бою и хладнокровны в опасности».

Из наших современников, Скобелев считался в своем полку плохим офицером. Если бы не было войны, то можно думать, что Скобелев никогда не выделился бы из толпы. Всю свою краткую службу он был в походах, и когда поход кончали, он не знал, что с собой делать, и погиб благодаря своей невоздержанности. История еще не сказала о Скобелеве своего последнего слова, но наше личное с ним знакомство во время Ахал-Текинского похода оставило о нем впечатление как о крупном военном таланте. Скобелев умел поднять дух в войсках, и один вид его {180} был достаточен, чтобы у каждого явилось непреодолимое желание драться и разбить неприятеля. Люди лезли в огонь, и со Скобелевым во главе каждый был беззаветно храбр.

Каждый из знаменитых полководцев при своих дарованиях имел и крупные недостатки. Если он выдвигался, то только потому, что была нужда в хороших военноначальниках и эта нужда заставляла мириться с его недостатками. «Люди талантливые в военном деле, — как говорит генерал Леер, — весьма редки, и война заставляет прощать им многое». Наполеон, который всегда воевал и всегда нуждался в способных людях, в своих воспоминаниях на острове Св. Елены говорил, что «людей приходится брать, как они есть, и никогда не надо слушать, что одни говорят про других. Дело в том, чтобы выиграть сражение, для чего нужны подходящие люди. Если же слушать, что говорят одни про других, то придется лишить себя весьма полезных людей». Этот человек, которого мы себе представляем идеалом деспотизма, до такой степени нуждался в талантливых людях, что он, как было сказано выше, переносил даже их дерзости. Но и Наполеон, несмотря на свое искусство, не всегда мог найти подходящих людей. Так, Наполеон не имел для командования кавалерией человека, подобного Зейдлицу, ибо Мюрат был не больше как рубака, и Наполеон не хотел ему предоставить должной самостоятельности в управлении кавалерией. Результат этого был тот, как говорит генерал Леер (Прикладная тактика, приложение IV, стр. 3.0), что «в сражениях Фридриха Великого кавалерия действовала лучше, чем у Наполеона».

59. Качества, которые должен иметь полководец. Многие из военных писателей касаются подробно вопроса о желаемых в полководце качествах, и все согласны в том, что хотя ум есть бесспорно качество весьма важное, но характеру отдают предпочтение перед умом.

Первым качеством полководца считает Наполеон «холодную голову», т. е. способность «не делать себе картин», как выражается он на своем образном языке, другими словами: способность не подчиняться воображению, не делать из мухи слона. Суворов это качество называл весьма метким словом глазомер, заключающийся, по мнению генерала Леера (Положительная стратегия, стр. 18), «в верной оценке в каждую минуту обстановки, {181} условий, времени и пространства, необходимых на исполнение той или другой комбинации».

Жомини говорит: «Важнейшими качествами полководца всегда будет великий характер, или нравственная неустрашимость, ведущая к великим предприятиям, и потом хладнокровие, или душевное мужество, господствующее над опасностями. Познания являются уже в третьем разряде, но они всегда будут сильным вспомогательным средством. Чтобы не признать сего; надобно быть слепым; впрочем, как я уже выше сказал, не должно под сим разуметь обширной учености; надобно знать мало, но хорошо, и в особенности глубоко вникнуть в руководствующие правила» (Начертания военного искусства, Жомини, ч. I, стр. 115).

Далее Жомини говорит (стр. 118), что «фронтовой генерал, который сам обдумывал войну, будет равно способен к начальствованию».

Генерал Леер говорит по тому же предмету следующее:

«Путем анализа пытались мы очертить те качества, которыми должны обладать мастера в военном деле. Качества эти: характер, ум и глазомер, даже отдельно взятые, встречаются редко в том развитии, как они требуются войной. Насколько же редко они встречаются в счастливом сочетании между собой, образующем военный гений, тому лучшим доказательством служит история. На 20 веков их приходится не более 10 (Александр, Аннибал, Цезарь, Густав-Адольф, Тюренн, принц Евгений, Петр, Фридрих, Суворов и Наполеон). Как видно, природа скупа на таких людей, а в военном деле скупее, чем где-либо» (Положительная стратегия, Леер, стр. 18).

Мармон в своем сочинении Esprit des institutions militaires (стр. 264 и 265) так определяет качества полководца: «Две вещи необходимы полководцу — ум и характер. Ум потому, что без него немыслимо составление какого-либо соображения. Характер потому, что без сильной и строго последовательной воли нельзя обеспечить успеха исполнения составленных планов. Но здесь дело все в относительных качествах, а не в абсолютных; это отношение само по себе составляет весьма важный элемент успеха. Если мы выразим в цифрах каждую из этих способностей, то я предпочел бы генерала, ум которого 5, а характер 10, — генералу, ум которого равен 15, а {182} характер 8. Когда характер господствует над умом, и ум все-таки имеет известную глубину, — человек при этом условии идет к определенной цели и имеет шансы ее достигнуть. Когда же, наоборот, ум берет верх над характером, то это ведет к ежеминутной перемене намерений, предположений и направлений, потому что обширный ум склонен ежеминутно смотреть на вопрос с новой точки зрения. Если сила воли не в состоянии положить конца этим колебаниям, то неизбежно балансирование между разными решениями, непринятие никакого (это и есть худшее); вместо того чтобы приближаться к цели, нерешительность нас от нее все более и более удаляет и, наконец, окончательно сбивает с толку».

Маршал Саксонский говорит почти то же, а именно:

«Первое из всех качеств в полководце — есть характер (храбрость), без него я не придаю значения остальным, потому что они делаются бесполезными. Второе ум... и третье здоровье» (Положительная стратегия, Леер, стр. 17).

Общий вывод из всего вышесказанного, по отношению к уму и характеру, можно резюмировать словами Наполеона, который сравнивает характер с основанием прямоугольника, а ум с высотой, и говорит: «Полководец, выражаясь более осязательно в отношении основания «характера» и высоты «ума», должен представлять как бы квадрат. Если же, однако, одно из этих двух качеств должно преобладать, то предпочтительнее, чтобы это был характер, а не ум».

Кроме характера и ума, полководец должен иметь знание и здоровье. Жомини требует от полководца еще справедливости. Он пишет:

«К несчастью, качество отдавать справедливость заслугам весьма редко встречается; посредственные умы всегда завистливы и весьма склонны к выбору дурных приближенных, боясь, чтобы не сказали, что ими руководствуют, и не умея понять, что тому, который носит имя главнокомандующего, приписывают всегда полную славу успеха, даже если бы он в нем и принимал наималейшее участие» (Начертания военного искусства, Жомини, ч. I, стр. 116).

60. Качества, которые желательны в командующем флотом. По этому предмету мы не имеем таких определенных отзывов, как по вопросу о командующем на сухом {183} пути. В общем надо признать, что командующий на море должен иметь те же качества, как и командующий на берегу, но, разумеется, применительно к роду деятельности в морской обстановке. Например, познания начальника на море иные, чем у начальника на суше, и глазомер сухопутный недостаточен, чтобы ясно взвесить обстоятельства, которые встретятся на море.

Но особенности морской обстановки требуют вдобавок некоторых особых качеств. Мы не будем распространяться о многом, но скажем лишь, что командующий флотом должен иметь морской глаз, т. е. умение на-глаз оценить положение своего судна и эскадры относительно чужих судов и берега. Человек, не имеющий хорошего морского глаза, не может хорошо управиться со своим кораблем и, следовательно, своей эскадрой. Морской глаз есть качество врожденное, но воспитанием и практикой можно в этом деле значительно усовершенствоваться. Мы, однако, лично знаем людей высокодаровитых, которые решительно не могли усвоить уменья управлять кораблем, хотя впоследствии проявили необыкновенные способности по технике и администрации.

Это не значит, что человек не должен делать над собой усилий, чтобы приобрести морской глаз, ибо старанием каждый может побороть свои недостатки и развить свои хорошие качества. Человек, не близорукий от природы и имеющий достаточную остроту зрения, путем практики может значительно улучшить себя в отношении морского глаза.

61. Морской глаз и глазомер. Не следует ли однако то, что называется морским глазом, отнести к суворовскому глазомеру? Нам кажется, что целиком этого сделать нельзя; разумеется, в том и другом есть много общего, но есть и разница. Для правильности номенклатуры с этим делом надо разобраться. Можно иметь морской глаз, бесподобно управлять своим кораблем и совершенно не иметь военного глазомера, т. е. умения оценить свое положение относительно неприятеля. Если суворовский глазомер применительно к военно-морскому делу назвать военно-морским глазомером, то это введет новый термин, и потому мы остановимся на том, что будем подразумевать под словом глазомер то, что было сказано нами в п. 59, а под словом морской глаз — способность управлять своим {184} кораблем и видеть по первому взгляду на корабль все его наружные недостатки, которые могут служить для некоторых соображений о внутренних его качествах.

62. Заключение о качествах, которые желательны в командующем флотом. Применяя все сказанное выше к морской обстановке, мы можем считать, что командующий флотом должен иметь следующие качества:

1) характер, к которому также относится храбрость и хладнокровие,

2) ум,

3) глазомер,

4) морской глаз,

5) познания,

6) здоровье,

7) справедливость.

63. Качества, которые должен иметь солдат. Рассмотрев качества главнокомандующего, посмотрим теперь, какие качества должен иметь солдат. Наполеон говорит следующее: «Первое качество солдата состоит в мужественном перенесении трудов и лишений войны; храбрость составляет только второстепенное качество» (Военные правила Наполеона, СПБ, 1846 г., стр. 63, LIX).

Генерал Драгомиров (стр. 33) говорит, что от солдата требуются на войне следующие качества:

а) чувство долга, доведенное до самоотвержения или готовности пожертвовать собой для выручки товарищей: неустрашимость, находчивость, беспрекословное повиновение воле начальника во всем, касающемся службы;

б) способность выносить тягости и лишения военного времени безропотно и без быстрого истощения сил;

в) искусное действие своим оружием;

г) умение согласовать свои движения и действия с товарищами;

д) ловкость в преодолении встречаемых на местности преград и умение пользоваться ими для собственного укрепления от осмотра и выстрелов неприятеля, не лишаясь однако же возможности его видеть и стрелять по нем.

Первые два пункта определяют воспитание солдата; последние три — его образование.

64. Качества, которые должен иметь матрос. По этому предмету можно исписать целые томы, но мы не имеем такого намерения и скажем лишь вкратце наше заключение, {185} основываясь на мнениях цитированных выше авторитетов и наших собственных соображениях. Матрос должен обладать следующими качествами:

1) здоровье и выносливость,

2) привычка к дисциплине,

3) привычка к морю,

4) смелость,

5) познания.

65. Качества, которые должен иметь каждый из военнослужащих. Мы нарочно старались очертить качества самого главного лица на плавающем флоте и обыкновенного матроса. Все остальные должности требуют и тех и других качеств, ибо каждому приходится начальствовать над одними и подчиняться другим. Задача военного воспитания сводится именно к тому, чтобы придать всем военнослужащим вышеперечисленные качества.

66. Воспитание, получаемое в своей семье. Свое первоначальное воспитание каждый человек получает от своей матери, и то, что западает в душу ребенка в раннем возрасте, останется в нем на всю жизнь. Мы видим, например, у азиатских народов, что ребенка воспитывают с постоянной мыслью о том, что на нем лежит долг отомстить за кровь его отца или брата, и молодой человек, достигая зрелого возраста, под постоянным впечатлением той же мысли, пойдет на верную гибель, чтобы исполнить то, для чего он считает себя родившимся.

Народы так привыкли теперь к благодеяниям мирного времени, что военная доблесть начинает мало-помалу исчезать. Войны последних трех четвертей настоящего столетия ведутся довольно гуманно, ужасы войны в народных сказаниях с каждым годом все более и более бледнеют, и теперь уже не так часто встретите мать, которая бы говорила своему сыну, что он должен расти и крепнуть, чтобы защитить свой родной очаг и свою родину. Дело это считается как бы делом правительства, тогда как военная доблесть в сущности есть дело общественное и всенародное.

67. Жомини о необходимости военной доблести во всей нации. Послушаем, что говорят о военной доблести люди государственного ума.

Жомини пишет: «Ежели правительство не будет стараться возбудить военный дух в государстве, то лучшие {186} меры, принятые им для образования армии, будут тщетны» (Начертания военного искусства, Жомини, ч. I, стр. 124).

Во второй части своего труда (стр. 2) Жомини возвращается к этому вопросу и говорит: «Состав и качество войск, превосходство в артиллерии или кавалерии и хорошее их употребление, но, сверх всего этого, нравственное состояние армии и даже народов — вот что доставляет победы более или менее решительные и предопределяет их результаты».

68. Военная доблесть в народе. Никто не может быть пророком в политике, но было бы неосторожно думать, что великое переселение народов более не повторится, а если начнется движение желтой расы с востока на запад, то мы первые должны будем своей грудью остановить этот поток. Благоразумие требует готовиться к таким событиям, и эти приготовления не могут принести никакого вреда; они лишь внесут в массу то, чего так много было у римлян во времена их владычества и отсутствие чего повело к падению этой всемирной империи.

Не моему слабому голосу защищать эти великие принципы, и в сущности мы не в праве бросить упрек русской женщине в ее неумении воспитать доблестного человека. Прибывающие к нам ежегодно новобранцы могут служить живым доказательством того, что русская женщина дает в ряды армии и флота материал, вполне годный для войны; люди эти приучены к труду, выносливости и послушанию; они безропотны и нетребовательны — лучшего желать трудно.

В семье простонародья есть дисциплина и уважение к родительской власти. Мать говорит сыну, что он должен расти и крепнуть, чтобы под старость кормить своих родителей, и таким образом ребенок с колыбели приучается к сознанию лежащего на нем долга. Нам могут сказать, что в семье простонародья, из которого выходит преобладающая часть новобранцев, меньше всего думают о системе воспитания и что это делается бессознательно. Но если даже женщина в семье простонародья и делает свое дело по отношению к государству бессознательно, то заслуга ее от этого не уменьшается, и, разумеется, она стоит выше тех некоторых женщин среднего класса, которые, имея возможность сознательно отнестись к делу, дают государству {187} хворых здоровьем и разбитых нравственно молодых людей, которые, не будучи способны ни на какое дело, являются лишь излишним бременем для общества, а иногда и источником расхода для государства.

69. Влияние народных сказок. Мы думаем, — никто не будет отрицать того факта, что обстановка и рассказы в детстве оставляют следы на всю жизнь человека. Пушкин говорил, что первая искра поэзии запала в его душу из сказок его няни. В недавнее время народные сказки и былины стали бережно собирать, и весь Петербург слушал этих сказателей и сказательниц былин. На редком из кораблей не найдется сказочника, который в течение трехлетнего дальнего плавания почти ежедневно рассказывает своим товарищам все новые и новые сказки. Очевидно, в народе есть какая-то сила, сохраняющая древние сказания о битвах и богатырях, и никто не будет отрицать, что сказания эти не влияют так или иначе на нравственную сторону человека. Желательно, чтобы те из сказаний, которые поднимают дух военной доблести, не выводились.

70. Школьное образование или обучение на деле. Из семьи молодой человек, желающий быть офицером, должен поступать в корпус, и годы, которые он проведет в учебном заведении, имеют огромное значение на большую или меньшую пригодность офицера к войне. По отношению к школьному образованию заслуживает внимания драгомировский вопрос: чему следует не учить? Нужно быть Драгомировым, чтобы поставить этот вопрос, но мы полагаем, что всякий дюжинный человек поймет его важность. Все преподаватели склонны расширять свои курсы, и нужно, чтобы чья-нибудь сдерживающая рука клала свое veto, чтобы учителя не давали длинных объяснений тем предметам, которые на практике, в плавании, во сто раз легче усвоить, чем по книгам и чертежам. Надо учить в школе лишь тому, чему неудобно учиться на службе.

Могут быть однако же две системы образования — одна школьная, а другая на деле. Англичане всегда предпочитали последнюю из этих систем; она больше подходит к тому, что мы видим в частном деле. Для того чтобы сделаться инженером в Англии, молодой человек, окончив курс общих паук в возрасте от 15 до 17 лет, поступает на завод, где в течение четырех лет проходит все {188} мастерства. Некоторые еще потом поступают в специальные школы, но большинство на завода оканчивает свое специальное образование.

В Соединенных Штатах молодой человек, желающий быть моряком или морским механиком, должен в возрасте около 15 лет, по окончании общего образования, поступить на корабль матросом или масленщиком («Морской Сборник», 1896 г., № 6). Специальные знания он приобретает на практике или в тех руководствах, которые берет с собой в море. То, что у нас называется мореходная школа, у них не существует, а моряки есть, тогда как при системе школ происходит совершенно обратное, т. е. школы есть, а моряков нет. В Америке, да и почти везде за границей, считают, что когда дело идет об общем образовании, то школа есть лучшее средство; когда же задание состоит в усвоении ремесла, то жизнь и дело учат лучше школы. Несмотря на то, что высшему образованию у нас в России дают такие льготы, как нигде, множество лиц с высшим техническим образованием не находит себе мест. Хозяева заводов во многих случаях предпочитают иметь простых практиков, привычных к своему делу, вместо теоретиков, если они не умеют приложить своих познаний к ремеслу.

Недостаток школьного образования заключается именно в том, что воспитанники видят все искусственное, а не естественное, я имеют отношение не к людям того ремесла, которое изучают, а к педагогам. Чем лучше педагог, т. е. человек, умеющий обращаться с юношеством, тем меньше он похож на тот тип, который называется бравым моряком или смелым механиком, тогда как этим собственно типам и должен был бы молодой человек подражать.

Осмотрев однажды один из учебных кораблей и увидев полную систематичность в занятиях, распределении времени и пр., я невольно задался потом мыслью — не убивается ли в молодом человеке систематично (этим систематичным путем) дух смелости и решительности. Не ведет ли вся эта система к тому, что у юношей невольно является робость и опасение отступать от рутины? Даже позднее оставление в школе влияет на молодого человека неблагоприятно. Если 22-летнего юношу держать взаперти как ученика, то он потом долго еще и в жизни будет робким учеником, а не смелым деловым человеком. {189}

71. Заключение. Все вышесказанное приводит нас к убеждению, что личный состав офицеров нашего флота выиграл бы, если бы средний год выпуска в офицеры понизили приблизительно до 18 лет, а происшедшие от того недочеты в специальных теоретических познаниях преподавались в классах в офицерском звании. Надо, чтобы каждый знал, что с выходом из школы учение не оканчивается и что всю свою службу офицер, не желающий итти назад, должен учиться и работать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: